Урок математики "Пересечение геометрических фигур" (2-ой класс)

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий урока математики во 2 классе по теме.doc

Яннова Ирина Григорьевна,

учитель начальных классов

МОУ лицея им. В.Г.Сизова

г.Мончегорска

Мурманской обл.

 

Сценарий урока математики во 2 классе по теме «Пересечение геометрических фигур» (Школа 2000) (Деятельностный метод обучения + рефлексия на каждом этапе)

Цели: подвести к понятию «множество точек», формировать у детей учебную деятельность,   формировать   способности к анализу, контролю, рефлексии

Оборудование:

У каждого ученика карточки

С другой стороны

 

 

 

Набор геометрических фигур из прозрачной цветной плёнки, чтобы пересечение фигур было хорошо видно (2квадрата, 2 непрямоугольных треугольника, 2 прямоугольника)

 

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

- Я приглашаю вас ребята сегодня в фигурное царство.

- Препятствия с геометрическими фигурами ждут вас снова впереди в этом путешествии. Согласны?

- Мы постараемся узнать новое о давно известном, а может даже попытаемся познать себя.

 

- Посмотрите внимательно на эти фигуры и выберите те, которые вы считаете, больше всего подходят вам, нравятся вам. (на доске                        )

 

-Поднимите руки, кто выбрал квадрат? Сядьте за стол с символом квадрата. Кто выбрал прямоугольник? Сядьте за стол с символом прямоугольника и т.д., ребята рассаживаются по группам.

- Вот какое определение дают психологи людям вашего знака.

(Квадрат  - неутомимый труженик!

Трудолюбив

Вынослив,

Доводит начатое дело до конца

Чрезвычайно внимательны к деталям и подробностям

 

Треугольник –

Ставят ясные цели и всегда достигают их

Способны глубоко и быстро анализировать ситуацию

Уверенные люди

 

Прямоугольник –

Проявляют живой интерес ко всему происходящему

Легко усваивают всё новое)

 

- Вижу, что с такими ребятами можно отправиться  в очередное путешествие

- Откройте свои тетради и запишите дату путешествия

 

2. Актуализация изученных способов действий

-В путешествии нам обязательно пригодятся знания, которые вы имеете, умения, которыми вы владеете, навыки, которые вы приобрели, при работе над темой «Пересечение геометрических фигур»

- Посмотрите на эти фигуры.

 


-Что вы заметили? (Все фигуры состоят из прямых линий.  Все фигуры расположены на плоскости.)

 -Какие задания вы можете предложить  выполнить, используя эти фигуры? (Назвать фигуры). – Назовите. - Какого цвета луч? отрезок? прямая? У какой фигуры есть имя?

-(Начертить эти фигуры)

- Замечательно. А теперь обратите внимание на запись темы нашего урока. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

- Если я попрошу вас начертить пересекающиеся фигуры, справитесь с заданием?

- Как будете чертить? (план: выбрать фигуры, подумать, как их расположить, чтобы они пересекались,  начертить, обозначить место пересечения)

- Какая задача стоит перед вами сейчас? (начертить пересекающиеся фигуры)         (выполняют)       

- Справились?   - Все справились?

- Какие фигуры пересеклись у Оли…., у…., у…..?

- Молодцы, каждый из вас начертил несколько  фигур, и все они разные, и расположили их по  своему усмотрению.

- Но какая фигура получилась у вас у всех при пересечении? (точка)

Линии пересекаются в одной точке

 

 

3. «Открытие» нового знания   

     

- Мы путешествуем по удивительному царству геометрических фигур, их много, они все разные.

Возьмите карточку

- Что интересное заметили в расположении этих фигур? (они пересекаются)

- Какая задача перед нами перед вами сейчас будет стоять?(обозначить место пересечения)

- Обозначьте. (дети отмечают почти всегда две точки)

 - Поставьте красную точку так, чтобы она попала только в красный круг

– Теперь поставьте синюю точку так, чтобы она попала только в синий круг, но не в красный.
– Теперь зеленым цветом поставьте точку так, чтобы она оказалась одновременно и в красном круге, и в синем.
– Поставьте еще три зелёные точки таким же образом. Где они оказались? (в месте пересечения двух кругов).

-Как по-другому можно назвать это место? – общее для двух этих фигур

- Обведите место пересечения фигур.

- Спросите соседа по парте, что он сейчас делает

- Сколько ещё точек можно поставить в этом месте? (много)

- А в математике говорят множество. Множество точек можно поставить.

- НОВОЕ

- Что мы сейчас делали? (выделяли область, общую для фигур, место пересечения)

- В начале урока, вы чертили прямые линии и пересечением что было?

- А сейчас, что является пересечением? (множество точек)

- Что вы знали до этого про пересечение фигур?

- Что узнали новое?

Пересече́нием фигур может быть  точка или множество точек, общих для двух или более геометрических фигур.              

 - Выполнили задачу этого этапа?

- Какие фигуры можно считать пересекающимися? (Фигуры, у которых есть общие точки)

 

 

4. Первичное закрепление. 

 

№2 в учебнике – Прочитайте задание. Обсудите в паре, как будете выполнять задание.

- Взаимопроверка.

- Кому предложенное задание показалось трудным?

-Какие фигуры можно считать пересекающимися? ( Фигуры, у которых есть общие точки)

-Какие фигуры  увидели при пересечении? (точка, отрезок, треугольник, четырёхугольник)

- За что вы можете себя похвалить на этом этапе путешествия?

 

5. Практическая работа  Выявление места и причины затруднения            

 

- Я уверена, что мы можем продолжить с вами путешествие дальше.

- Для дальнейшего путешествия  нам понадобятся геометрические фигуры. Они лежат в конвертике. Достаньте их. Выберите для работы те фигуры, которые вы выбрали себе в начале урока.

 

- (Учащиеся 1-ой группы работают с треугольниками, 2-ая группа с квадратами, 3-я группа с четырёхугольниками)

 

- Расположить фигуры так, чтобы их пересечением была

точка,

(-Что ты сейчас делаешь?)

 отрезок,                                                                                               

 треугольник  (Вы отлично выполняете задания!) Какие знания и умения понадобились для работы на этом этапе?

 

 прямоугольник 

 

ЗАДАНИЕ НЕ СМОГУТ СДЕЛАТЬ ДЕТИ  ПЕРВОЙ ГРУППЫ, Т.К. У НИХ НЕ ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

- Не получается?  Как же быть? (Не решаемое задание.)

- Проблема, ребята Не получается расположить фигуры. Надо найти выход.

- Какая цель сейчас у нас? – Найти выход

 - Давайте друзьям поможем.  (нужны другие треугольники)  Благодарим ученика, который подарил открытие

- Какие? (с углами, как у прямоугольника) (Для учителя: тема «Прямоугольный треугольник» по программе изучается позже))

- Переверните карточку, может  треугольники такой формы нужны? Возьмите такие треугольники.

 – Закончите выполнение задания. - Теперь превосходно!

ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО МОГУТ БЫТЬ НЕВЫПОЛНИМЫЕ ЗАДАНИЯ.

- Начертите пересекающиеся фигуры по выбору и обозначьте место пересечения.

 

ФИЗМИНУТКА

 

- Задание №8 в учебнике.

- Прочитайте задание про себя.

- Много заданий. Как выполнять надо? (пошагово) Давайте проанализируем задание.

- Озвучьте 1-ое предложение задания. (начертите прямоугольник  со сторонами 3см и 4 см) Что для этого нужно сделать? Какие умения понадобятся?

- Как  называются  стороны  прямоугольника? (длина и ширина)

- Почему, чтобы найти  периметр прямоугольника достаточно знать длины двух сторон? (Противоположные стороны такие же)

- Озвучьте 2-ое предложение. (Найди его периметр) – Какие знания нужны для выполнения этого задания?

- Попробуйте закончить предложение: периметр - это ………..

- Спросите у ребят: Как….., если известны длины сторон?

- Ответьте: Чтобы………

- Что (Петя)  понял из ответа (Маши)?

- АЛГОРИТМ   Какой план действий предложите?   1. Начертить. 2. Найти периметр. 3. Сверить результат.

 

- Выполните эту часть задания. (чертят, находят самостоятельно периметр)

-

ПРОВЕРКА  14см  3+3+4+4;    3+4+3+4;     4+4+3+3;      4+3+4+3;

 - Почему так много вариантов записи нахождения периметра? (от перестановки слагаемых сумма не изменяется)

- Вариант записи решения имеет несколько способов и вы можете использовать любой.

- У кого не было затруднений?  Чем вызвано затруднение у других?

 

- А  как  вы  думаете,  зачем  нам  надо  уметь  находить  периметр плоских  поверхностей?  Когда  это  может  пригодиться  в  жизни? (Размеры  скатерти  для  стола.  Размеры  ковра  для  пола …Гирлянды повесить вдоль стены, тесьмой украсить)

 

- Все задания из №8 мы выполнили?

- Озвучьте последнее задание. (Проведи диагонали и измерь их)

- Как провести диагональ? (Соединить вершины противоположных углов)

- Соедините. Измерьте. Сделайте вывод.(диагонали прямоугольника имеют одинаковую длину)

- ПЕТЯ согласен с  ответом МАШИ? ОЛЯ согласна с ответом МАШИ?

- Из треугольников, с которыми вы сейчас работали, попробуйте собрать (сложить) прямоугольник.

- Докажите, что треугольники пересекаются. (имеют общие точки)

- Что является пересечением треугольников в данном случае? (отрезок) - Проведите пальчиком по диагонали.

- Подумайте, как не измеряя длину диагоналей, можно доказать, что их длина одинаковая.

(ПЕРЕВЕРНУТЬ) Выполните.

 

-Что открыли нового в известном?

- Известного   математика Чарльза Доджсона, который известен больше как  автор сказок о девочке Алисе. « Алиса подошла к дереву. Рядом с ней на ветке сидел Чеширский кот.

-Извините пожалуйста, Вы не подскажете как мне пройти?

-А куда ты  хочешь попасть?- спросил кот.

-А мне все-равно куда,- ответила Алиса.

-Тогда все-равно и как идти, - сказал кот.»

-Как вы думаете, что хотел сказать этими словами кот? (высказывание учащихся)

-Конечно, очень важно знать цель своей работы.

 

- Путешествие подходит к концу. Наш путь к лицею.

- Обозначьте самые опасные места на дороге. ( самые опасные места на дороге – пересечение - перекрёсток)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чем это задание не похоже на предыдущие?(из реальной ситуации)

 

 

 

6.Итог урока        

 

- ВЫПОЛНЕНИЕ КАКИХ  УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОМОГЛО ВАМ ТАК ХОРОШО СПРАВИТЬСЯ С О ВСЕМИ ЗАДАНИЯМИ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ:  работа по плану, проверка,   практическая работа, тренировка

7. Домашнее задание разного уровня сложности (по выбору):   1)

 

 

2)