Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Урок математики
«Прогулка по морю Знаний»
Томск
Учебно-методическое обеспечение: Математика. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2-х ч./ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / (Н.Я. Веленкин и др.) - 23-е изд., испр. – М..: Мнемозина. 2008. – 280 с. : ил.
Время реализации урока: 45 минут
Цель урока: создание условий для формирования познавательной активности, повторения, обобщения и закрепления математических знаний, умений и навыков.
Задачи урока:
1. Образовательные: повторить и систематизировать пройденный материал, посредством закрепления вычислительных навыков решения выражений, составных задач изученных видов, примеров на деление столбиком.
2. Развивающие: развивать умение слушать и слышать, закреплять навыки самоконтроля и самооценки, уметь анализировать, обобщать, сравнивать.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру математической речи, побуждать к взаимопомощи, организованности, мотивации к изучению математики, умению работать в команде.
4. Коррекционные: формировать стремление к использованию в речи математической терминологии, активизировать познавательную деятельность, слухоречевую память.
5. Здоровьесберегающие: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения посредством игр-упражнений.
Планируемые результаты:
Личностные – формирование положительного отношения к математике, навыка сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности, различать способ и результат действия.
Познавательные УУД – формирование умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос: Что делать, если тучи закрыли Бригантину?
Коммуникативные УУД – умение слушать и грамматически правильно отвечать на вопросы, осуществлять самоконтроль.
Тема урока: «Прогулка по морю Знаний»
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Форма урока: урок-прогулка.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Методы обучения: проблемно-диалогическое и личностно ориентированная технология обучения.
Результативность: учащиеся закрепят полученные ранее знания, умения и навыки, представят результаты деятельности, умения самоанализа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация к уроку (программа Adobe Flash Player), фонетический экран, цифровые индивидуальные аппараты, речевые карточки, простые карандаши, тетради, линейки, ручки.
Ход урока
I Организационный момент (Слайд №1)
Учитель: Есть у нас минутка к сроку?
Все готовы вы к уроку?
А девиз у нас какой?
Дети: Никогда не будет тины на борту у Бригантины!
Учитель: Какое у вас настроение?
Дети: Отличное, замечательное, классное, хорошее, прекрасное, радостное.
Учитель: Улыбнитесь друг другу, подарите гостям свои улыбки. Я желаю, что бы хорошее настроение сохранилось у всех нас до конца урока. Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся на прогулку по морю Знаний. Прогулка будет интересной, увлекательной, конечно с препятствиями, а куда без них? Уверена, со всеми заданиями вы справитесь без труда, а помогут вам ваши математические знания, умения и навыки. Какими вы сегодня будете?
Дети: Внимательными, активными, старательными, общительными.
Учитель: Что вы обычно делаете на уроке математике?
Дети: Слушаем, думаем, решаем, считаем, пишем, вычитаем, говорим, рассуждаем.
Учитель: Дружно скажем девиз математики.
Дети: Будем слушать, размышлять, думать, правильно считать и задачи все решать!
(Работа за фонетическим экраном. Математические термины дети воспринимают на слуховой основе, повторяют за учителем)
Учитель: Математика – царица наук, сложение, вычитание, произведение, составляющие суммы, составляющие разности, площадь треугольника, периметр квадрата.
(Слайд №2)
Учитель: Вот и наша Бригантина. Для того чтобы плавание было удачным, необходимо соблюдать определённые условия, какие?
Дети: Быть очень внимательными, правильно выполнять задания, работать дружно.
Учитель: На каких островах мы сегодня побываем?
Дети: (считывают с экрана) остров «Письмоляндия», остров «Вычисляндия», остров «Геометряндия», остров «Отдыхляндия», остров «Задачный».
II Остров «Письмоляндия». Минутка чистописания (Слайд №3)
Учитель:
Первый остров «Письмоляндия».
Тут и цифры, и задачи, игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи. Что ж, ребята, в добрый час!
Откройте бортовые журналы (тетради), запишите дату нашей прогулки. (25 сентября, командная – классная работа).
Учитель: Запишите цифрами число:
двадцать восемь,
двести сорок,
шестьсот двадцать семь тысяч триста,
четыреста миллионов семьдесят тысяч двести двадцать шесть.
(Cлайд №4) «Остров Вычисляндия»
Учитель: Запишите пять раз подряд цифру 6, проговорите, какое получилось число?
Дети: Шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть 66666.
Учитель: Запишите пять раз подряд цифру 80, проговорите, какое получилось число?
Дети: Восемь миллиардов восемьдесят миллионов восемьсот восемь тысяч восемьдесят 8080808080
III Закрепление. Устный счёт. Остров «Вычисляндия». (Слайд №5)
Вычислите устно и запишите в тетрадь:
16 + 9 = 19 + 5 =
12 – 7 = 11 – 3 =
9 × 8 = 6 × 8 =
49 : 7 = 45 : 9 =
IV (Слайд №6) Гимнастика для глаз
V Закрепление материала (Слайд №7) Какое число стоит у конца стрелки?
VI Cлухоречевая работа (Слайд №8) Остров «Геометряндия»
Учитель: Мы прибыли к острову Геометряндия. На этом острове живут различные геометрические фигуры. А вот о какой из них пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадки (дети воспринимают речевой материал только на слуховой основе, учитель «уходит» за фонетический экран).
Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины
Вам его представить рад, как зовут его? (Квадрат)
Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На медаль, на блинок, на осиновый листок.
Людям я старинный друг. Называют меня (Круг)
Три вершины, три угла,
Три сторонки – кто же я? (Треугольник)
Вы подумайте, скажите ... Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой противоположные равны. (Прямоугольник)
Если взял бы я окружность, С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно – Получился бы… (Овал)
VII (Слайд №9) Закрепление материала. Актуализация опорных знаний
Учитель: Какие точки лежат на прямой АВ, а какие точки на ней не лежат?
(Слайд №10)
Учитель: Угадайте углы.
(Слайд №11)
Учитель: Как называется точка М?
(Слайд №12)
Периметр квадрата равен 16 см. Найдите сторону квадрата и начертите его.
(Слайд №13) Остров «Отдыхляндия». Дидактическая игра «Разгони тучи» (Закрепление табличных случаев сложения, умножения)
Учитель: Ребята, посмотрите, нашу Бригантину закрыли тучи, поэтому на острове Отдыхляндия мы не сможем отдохнуть. Что мы должны сделать?
Дети: Разогнать тучи.
Учитель: Давайте освободим нашу Бригантину, разгоним тучи. Прочитайте выражения по-разному, используя слова: умножить и сложить.
1-й множитель, 2-й множитель, произведение;
1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, сумма.
Найдите их значение.
Учитель: А теперь сложите все результаты, какое число получилось. Число 100 – это трёхзначное число. Сколько здесь сотен?
Дети: Одна.
Учитель: Здорово! Молодцы! С заданием справились! Бригантину освободили, тучи разогнали, двигаемся дальше.
VIII Составление алгоритма письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. (Слайд №14) Устное выполнение. Поиск ошибки. (Слайд №15)
IX Работа над пройденным материалом. Устное решение задач. (Слайд №16) Остров «Задачный» Познавательные задачи
Рыба-меч живёт 6 лет, а дельфин – 26 лет. Вопрос: На сколько лет дольше живёт дельфин, чем рыба-меч?
(Сообщение Валерии, подготовившей сведения из дополнительных источников)
Меч-рыба – плавает очень быстро – 130 километров в час. Верхняя челюсть вытянута в мечевидный отросток. Длина тела до 5 м, весит 500 килограммов. На хвосте у неё большой полулунный плавник, а тело голое, без чешуи.
Дельфин – это морское млекопитающее, развивает скорость до 50 километров в час и выпрыгивает из воды на высоту до 5 метров. Дельфины живут в стаях, издают свист. Дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность, чтобы те не захлебнулись.
(Слайд №17) Остров «Задачный» Познавательные задачи
Кит имеет длину тела 33 метра, а акула на 25 метров меньше, чем кит.
Вопрос: Какая длина тела у акулы?
(Сообщение Семёна, подготовившего сведения из дополнительных источников)
Для китов, мировой океан – это дом. Они совершают сезонные миграции: весной и летом – в холодные воды для нагула жира, осенью и зимой – в умеренные и тёплые воды для размножения.
Во время миграций ничего не едят и не страдают от этого. Максимальный вес кита – 190 тонн.
Белая акула является не только самой крупной акулой, но и самой кровожадной из всех представителей этого рода. Взрослая особь вырастает до 8 метров. Многие называют её «белой смертью» потому, что эти хищники очень часто нападают на людей, которые купаются.
- Чему научитесь?
X Итог урока
Учитель: Наша прогулка закончилась, нам пора возвращаться домой. Благодаря дружной и слаженной работе наша Бригантина мы снова на родной земле.
-На каких островах вы сегодня побывали?
- На каком острове вам понравилось больше всего?
- На каком острове вам было трудно выполнять задания?
- Что мы делали во время прогулки? (При затруднении считывают со слайда глаголы)
XI Рефлексия (Слайд №18)
Учитель: Оцените свою работу на уроке. На доске записаны предложения, выберите, то, которое больше подходит вам к окончанию урока.
Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!
Урок окончен. Всем спасибо!
XII Домашнее задание
С. 74, задача № 3, № 2.
Задание по выбору:
Придумать познавательную задачу для устного счёта на морскую тему.
Творческое задание (нарисовать рисунки, взяв за основу квадрат).
Литература
1. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 2500 задач по математике, 1-3 класс: /Пособие для начальной школы. - Киров: ГИППВ, 2005.
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.