Хочу представить вашему вниманию урок математики с использованием краеведческого материала «Водоемы Кемеровской области».
Слайд №1
Наряду с образовательными задачами при проведении урока я ставила перед собой воспитательную цель:
Воспитывать любовь к родному краю через расширение знаний о водоемах Кемеровской области.
Слайд №2
Я покажу вам некоторые приемы, которые использую в своей работе.
На этапе актуализации опорных знаний в устный счет были включены игры:
Слайд №3
- Давайте проверим, какие вы внимательные.
Игра «Внимание».
Слайд №4
-Мною разработана система упражнений для устного счета: карточки с символами. Такая работа позволяет сконцентрировать внимание детей, настроить их на рабочий лад.
- Учащимся предлагается на несколько секунд карточка с символом, который они зарисовывают в тетрадь.
- Посмотрите внимательно на ваши рисунки. Каким словом их можно объединить? (вода).
- Сегодня на уроке мы еще не раз встретимся с этим словом. Об этом вы узнаете позже.
- Все вы любите играть. Давайте поиграем вместе. Но игры, которые я вам предлагаю, необычные. Они математические.
Игра «Меткий ли ты игрок?».
Слайд №5
Устные задания предъявляются в слуховой, зрительной и зрительно-слуховой форме.
Это упражнение позволяет формировать пространственную ориентировку и математические операции.
- Выполнив задания, вы расшифруете слова, которые спрятались в данной таблице.
- Найдите в данной таблице числа кратные трем. Обведите их. (два ученика работают у доски)
- На какие две группы можно разделить данные числа? (однозначные и двузначные)
- Расположите числа в порядке возрастания.
(после выполнения задания, дети составляют слова: «исток», «устье»)
- Объясните значения данных слов.
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
Игра «Раз, два, три…Кто не спрятался, я не виноват…»
Слайд №6
В результате выполнения упражнения формируется пространственная ориентировка, логическое мышление, математические операции.
- Вы не раз играли в прятки. Давайте посчитаем: раз, два, три, четыре, пять, начинаю вас искать! Кто не спрятался, я не виноват!
- Посмотрите внимательно на геометрическую фигуру. Как она называется? Что вы знаете о прямоугольнике? Найдите треугольники, которые в ней спрятались. Посчитайте, сколько их.
(после выполнения задания появляется карточка со словом «русло»)
- Что означает данное слово?
- А сейчас мы отправимся туда, где плещется вода. Обратите внимание на слова, которые мы расшифровали:
Слайд №7
Назовите, частью чего являются данные понятия? (схема реки)
Слайд №8
- Теперь мы готовы отправиться в путешествие по водным просторам Кемеровской области.
Закрепление изученного материала.
Слайд №9
Есть красивее поселки,
Есть крупнее города,
А у нас пушистей елки,
В родниках - как лед вода.
Кто водицы той напьется
Из ладоней родника,
Где бы ни был, он вернется
Издалека - далека.
Беседа о водоемах.
- Если быстро раскрутить глобус, покажется, что он одноцветный – голубой. Как вы думаете, почему? (глобус)
- Действительно, вода занимает в 2 раза больше места, чем суша. Вода поит луга, леса, поля. Без нее не могут жить птицы, звери, люди. Она не только поит, но и кормит. Тысячи больших и малых рыболовных судов бороздят водные просторы.
Вода работает на ГЭС – добывает электрический ток.
А еще вода – самая широкая, удобная дорога. По бесчисленным рекам, озерам, океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров.
Слайд №10
Девиз урока:
Человек, запомни навсегда : символ жизни на Земле - вода!
Слайд №11
На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем обтирались!
Ножками топали,
Ручками хлопали!
Вправо, влево покружились
И на место возвратились.
Слайд №12
После физминутки переходим к этапу закрепления знаний.
Умножение и деление круглых чисел.
- В Кемеровской области более 900 рек. Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых из них.
- Найдите значения выражений, чтобы узнать название водоема.
Слайд №13
Правило: значение произведения не зависит от порядка действий.
(а ٠ в) ٠ с = а ٠ (в ٠ с)
О 38 ٠ 2 ٠ 5 = 38 ٠ (2 ٠ 5) = 38 ٠ 10 = 380
М 5 ٠ 2 ٠ 41 = (5 ٠ 2) ٠ 41 = 10 ٠ 41 = 410
Ь 2 ٠ 8 ٠ 5 ٠ 6 = (2 ٠5) ٠ (8 ٠ 6) = 10 ٠ 48 = 480
Т 3 ٠ 9 ٠ 2 ٠ 5 = (3 ٠ 9) ٠ (2 ٠ 5) = 27 ٠ 10 = 270
- Расположите ответы в порядке возрастания. Как называется река?
- Чем похожи данные числа?
Слайд №13
Слайд №14
К сегодняшнему уроку было подготовлено сообщение. (задание для присутствующих)
- Томь – самая большая и полноводная река Кемеровской области. Исток реки находится в Хакасии. Длина реки 827 км, по нашей области 596 км. От Хакасии Томь имеет бурный характер, а после впадения в нее реки Кондома скорость течения снижается. Река имеет 115 притоков.
- Продолжаем наше путешествие. Чтобы узнать название следующего водоема, необходимо составить все возможные равенства по рисунку. (карточка)
60 ٠ 7 = 420
7 ٠ 60 = 420
420 : 60 = 7
420 : 7 = 60 Кия (карточка)
Правило: от перестановки множителей произведение не изменяется.
(задание для присутствующих)
- Кия берет начало на восточном склоне Кузнецкого Алатау, где течет по глубокому ущелью. Имеет много горных перекатов, порогов. Вода бурлит и шумит так, что не слышно голоса человека. Ее длина – 548 км, из них 468 км по области. Кия в переводе с тюркского «скала». Является притоком реки Чулым.
- Чулым протекает по нашей области всего 25 км.
Слайд №15
Словарная работа (карточки для присутствующих)
Слайд №16
Слайд №17
- Какая река по протяженности длиннее? Кия или Томь?
- Как узнать, насколько река Томь длиннее?
Правило: чтобы узнать, насколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.
- В нашей области насчитывается 850 озер. Самое крупное – Большой Берчикуль. Длина – 8 км, а ширина – 4 км. Какова приблизительно площадь данного озера?
-Самое глубокое – Среднетерсинское. Глубина – 80 м.
Слайд №18
- Есть в нашей области и загадочное озеро. Для того, чтобы узнать о нем, нужно выполнить задание. (карточки для присутствующих)
Х : 30 = 8 480 : у = 60 а ٠ 7 = 490
- Назовите значение корней уравнения ?
- Расположите числа в порядке возрастания. (пус – то - е)
- Одно из озер Кемеровской области является самым пустым среди озер России. В нем нет рыбы. Все озера рыбные, а в нем даже карасик не водится. В озеро впадают речки, но все равно в него не идет рыба. Что то ее пугает. Не раз пытались помочь Пустому обзавестись живностью: впускали в него разную рыбу, но безуспешно. Воду исследовали. Она оказалась такой же, как в других озерах. Так никто до сих пор и не знает, почему озеро пустое.
Итог урока
Слайд №19
- На территории области много городов, рабочих поселков, сел и промышленных предприятий.
Томь – Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, Юрга.
Кия – Мариинск.
Иня – Ленинск – Кузнецкий.
- Борьба с загрязнением рек в нашем крае приобрела большое значение. И вы можете оказать посильную помощь против загрязнения водоемов?
Обобщение.
В процессе выполнения заданий, закрепляется изученный материал, и, в тоже время происходит знакомство с водоемами Кемеровской области. Такая работа расширяет словарный запас обучающихся, воспитывает любовь к родному краю, развивает интерес.
Разнообразные упражнения на уроке активизируют работу детей, пробуждают интерес, развивают любознательность (работа по карточкам, по карте, занимательные упражнения, подготовка сообщений к уроку и др. )
Слайд №20
Рефлексия:
Слайд №21
- Главная река родного края?
- Эта река протекает по области всего 25 км.
- В переводе с тюркского «скала».
- Самое большое озеро?
- Самое глубокое озеро?
- Озеро, в котором не водится рыба?
- Река, чье название состоит из двух одинаковых букв?
- Сегодня на уроке мы еще раз закрепили таблицу умножения и деления; решали задачи; узнали много интересного о водоемах нашего края.
- Для домашнего задания я предлагаю вам составить задачи, используя краеведческий материал о водоемах нашей области.
Слайд №20
Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.