Открытый урок по математике
в 6 классе по теме
«Координатная плоскость»
Цель урока: определение координат точек фигуры; построение фигуры по точкам с данными координатами; развитие познавательного интереса к математике; развитие аккуратности и точности при построении; расширение знаний об истории Великой Отечественной войны; воспитание любви к родной стране, её истории, уважение к старшему поколению.
Оборудование: линейка, карандаш, карточки с заданиями, цветные карандаши.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя: тема и цели урока. Записать число, классная работа, тема урока в тетради. Слайд
2. Проверка домашнего задания. Слайд
Вопросы по домашней работе:
Как называется ось х?
Как называется ось у?
Что означает точка 0?
Как называется полученное изображение?
Как определить координату точки А?
Как определить координату точки В?
Как называется первое число в записи координаты точки?
Как называется второе число в записи координаты точки?
Определите координаты точек и запишите их в тетрадь. Проверим.
3. Применение понятия координаты точки в жизни. Исторические данные о возникновении понятия координатной плоскости.
1. При игре в морской бой, шахматах, в системе географических координат, при посещении кино и театра.
2.Историческая справка: Идея координат зародилась еще в древности. Первоначальное их применение связано с астрономией и географией, с потребностью определять положение светил на небе и определенных пунктов на поверхности Земли, при составлении звездных и географических карт. Знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (II в.н.э.) пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Уже в древности для определения своего местонахождения люди начали пользоваться такими координатами, как широта и долгота.
3. Слайд. Рене Декарт - французский философ, математик, физик и физиолог. (1596-1650). Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.
4. Устная работа.
Найдите координаты отмеченных точек, двигаясь по часовой стрелке, и выпишите их.
5. Выполнение упражнений.
1). Построить животных по их координатам:
а). (1;7); (0;10); (-1;11); (-2;10); (0;7); (-2;5); (-7;3); (-8;0); (-9;1); (-9;0);
(-7;-2); (-2;-2); (-3;-1); (-4;-1); (-1;3); (0;2); (1;-2); (0;0); (0;3); (1;4);
(2;4); (3;5); (2;6); (1;9); (0;10);
глаз (1;6).
Ответ: заяц.
б) . (0;0), (-1;1); (-3;1); (-2;3); (-3;3); (-4;6); (0;8); (2;5); (2;11); (6;10); (3;9); (4;5); (3;0); (2;0); (1;-7); (3;-8); (0;-8); (0;0).
Глаз (3;10).
Ответ: страус.
Ребята, а что вы знаете об этих животных? (Ответы учащихся).
2). Задание «Карта».
Капитан Флинт спрятал свои сокровища на острове ( смотрите рисунок ).
Перед смертью пират решил оставить для потомков шифрованное письмо-описание пути,ведущего к кладу, и места, где он спрятан.
Капитан взял карту острова, нарисовал на ней оси координат, выбрал единицы. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырех дубов: (3;5); (-2;7);
(-3;4); (-3;-1).
Клад находился в точке пересечения отрезков, соединяющих первый и третий, второй и четвертый дубы.
Постройте точки, соответствующие местоположению дубов, и определите координаты клада.
6. Физкультминутка.
7. Задание «Клумба».
Посадите ростки цветов на клумбу - координатную плоскость в выкопанные лунки. Чтобы посадить цветок в заготовленную для него лунку, нужно придерживаться их координат:
Красные тюльпаны— (0;0); (-4;2); (-3;7); (3;7); (4;2); (2;-3); (-3;6).
Желтые нарциссы— (-2;0); (-4;5); (0;8); (4;5); (3;0); (0;-5).
Оранжевые бархотки— (0;4).
Ребята, как вы думаете? Что у нас получилось? Какой великий праздник приближается? (Ответы учащихся)
22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы… Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в прошлое, перед зловещим словом «война». Да, не ожидали. Да, не были готовы. Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей. Земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, пробивалась автоматными очередями. Начался счет 1418 кровавых дней Великой Отечественной войны. Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться. Почти весь школьный выпуск 1941 года не вернулся с фронта… За годы Великой Отечественной войны погибло свыше 27 млн человек. Разрушено более 6 млн зданий. Лишились крова свыше 25 млн людей.
И вот 9 мая наша страна отмечает праздник Победы в Великой Отечественной войне.
День Победы светлый весенний праздник, праздник боевой славы советского народа –
Ещё нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май! Победный Май!
Вам, ребята, надо гордиться подвигами своего народа выигравших неимоверными усилиями войну, и знать их историю. В нашем селе ветеранов и участников тех событий осталось всего 16 человек. В праздник поздравьте не только ветеранов, но и друзей, родственников, знакомых, потому что это праздник всей нашей страны.
И в честь победы в Великой Отечественной войне произведём наш “ Звёздный салют Победы”, выполнив задание.
8. Задание. (На столах карточки с координатной плоскостью и точками. Работа в парах. Получившиеся фигуры раскрасить карандашами. Выставка на доске.)
«Звезда»
(-9;2), (-3;3), (0;8), (3;3), (9;2), (5;-3), (6;-9), (0;-7), (-6;-9), (-5;-3), (-9;2).
9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
10. Задание на дом.
Творческая работа: придумать и построить фигуры животных на плоскости или какие-нибудь другие фигуры, записать координаты построенных точек.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.