Урок математике в 1 классе

  • doc
  • 19.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мат 1 класс.doc

 

 

Тема урока: «Сложение и вычитание числа 3. Закрепление».

«Русская народная сказка «Гуси – лебеди».

 

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Форма урока: Интегрированный урок с игровыми элементами.

 

Цели:

Предметные

- закрепляем приёмы сложения и вычитания числа 3;

- формируем умение математически правильно читать выражения, используя названия компонентов арифметических действий;

- формируем умение составлять и решать простые задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц;

- развиваем у школьников мыслительные процессы (анализа, сравнения, классификации, доказательства), логическое мышление, творческие способности, внимание, воображение.

 

Метапредметные. Формирование УУД.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде рисунка;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3) учимся воспринимать одноклассников как членов своей команды;

4) учимся вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

5) учимся быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

Воспитательные задачи:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию.

3) воспитание дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

4)воспитание умения прислушиваться к советам родителей; любви к родным и близким,ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей.

 

Здоровьесберегающие задачи:

Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз. Осуществлять контроль за позой учащихся во время работы за партой.

 

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, информатика, изобразительное искусство.

Этапы урока

Содержание урока

УУД

1.Орг. момент

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

 

Регулятивные. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Организация  своего рабочего  места.

 Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке.

- Ребята, а вы любите сказки?

- И я люблю. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

- А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

- Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.  В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки.

Как вы думаете, это будет простая сказка или математическая? Конечно, математическая, ведь у нас урок математики.

 

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало –

Не пропало,

Румяной булкой стало. (Печка)

 

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

 

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко)

- Как называется дерево, на котором растут яблоки? (Яблоня)

 

- Ребята, что вы можете сказать про эти картинки? Какую сказку они вам напоминают? («Гуси-лебеди»)

Вдруг на небе потемнело... и угрозой заревело.

Дики гуси стаей сели, братца хвать... и улетели!

Понесли его за кручи, за леса, за черны тучи,

За неведомые горы, за далекие просторы.

 

Прибежала тут сестренка, златовласая Аленка,

А братишки не видать… Стала плакать, призывать:

- Брат, Иванушка, ты где? Отзовись, хоть вдалеке!

Но… не слышно ничего. Все вокруг пустым – пусто...

 

- Гуси – лебеди унесли братца.  Побежала девочка искать его. У кого она просила помощи? (печка, речка, яблоня) Но, прежде чем помочь девочке, они просили ее исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, торопится, ей трудно эти задания выполнять. Поможем Алёнушке?

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

2.Актуализация. Повторение опорных знаний.

 

– Итак, отправляемся в путь. Закройте глазки. Представьте себе, что перед нами дремучий лес. Представили? Откройте глаза. Чтобы не было страшно в этом дремучем лесу и не было скучно идти по лесу, отгадайте загадки .

Сколько ушек на макушке,

Сколько у сома усов,

Сколько в целом половинок,

В паре — новеньких ботинок,

И передних лап у льва

Знает только цифра… (Два)

 

Сколько в радуге цветов,

Гномиков у Белоснежки,

И всего чудес на свете,

Разобраться с этим всем

Нам поможет цифра… (Семь)

 

Сколько солнышек за тучкой?

Сколько у слона носов?

Сколько на руке часов?

Сколько ног у мухомора?

Знает и собой гордится

Цифра-столбик… (Единица)

 

Сколько месяцев в зиме?

В лете, в осени, в весне?

Сколько глаз у светофора?

И полос на нашем флаге?

Что нам, кто ни говори,

Знает правду цифра… (Три)

 

Цифра с виду, как игрушка -

Неваляшка, погремушка

Не удариться ей о земь.

Всем понятно - это… (Восемь)

 

Смотрит мама с нетерпеньем

На страницы дневника.

Ждет заветную оценку

У сынка-озорника.

Но опять одни четверки.

Нет красавицы... (Пятерки)   Все цифры выставлены на доске.

1. Расставь числа в порядке возрастания. 1..2..3…5…7…8

2. Какие числа пропущены в числовом ряду до 10, вставьте их ? 4…6…9…

3.Назови число, следующее за 5, 4, 2, 7.

4.Назови число  идущее перед  числом 4, 7, 3, 9.

5.Назови  число: которое меньше 4, но больше 2; которое больше 4, но меньше 6; которое меньше 9, но больше 7.

Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

3.Определение темы урока.

 

-Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.

-Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

-Помоги перевернуть пирожки, чтобы не подгорели , – скажу.

- Давайте, ребята, поможем девочке, чтобы Алёнушка быстрее братца нашла.

заполнить пропуски.

 

    8                    9                          6       

 5    □            6     □                   3      □

            10                    7

         7       □            4    □

 

- Что вы заметили? (добавляли число 3)

- Как называется действие, когда мы к одному числу добавляем другое?      (сложение)

- А обратное ему действие, как называется? (вычитание)

- Попробуйте сформулировать тему урока.  

«Сложение и вычитание числа 3»

- Какие цели поставим перед собой? (на доске карточки-помощники)

закреплять навыки

закреплять умение

(Закреплять навыки прибавить, вычесть число 3; закреплять умение решать задачи  и примеры).

Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

 

 

 

4.  Работа по теме урока. Закрепление полученных знаний.

Устный счёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Побежала девочка дальше - стоит яблоня.

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Сделайте Минутку чистописания в тетрадях

- Алёнушке некогда, давайте, ребята, ей поможем.

 

Записывают.

 

Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

-Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели

Речка ей в ответ:

Запишите таблицу сложения и вычитания  на 3 в математике стр.110

 

- Боюсь, не успею я.

И девочка побежала дальше.

- А вы сможете выполнить эти задания, ребята?

- Как можно вычесть 3? (сначала 1, а потом 2, или 2, а потом 1)     

- Молодцы, вы справились с заданием, пора и отдохнуть.

 

 

 

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации, умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Коммуникативные:

Согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний.

Регулятивные:

умение удерживать своё внимание, слушать, как говорят другие.

 

Работа в группе. Игра.

 

- Долго она бегала по полям, по лесам.  Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Сидит Ванюшка и золотыми яблочками играет.

 

 

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из  иллюстрации. Формируем умение на основе анализа рисунка делать выводы.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

-Подкралась Маша к избушке, схватила братца и побежала домой. Баба яга за ними в погоню Гусей-лебедей отправила.

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.

-Речка, матушка, спрячь нас!

-  Реши  правильно примеры, перейдёшь на другой берег.

 

Самостоятельная  работа

 

10 *  *  =  7          2  *  *  =   7         3 *  *   =  1

3 *  *  =  8            6    *  *  =  3         6  *  *  =  9  

Проверяем.

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой опыт и знания, освоение метода информационного поиска.

Регулятивные: определять успешность выполнения задания с помощью учителя, одноклассников.

 Физминутка

 

Белые лебеди,

Над лесом летели,

На полянку сели,

Сели, посидели.

Опять полетели.

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться…

Очень бесшумно на воду садятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Применение знаний на практике.

 

 

- Ребята, знания сложения и вычитания где нам могут пригодится?

(при решении задачи)

 

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

-Яблоня, матушка, спрячь нас!                                                                             

-Решишь задачу, спрячу!

- А что такое задача, давайте порассуждаем.

Дети: проблемная ситуация с заданной целью, которую необходимо достичь.

- Расположите  в правильной последовательности, из каких частей состоит задача.

(Условие, вопрос, решение, ответ)

 - А какой текст можно назвать задачей?

- Текст, где есть условие и вопрос.

Висело 6  яблок, подул ветер, 3 яблока упало. Сколько яблок висит на дереве?

 

Разбор задачи:

– Сколько висело яблок?

- Сколько яблок упало?

- Что нужно найти в задаче?

Решение задачи.

 

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

-Печка, матушка, спрячь нас!

-Решишь задачу, спрячу!№2 стр.110

 

 

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе-Яге.

 

– Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь героям сказки?

– Как мы помогли им? (Решали примеры, задачи)

– Конечно, вы хорошо работали на уроке. Быстро считали, правильно выполнили все задания. Молодцы!

– А Аленушка с братом Иванушкой возвратились домой к родителям.

– Наше путешествие подошло к концу. Никто не отстал, не потерялся в лесу? Давайте посчитаемся.

 

- Ребята, «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», чему научила нас сказка?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким ( надо взрослых слушаться), ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей.

Коммуникативные:  формируем умение слушать и понимать других.

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации. Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы,

умение осуществлять действия по заданному правилу, алгоритму.

Регулятивные: формируем умение определять цели деятельности, принятие и выполнение поставленных задач, определять успешность выполнения заданий

6. Итог урока. Рефлексия.

 

Тест.

Итоги урока мы подведём при помощи теста.

- Мы сегодня много работали. А по какой теме велась работа? (Прибавить и вычесть число 3.).

- Каковы были цели урока? (Закреплять навыки прибавить, вычесть число 3; закреплять умение решать задачи).

- Мы их достигли?

- (имя ученика) что ты можешь сказать о своей работе на уроке?

- За активную и продуктивную работу про себя мы можем сказать, что сегодня мы - …….

- Спасибо за работу.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.