Урок математики "Перестановка слагаемых", 1 класс

  • docx
  • 28.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Перестановка слагаемых.docx

 

Тема урока:  «Перестановка слагаемых».

 Класс:  1 класс  

Предмет:  математика

Тип урока:  урок - исследование

Форма урока: урок ознакомления с новым материалом

Оборудование:, на доске картинки машин с примерами, геометрические  цветные  фигуры,  фрукты из картона  по количеству учеников, разрезанные кружки с цветами светофора, для самооценки

Цель урока: создать условия для знакомства с правилом перестановки слагаемых.

 

Задачи:

Образовательные: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике;

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль;

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к урокам математики.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

 

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 

Организационный момент

 

Ребята, начинаем урок математики! На партах у вас учебники, тетради, письменные принадлежности. Кто готов работать? У кого хорошее настроение?

 

Приветствие учителя .

 

2

Актуализация знаний

- Начнём наш урок с зарядки для ума. 

 1) Решите устно задачи.. 

- За кустом спрятались медвежата.

Видно 8 лапок. Сколько было медвежат? (2)

- Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 9 хвостиков? (9)

- На столе стояло 7 свечей. Коля потушил одну свечу. Сколько свечей на столе? (7)

Молодцы.

2) Назови геометрические фигуры, которые  изображенные на доске? ( треугольник, квадрат, прямоугольник и 2 круга)

-Подумайте, что можно собрать из всех этих фигур?

( Дети называют свои варианты-человечка, качели, машину)

Правильно молодцы. Кто на доске покажет, как собрать из этих фигур машину?

-Вы любите загадки? (да)

-Послушайте  и отгадайте.

                                            Дождь или снег

                                            Непогоде, какой

                                           Спасает шофера кабина

                                            И поэтому груз

                                            Хоть куда, хоть какой

                                           Привезет человеку машина.

 

- Какие служебные машины вы знаете?

( или какие машины приходят на помощь людям?)

 -И мы иногда нуждаемся в помощи этих машин.

( скорая помощь, милиция, пожарная)

- А по какому номеру телефона вы можете  обратиться за помощью?

       01  -пожарная

       02  -полиция

       03  -скорая помощь 

- Молодцы!

- Машины спешат на помощь людям , а люди должны помогать друг другу? (да )

- А вы помогаете?( да )

 - Молодцы!

А теперь запишите число, классная работа.

-Число  24 из каких цифр состоит? (2 и 4)

Мин чистописания 2 и 4

 

Урок будет посвящен теме «Перестановка слагаемых». Одной из задач, вероятно, будет вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется

 

 

3

Самоопределение к деятельности

 

 -А сейчас посмотрите на доску.  Какие машины вы видите?  

скорые  помощи и   пожарные.

  Сколько машин скорой помощи? (2)

- А пожарных машин? (4)

- А как узнать, сколько всего машин? (2+4 = 6)

                           2+4 = 6

 -Молодцы!

- Теперь посмотрим иначе.

- Какая машина идет впереди? (пожарная)

- Сколько пожарных машин? (4)

 -А сколько машин скорой помощи идет вслед за ней? (2)

-Сколько всего машин? (6)

-Как это записать? (4+2=6)

                        4+2=6

 - Какое действие  мы выполняли? ( сложение)

 -  Как называются числа при сложении ( слагаемое ,слагаемое ,сумма)

 -Молодцы!

- Сравните написанные выражения.

 -Что вы заметили? (слагаемые поменялись местами)

-А можно ли так поступать в математике?

Это и будет темой нашего урока.

Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?

 

 

 

 

 

Дети решают устно задачи и подходят к новой теме урока.

4

Работа по теме урока

-Тогда начнём. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.  Исследовать – это значит понять, установить.

 В классе мы все равны. Мы – одноклассники, а теперь еще и коллеги  по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением).

Подготовка детей к исследовательской работе

5

Исследовательская  работа

- Можем продемонстрировать  с помощью геометрических

фигур?

Учитель на доске заранее подготовил 3 синих треугольника и 2 красных. Вызванный к доске ученик  выставляет сначала три синих, а потом два красных треугольника. Сколько всего фигур? (5)

Другой ученик меняет фигуры местами. Изменилось количество фигур? (нет) Какой вывод можем сделать? ( От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

-Запишем это выражение

И ещѐ эксперимент: к доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей?(6) Поменяйтесь местами. Изменилось количество детей? нет)

Кто сможет это записать?( запись в тетради и у доски)

Вывод?(От перестановки слагаемых сумма не изменилась)

Учитель:

Давайте откроем учебник и прочитаем правило на с. 14.

1.    Сначала по команде « Глазки»

 Читаем только глазками.

 2 . Читаем по команде « Вслух»

  Читаем вполголоса.

    3.Рассказать по памяти.

Рассказывают соседу по парте

- Молодцы

-Совпадает наше открытие с правилом в учебнике? (да)

-К какому выводу вы пришли? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

 

Дети с помощью фигур на доске. Составляют примеры на сложения

После постановки вопросов делают вывод, что от перестановки слагаемых сумму не изменилась

6

Практическая работа

Давайте проверим, правы ли вы. Я предлагаю, юные мои исследователи, применить этот закон на практике. На столе у вас лежат фрукты (у каждого свой), разрежьте его пополам. А теперь соедините  половинки. Получим целым фрукт? Поменяйте половинки местами. Это же фрукт?

- Ещё раз скажите правило, которое мы сами смогли вывести из нашего исследования. 

 Проговорите это правило друг другу в парах.

 

3) Откройте учебник на с. 14 и прочитайте правило в учебнике.

Совпадают ли наши правила? (да)

Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее математическим законом.

 

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

 

 

Отвечают  на вопросы и выполняют задания

 

7

Закрепление изученного материала

 

Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить.

(с.14 учебника, №1)

- Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. (3+ 2=5)

- Как получили второй пример? (фишку перевернули)

- Сколько всего точек на 1-й фишке?

- Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (не изменится)

- Объясните, как получили остальные примеры.

- Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.

(Дети комментируют и повторяют правило.)

5+3     2+7      4+5

3+5     7+2      5+4

 

 

 

Дети устно решают задания, используя новое правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Повторение и включение нового знания в систему знаний

Нашли глазками задачу №2(1)

  Читать будем по-разному. Помните команды?

 Виды скорочтения

Сначала по команде « Глазки»

 Читаем только глазками .

Читаем по команде « Вслух»

  Читаем вполголоса.

Рассказать по памяти.

- Молодцы!

 - Когда Дима читал книгу? (вчера)

-Сколько он прочитал страниц?(4с.)

- А еще когда он читал? (сегодня)

-Запишем.

-Сколько он прочитал страниц?(4с.)

-  Известно сколько он прочитал? (нет)

- А  что сказано? ( На 1 меньше)

-  Что значит на 1 меньше? (это значит 4 без одного)

- Как записать решение?

(4-1=3(с.))

-Запишем ответ.

-Молодцы! Хорошо вы решаете задачи.

 

Физминутка для глаз

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Дети решают задания в учебнике Комментировано  определяют и называют условие задачи и её решение.

 

 

9

Устная работа

 

 

 

 

 

 

Давайте поможем всем нашим машинам заехать в свой гараж. ( на доске рисунки машин с примерами)

Дети, среди этих машин есть главные. Чтобы найти их, надо решить круговые примеры. Для того чтобы определить, с какого примера нужно начать решение, отгадаем загадку:

Если кто-то заболел, 
Срочно нас зовет на помощь, —
 
Набери скорей ноль-три... 
И приедет...(Скорая помощь)

 

-Ответы  показывайте мне на своих веерах.

 

 

Решаем пример, относящийся к скорой :

5 + 4.

Следующим будет пример:

9 – 3 – такси

6 + 4 –полицейская

10 – 8 –автобус

2 + 1 –пожарная

7 - 5 –грузовик

2+6- газель

8+1 - трактор

Молодцы!

Вы молодцы, ребята, помогли нашему начальнику гаража распределить  машины в свои гаражи ! Он вас всех благодарит.

 

Дети устно решают примеры на  сложение и вычитания в пределах 10.

 

 

 

 

10

Рефлексия учебной деятельности .

 

а) Откройте тетрадь на печатной основе на с. 8, найдите №3. Самостоятельно выполните его. ( Проверка: 1 ученик читает равенство. Если равенство составлено правильно, дети 1 раз хлопают в ладоши. Если нет – молчат.)

б) А теперь оцените свою работу на уроке с помощью кружочка.(красный ,жёлтый, зеленый). Почему выбраны сегодня именно эти цвета?

-Это цвета светофора!

- А скажите ,пожалуйста, на какой свет следует переходить дорогу?

(зелёный) Молодцы.

. Если вы поднимете: зеленый кружок –

« Я - молодец! Справился сам»;

желтый - « Я - молодец!  Но мне сегодня было трудно, но я справился»;

Красный - « Я, вообще-то, - молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся. Следующий раз у меня получится лучше».

 

Дети работают индивидуально в  тетради. Проверка результата вместе с учителем, с помощью хлопков в ладошки-  подтверждают правильность ответов.

11

Подведение итогов урока

- Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?

Ребята, наш  урок  окончен.  Вы хорошо поработали.

 

Дети подводят итог урока. Вспоминают изученное правило-закон математики. Вспоминают, какие  машины в течении всего урока  помогали нам  в сегодняшнем уроке.

 

Еще раз обобщают, что это за машины и проговаривают номера экстренных служб.