Урок математики Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз.

  • docx
  • 05.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Математика 16.04.20.docx

 

УМК Школа России

Урок математики в 3  классе (УМК «Школа России»)

 

Тема

Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз.

Педагогическая цель

Создать условия для закрепления  знаний детей с новым типом задач на увеличение числа в несколько раз в процессе учебной деятельности.

Тип урока

Закрепление  изученного материала

Планируемые результаты (предметные)

Умение решать задачи на увеличение числа в несколько раз.

Личностные результаты

Понимают значение математических знаний в собственной жизни

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планирование своей деятельности, прогнозирование, контроль , коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляции.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диагностической формами речи.

Основные понятия и термины

Умножение, деление.

Методы и формы работы

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, учебник по математике стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Этап урока, его цель

 

Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на урок, мотивация работы обучающихся на уроке.

Приветствие

 

Эмоциональный настрой

 

Проверка готовности к уроку (рабочее место)

-Здравствуйте, ребята!        

 - Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Хорошего вам настроения и успехов!

- Сядьте правильно за партой.

-Проверим готовность к уроку.

Приветствует учеников, организует внимание, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, демонстрируют готовность к работе.

II.Актуализация

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных  смыслов, опорных знаний, и способов действий, ценностных отношений).

 Постановка темы и целей урока, повторение изученного материала.

- Начнем урок с устного счета.

Сл.1

Дидактическая игра: «Залатай дыры»

- На полу мышка

Подобрала книжку.

Страницы листала,

До дыр зачитала.

- Давайте поможем мышке и залатаем страницы книги по математике:

35 = 15      4 • 6 = 24      

2 • 9 = 18      3 • 9 = 27  

40 : 10 =     32: 4 = 8 

24 : 8  = 3      12: 2 = 6

2 • 5= 10      3 • 3 = 9 

 

Сл.2

- Представьте, что вместо буквы х- числа и заполните таблицу:

 

 

 

 

 

 

 

 


х

8

7

9

19

16

14

ответы

4

14

16

26

8

7

Сл.3

- Ребята, давайте составим задачу, используя данные таблицы, и решим ее.

Цена

Количество

Стоимость

8 руб.

4 шт.

?

 Задача №1: Один карандаш стоит 8 рублей. Сколько стоит 4 таких карандаша?

- Как нам узнать, сколько стоит 4 таких карандаша, зная цену одного карандаша? (Нужно цену умножить на количество карандашей. 8 • 4 = 32)

- А теперь давайте составим две обратные задачи.

Задача №2: Купили 4 карандаша за 32 рубля. Сколько стоит один такой карандаш?

- Как нам узнать, сколько стоит одни карандаш, зная количество и стоимость карандашей? (Нужно стоимость разделить на количество карандашей. 32 :4 = 8)

Задача №3: На покупку карандашей потратили 32 рубля. Известно, что один карандаш стоит 8 рублей. Сколько всего карандашей купили?

- Как нам узнать, сколько всего карандашей купили, зная стоимость и количество карандашей? (Нужно стоимость разделить на цену карандашей. 32:8=4)

- Что повторили во время устного счета? (таблицу умножения и деления на 2,3 и 4; четные и нечетные числа, решение примеров; составление задач по таблице и их решение)

Определяют тему и цели урока; актуализируют субъективный опыта.

Определяют тему и цели урока.

III. Сообщение темы, цели урока

Цель: изучение и повторение знаний учащихся

 Беседа

 (на доске 2 синих круга)

- Ребята посмотрите на доску, что вы можете сказать о количестве синих кругов на доске? (на доске 2 синих круга)

- Если на доску добавить 2 красных круга, то что теперь можно сказать о количестве синих и красных кругов? (их поровну)

- Добавим еще 2 красных круга. Что теперь можно сказать о количестве фигур? (Синих кругов на 2 меньше, чем красных, а красных на 2 больше, чем синих)

- Добавим еще 2 красных круга. Что теперь можно сказать о количестве фигур? (Синих кругов на 4 меньше, чем красных, а красных на 4 больше, чем синих)

- Сколько раз по 2 круга мы брали? (3 раза)

- Можно сказать, что красных кругов в 4 раза больше, чем синих. А что можно сказать о синих кругах? (Их в 3 раза меньше, чем красных.)

- Как думаете, какая же тема урока у нас сегодня? Чем мы будем заниматься? (Решать задачи на увеличение числа в несколько раз)

- Да, правильно. Сегодня тема нашего урока «Решение задач на увеличение числа в несколько раз».

Задает вопросы, ведет беседу, ставит проблемный вопрос. Сообщает тему урока.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют практическую работу.

IV. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов , которые привели к определенному выводу.

- Работа по учебнику

 

Задача 1, 2, стр37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2, стр.37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3, стр. 37

-Запишите в тетради число, классная работа.

- Найдите задачу под номером 1. на странице 37

- Прочитайте первую задачу.

- О ком говорится в задаче? (о Васе и Коле)

- Что известно в задаче? (что у Васи было 2 машинки)

- Что еще известно? (что у Коли в 3 раза больше, чем у Васи)

- Что значит в 3 раза больше? (3 раза взяли по 2)

- Что необходимо найти? (сколько машинок у Коли)

 Напишите в тетради: Задача1.

В.

К.

- Давайте рассмотрим схематический рисунок в учебнике.

- Что обозначает 2 квадратика? (что у Васи 2 машинки) Нарисуйте у себя в тетради  2 квадратика.

- Почему во второй ряд положили 3 раза по 2? (потому что в 3 раза больше, то есть 3 раза по 2)

Нарисуйте у себя в тетради   3 раза по 2 кв.

- Что у нас получилось? (схематический рисунок)

- Давайте посмотрим схематический чертеж. Машинки Васи показаны маленьким отрезком. Начертите у себя в тетради   отрезок 2 клеточки.

- Почему машинки Коли показаны отрезком, состоящим из трех таких маленьких отрезков? (потому что у Коли в 3 раза больше, то есть 3 раза по 2)

Начертите у себя в тетради   отрезок, состоящий из 3х частей по 2 клеточки.

- Что у нас получилось? (схематический  чертеж)

- Как же мы решим эту задачу, каким действием? (умножением) Назовите решение?  (2х3=6(м.)

 - Сколько машинок у Коли? (6 машинок)

- Какой ответ у вас получился? Запишите ответ задачи.

 

- Теперь посмотрите на вторую задачу.

- Прочитайте вторую задачу.

- О ком говорится в задаче? (о Вите и Мише)

-  Что известно в задаче? (что у Вити 2 машинки)

- Что еще известно? (что у Миши на 3 машинки  больше, чем у Вити)

- Что значит на 3 раза больше? (что было 2 да еще три машинки  прибавили)

- Что необходимо найти? (сколько машинок у Миши)

 Напишите в тетради: Задача2.

В.

М.

- Давайте рассмотрим схематический рисунок в учебнике.

-Что обозначает 2 квадратика? (что у Вити 2 машинки) Нарисуйте у себя в тетради  2 квадратика.

- Почему во втором ряду к 2 квадратикам доложили еще 3? (так как сказано, что на 3 больше, то есть, еще 3)

Нарисуйте у себя в тетради 2 квадратика и к ним еще 3 квадратика.

- Что у нас получилось? (схематический рисунок)

- Давайте посмотрим схематический чертеж. Машинки Вити показаны маленьким отрезком. Начертите у себя в тетради   отрезок 2 клеточки.

- Как показаны на чертеже машинки у Миши? (одним маленьким отрезком, да еще отрезком чуть больше)

Начертите у себя в тетради такой же  отрезок.

- Что у нас получилось? (схематический  чертеж)

- Как вы думаете, каким действием будем решать задачу? (сложением) Назовите решение?  (2+3=5 (м.))

- Запишите чертеж и решение задачи у себя в тетради.

- Ребята, чем похожи задачи? (числовыми данными)

- Но чем они различаются? В первой задаче сказано в 3 раза больше, а во второй задаче сказано на 3 больше.

- В 3 раза больше каким действием решаем? (умножением)

- А если на несколько больше? (сложением)

- Никогда не путайте эти задачи. Если на несколько раз больше-  сложение, если в несколько раз больше - умножение.

 

-Посмотрите на задания под номером 2.

-Что здесь необходимо сделать? (Сравнить числа)

-Давайте выполним примеры у доски, а остальные выполняют самостоятельно в тетради.

5+3<5х3          6х4=4х6         2+2 =2х2

7+7< 7х3         8х2<х3           9+9= 9х2



-Прочитайте задание к 3 упражнению.

-Что необходимо сделать здесь? (Записать числа от 4 до 30, которые делятся без остатка на 3 и 4)

-Выполняем самостоятельно в тетрадях, а после проверим.

(6, 9, 12, 15, 1, 21, 24, 27, 30, 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28)

Проверка.

 

Предлагает детям решение заданий по теме урока.

Внимательно слушают, решают примеры для закрепления  по новой теме, читают хором алгоритм, запоминают его.

V. Физкультминутка

Цель: профилактика переутомления учащихся.

Выполнение учащимися упражнений с помощью видеоматериала.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости.

 

Выполняют упр. вместе с учителем

IV.Закрепление изученного материала

Цель: закрепить изученный материал

Закрепление изученного материала

 -Ребята на рабочих столах у вас лежат карточки с заданиями. Ручкой в левом углу подпишите листочки, напишите свою фамилию. Задание выполняйте на карточках. У вас есть 3 минуты на решение примеров. По истечению времени вы сдадите свои карточки. Приступайте к работе.

1. Решите примеры.

9х4=36, 8х4=32, 7х4=28. 9х5=45, 8х5=40,

 

2. Сравните выражения.

5+3 * 5х3        6х4 * 4х6

7+7 * 7х3        8х2* 8х3

 

Проводит самостоятельную работу для закрепления материала

Выполняют самостоятельную работу

VI Итоги урока.

Рефлексия.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

 

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок/

Какая была  основная тема нашего сегодняшнего урока?  (решение задач на увеличение числа в несколько раз)

– Кто испытал трудности?

-Что было трудным?

– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?

Задает вопросы с целью закрепления изученного материала,

Отвечают на вопросы. Актуализируют знания, полученные в ходе урока

VII. Домашнее
задание

Цель:  обеспечить понимание цели

Запись на доске и в дневниках учащихся.

-Домашнее задание: стр., задание  (Записываю на доске)

Оценки за урок сегодня получают…………………

- Спасибо за урок! До свидания

Обеспечивает понимание учащимися цели

Записывают задание в дневники, получат оценку за работу на уроке, подводят итоги урока