Урок математики. 2 класс в технологии деятельностного метода по программе «Школа 2000» (учебники Петерсон Л.Г. математика 2 класс)
Тема: Обратная операция
Предметные результаты:
Уметь составлять обратные операции.
Уметь использовать в речи термин «обратная» операция.
Метапредметные результаты:
Личностных УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивных УУД: Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД: Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока:
Умственная разминка
* Как называют каждого из двух веселых товарищей из детской песенки, живших у бабуси? (Гуси)
* Назовите время года перед зимой. (Осень)
* Когда пешком идешь, ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход? (Пассажир)
* Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)
* Что отделяет голову от туловища? (Шея)
* Кому удалось убежать от трех медведей? (Машеньке)
* Летели утки: 1 впереди и 2 позади, 1 позади и 2 впереди, 1 между двумя и 3 в ряд. Сколько всего летело уток? (3)
1. Мотивация к учебной деятельности.
- На уроках математики вы шаг за шагом узнаете новое. Что нового вы узнали на прошлом уроке? (Что такое операция, объект операции результат операции.)
- Сегодня вы продолжите изучать операции. Как же вы будете работать? (Мы сами поймем, что мы еще не знаем, постараемся самостоятельно открыть новое знание.)
- Прочитайте девиз.
- В чем нужно достичь победы? (В самостоятельном открытии нового знания.)
- Я желаю вам победить на уроке.
- С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)
2.Актуализация знаний и постановка проблемы
- Подберите схемы к задачам, заполните их и составьте выражения на планшетах.
1.Оля решила 15 примеров, а Света - 25 примеров.
Сколько всего примеров решили девочки? (Слайд №3)
2.Оля и Света решили 40 примеров. Оля решила 15 примеров. Сколько примеров решила Света?
Разбор задач
- Что интересного заметили? (эти задачи обратные)
- Что вы понимаете под словом обратные?
Когда это слово используется в жизни?
- С какой темой мы работали на прошлом уроке?
- Что такое операции? (некоторое действие, преобразование)
ОТКРЫЛИ ТЕТРАДИ, записали число, классная работа
(Слайд №5)
-
- Рассмотрите задание.
- Что вы видите? (Нужно выполнить операции.)
- Что такое операция? (Операцией называют некоторое действие, преобразование.)
- Все ли операции известны? (Да.)
- Что еще известно? (Объекты операции.)
- Что такое объект операции? (Это то, что было в начале.)
- Что требуется узнать? (Результаты операции.)
- Что такое результат операции? (Это то, что получилось.)
- Выполните это задание.
Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях – записывают только результаты операций.
- Какие результаты вы получили? (297 303, 309.)
Учащиеся называют ответы, учитель, в результате согласования, записывает правильный ответ на доску.
- Что общего у чисел? (Это трехзначные числа.)
- Какое число «лишнее»? (297 – содержит 2 сотни, а остальные числа – 3 сотни; 303 – есть одинаковые цифры в записи, а у остальных – нет.)
- Какое число самое маленькое? Какое число самое большое?
- Установите закономерность. (Числа увеличиваются на 6.)
- Продолжите ряд на 2 числа. (215, 221.)
- Дайте характеристику числу 309. Запишите в виде суммы разрядных слагаемых.
- ПОЛОЖИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ ЛИСТЫ С ЗАДАНИЕМ1
- Выполните задание
- Что известно? (Объекты операции и результат операции.)
- Что такое объект операции? (Это то, что было в начале.)
- Что такое результат операции? (Это то, что получилось.)
- Что нужно сделать? (Определить, какую операцию выполнили.)
Какую операцию выполнили? (Пририсовали справа треугольник.)
- Попробуйте выполнить обратную операцию.
- Что нового в задании? (Мы должны найти обратную операцию.)
- Назовите тему урока. (Обратная операция.)
3.Открытие новых знаний
- Что мы делаем, когда составляем обратные задачи? (меняем известное и неизвестное в задаче)
- Давайте в нашем задании поменяем объект и результат операции
- Какое обратное действие нужно выполнить? (Убрать справа треугольник.)
- Выполните операцию.
Какой результат у данной операции? (Квадрат и круг.)
- Что вы заметили? (То, что было объектом операции, в обратной операции стало результатом.)
- Какая операция называется обратной? (Обратной называется операция, в результате которой мы получаем первоначальный объект.)
- Как это можно представить в общем виде?
- Какие операции в математике являются обратными? (Сложение и вычитание.)
Где мы это используем? (при выполнении проверки)
- Проверим наше открытие по учебнику, с. 4, рамка 1.
Физминутка
Обратная операция спилили дерево.
Разбили чашку.
Обидел друа.
4.Закрепление изученного
Работа с учебником
С. 5 № 4
а – в) – с комментированием
б – г) – в парах с самопроверкой
5.Самостоятельная работа (по карточкам)
Проверка по образцу на доске.
Где вам может пригодиться умение выполнять обратные операции? (При решении уравнений.)
№ 6, стр. 5
С. 6 № 9 (2, 3)
Х+72=215;
Х=215-72;
Х=143.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Построить способ выполнять обратные операции.)
- Вам удалось достичь цели? (Да.)
- Кому удалось победить в «открытии» нового?
- Кому не удалось? Почему?
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, где вы находитесь. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступень. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступень. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступень.
Учащиеся показывают знаком уровень, на котором они находятся. Учитель анализирует результаты оценивания.
- Какие вопросы остались на конец урока?
- Как и где их можно развеять?
Д/з С. 6 № 10, 11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.