Урок математики в 1 классе "Перестановка слагаемых"
Оценка 4.7

Урок математики в 1 классе "Перестановка слагаемых"

Оценка 4.7
docx
12.03.2023
Урок математики в 1 классе "Перестановка слагаемых"
ПЕРЕСТАНОВКА СЛАГАЕМЫХ технолог. карта (1).docx

 

 

Предмет: Математика    

Класс: 1 «А»

Тип урока: Получение новых знаний

Технологическая карта

 

Тема

Перестановка слагаемых

Цель

 

Формирование представлений о переместительном законе сложения и его особенности, умений практически его применять.

Задачи

Образовательные: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике, закреплять навыки выполнения арифметических действий.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к учебному предмету.

Планируемый результат

Личностные: ценностное отношение, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

 

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

 

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать

 действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

 необходимую взаимопомощь.

Предметные : усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения -  переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяетсяиспользование свойства арифметических действий для удобства вычислений.

Основные понятия

Слагаемое, сумма.

Ресурсы: основные,

дополнительные

учебник «Математика» (авторы М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова), рабочая тетрадь на печатной основе, магнитная доска, компьютер,  проектор, экран, презентация.

Организация пространства

Работа в группах,  фронтальная работа, исследовательская работа, индивидуальная работа.

 

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1.Организационный

Способствует включению в деловой ритм.

 

 

 

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Подготовка класса к работе.

СЛАЙД 1

- Итак, ребята, у нас урок математики. Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.

 - Проверьте, всё ли у вас готово для работы.

Вспомните правила поведения на уроке. Повторим их.

СЛАЙД 2

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори все четко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

 (Нельзя создавать шум, без разрешения подниматься, отвлекать других. Нужно внимательно слушать учителя, говорить только с разрешения учителя, отвечая, поднимать руку.)

- Настроимся на хорошую работу. Самое удивительное явление в мире - это доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулируя совместно с учителем правила поведения и общения и следовать им.

 2. Актуализация знаний

 

 

Организует индивидуальную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу на экране с помощью проектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует проверку.

 

 

Выполняют работу по карточкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу на экране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют выполненные задания. Складывают из карточек изображения животных.

 

Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию.

Каждый из нас - сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. Представьте, что наша лаборатория находится на корабле, который путешествует по самым холодным местам Земли. Подскажите, куда отправится корабль? (На Северный полюс - в Арктику, на Южный полюс - в Антарктиду.)

Вспомните, где находятся эти районы на глобусе.

СЛАЙД 3

- Выполняя задания, мы будем знакомиться с животным миром этих районов. Некоторых ребят мы отправим в Антарктиду, на самый холодный материк Земли. Они будут работать с индивидуальными заданиями. (Учащиеся получают карточки.)

- В конвертах у вас карточки. Вам нужно решить задачи и примеры, поработать с геометрическим материалом. А затем мы составим из карточек с одинаковыми ответами картинки с изображением животных Антарктиды.

1.      9 – 4 + 1 = 6

 9 – 3 = 6

В парке посадили 4 дуба, а лип на 2 больше. Сколько лип посадили в парке? (6)  (6)

2.      4 + 1 + 3 = 8

 2 + 1 + 5 = 87

         9 – 7 + 6 = 8

На листе кувшинки весело квакали 5 лягушат, к их хору присоединились еще 3 лягушонка. Сколько стало лягушат? (8)

3.     10 – 3 = 7

  2 + 1 + 5 = 8

       10 – 5 + 4 = 9

Морская черепаха отложила в песке 10 яиц. Из 5 яиц уже вылупились маленькие черепашки. Сколько ещё яиц осталось в песке? (5)

 (5)

 

 (5)

Задания в конвертах равнозначные, в соответствии с этим группируются карточки.

СЛАЙД 4

- А мы продолжаем работать    вместе.

1.     Найдите значение выражений.

9 – 3 – 1

9 – 3 – 1

6 – 2 – 0

7 + 3 – 1

- Знакомьтесь. Это житель Северного полюса белый медведь.

СЛАЙД 5

2.     Посмотрите на числа первого ряда.

1)    2    5    8    9    1    4    6

Какое задание вы можете предложить своим одноклассникам? (Расположить числа в порядке увеличения или уменьшения).

1,2,4,5,6,8,9 или 9,8,6,5,4,2,1

- Исследуйте числа второго ряда. Найдите закономерность.

2) 3   5   4   6   5  … 6  … 7

 (Первое число увеличивается на 2, второе число уменьшается на 1, далее закономерность повторяется.
Вставьте пропущенные числа.

Пропущенные числа: 7, 8.

Вы замечательно справились с заданием. Перед вами ещё один житель Арктики - тюлень.

СЛАЙД 6

-Решите задачу.

Белый медведь поймал 7 рыб, а тюлень на 3 больше. Сколько рыб поймал тюлень? (10)

- Молодцы. Знакомьтесь с обитателем холодных морей- моржом.

- Подведём итоги работы учеников, которые выполняли задания индивидуально.

- Какой ответ получился в задаче у первого ученика? (5). Поднимите карточки с ответом «5». Какой ответ следующий?

 (Из карточек с ответами складываются картинки с изображением животных Антарктиды и прикрепляются детьми к доске с помощью магнитов.)

- Молодцы. Задания выполнили верно. Перед вами – животные Южного полюса.

СЛАЙД 7

Прочитайте названия животных Антарктиды на слайде (морской слон, морской леопард, синий кит.)

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать тему на уроке с помощью учителя. Умение принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

Осуществление контроля и самоконтроля (личностные результаты).

 Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (коммуникативные УУД).

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

 

Организует работу

по постановке проблемы.

 

 

 

Подводит учащихся к теме и цели урока.

 

 

Организует работу на экране с помощью проектора.

 

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения по вопросам темы.

 

С помощью учителя формулируют тему и цель урока.

 

Выполняют работу на экране.

 

СЛАЙД 8

- Посмотрите на экран.

 5 + 3              5 - 0

 8 - 3              7 - 2             

 6 - 1              3 + 5           

- На какие группы можно разделить эти выражения? (Суммы и разности.)

- Найдем значение разностей.

- Чем похожи разности? (Одинаковым значением.)

- Назовите компоненты суммы. Найдём суммы.

- Прочитайте суммы, используя название чисел при сложении.

- Сравним. Что общего? (В  суммах одинаковые слагаемые.)

- Чем отличаются? (Переставлены слагаемые.)

 

- Подумайте, какова тема урока.

- Сумма в этих выражениях известна?

- Предположите, не считая,

чему могут быть равны значения сумм с одинаковыми слагаемыми?  (Значения сумм одинаковые).

 

-На какой вопрос мы должны ответить?

(Можно ли менять слагаемые местами? Изменится ли от этого значение суммы?)

 

-Чему мы ещё должны научиться на уроке?

(Решать примеры с помощью перестановки слагаемых)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать тему на уроке с помощью учителя, уметь принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

Осуществление контроля и самоконтроля (личностные результаты).

 Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (коммуникативные УУД).

4. Динамическая пауза

Организует физкультминутку с помощью проектора.

Учащиеся повторяют действия.

 

- Наш научно-исследовательский корабль плывёт к Южному полюсу. Веселую физкультминутку нам помогут провести обитатели Антарктиды – птицы, которые не умеют летать, но зато хорошо ныряют и плавают. Это пингвины.

СЛАЙДЫ 9-10

Умение слушать.

 Способность к организации своей деятельности (регулятивные УУД).

5. Работа по теме урока.

 

Организует повторение правил работы в группах.

 

Организует исследовательскую работу в группах.

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу по распределению обязанностей в группе.

 

Подводит детей к выводу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу по учебнику.

Повторяют правила работы в группах.

 

Делятся на группы.

Распределяют обязанности в группе.

 

 

 

 

 

 

Выполняют исследовательскую работу в группах, рассуждают.

 

Делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по учебнику.

- Итак, я предлагаю учёным, находящимся на корабле, продолжить исследование.

Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом, проведём исследование.

Работать мы будем в группах.

Какие правила работы мы должны вспомнить? (Работать дружно, не перебивать друг друга, не кричать.)

 

СЛАЙД 11

На экране записан план работы. Прочитайте его.              1.Составьте две суммы. Найдите их значение.

2. Сравните результаты.

3. Сделайте вывод.

- У вас на партах лежат картинки с изображением животных холодных районов Земли. Возьмите их и выполните задание согласно плану.

(Каждая группа получает карточки двух видов).

- Распределите свою деятельность в группе.

Договоритесь в группе, кто из вас будет отвечать.

СЛАЙД 12

- Какие получились суммы?  

6 + 3 = 9              3 + 6 = 9

5 + 3 = 8              3 + 5 = 8

4 + 2 = 6              2 + 4 = 6

4 + 3 = 7              3 + 4 = 7

6 + 2 = 8              2 + 6 = 8

7 + 2 = 9              2 + 7 = 9

2 + 3 = 5              3 + 2 = 5

- К какому выводу вы пришли?  (Хоть слагаемые и поменялись местами, но сумма не изменилась.)

- Давайте попробуем сформулировать свойство.      (Учащиеся пытаются по-своему сформулировать переместительное свойство сложения).

Как бы вы назвали это свойство сложения?

- В математике это свойство сложения называется переместительным.

(Проектор выключается.)

 

 

- Откройте учебник.

Прочитаем правило в красной рамке по учебнику на стр.14.

- Как вы думаете, а зачем в математике нам нужно знать такой закон?  (Чтобы при решении использовать удобный способ.)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; строить логические цепи рассуждений, доказательства, выдвигать гипотезы  и их обоснование (познавательные УУД).

 

Выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное действие в соответствии с планом; использовать речь для регуляции своего действия (регулятивные УУД).

Формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности и работать в команде, вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; участвовать в обсуждениях; формулировать вопросы и заданиям;

формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

участвовать в обсуждениях, работая в группе

 (коммуникативные УУД).

 

6. Первичное закрепление нового материала.

 

Организует работу по учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

- Обратимся к учебнику и выполним задание № 1 на с.15.

-Что изображено на картинке?

Прочитайте выражения под картинками.

- Какое действие выполнять легче: к большему числу прибавлять меньшее или к меньшему большее? Сделайте вывод.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия (регулятивные).

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи (познавательные).

7. Зрительная физминутка.

Организует зрительную физкультминутку с помощью проектора.

Учащиеся зрительно повторяют действия.

 

- Пришла пора отправиться на Северный полюс. В холодных районах Земли много снега и льда. И я знаю, что вы очень любите лепить из снега крепости, снежные фигуры. Предлагаю на Северном полюсе слепить снеговика. Зрительная гимнастика.

СЛАЙД 13

 

 

 

 

Организует работу в тетради.

 

 

Организует работу в парах.

 

Работают в тетради на печатной основе.

 

Работают в парах.

Практическая работа 
- Откройте тетрадь на печатной основе с.8. Выполним  № 1.

- Что вы видите на рисунке? (Красные и синие кегли.)

 

- Работаем в парах. Обсудите с соседом по парте, каким образом по одному рисунку можно составить два равенства, сначала продвигаясь слева направо, а затем справа налево.

После обсуждения запишите эти равенства.

(Во время выполнения задания детям раздаются карточки для дальнейшей самостоятельной работы.)

- Прочитайте полученные равенства. Что заметили? (Ответы равны.)

 - Почему результаты равны?

- Каким свойством сложения вы воспользовались?

Задавать вопросы, строить понятные высказывания, 

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра (коммуникативные).

8. Закрепление изученного.

 

Организует  самостоятельную работу

Выполняют самостоятельную работу.

 

Проверяют правильность выполнения задания по эталону на экране.

- Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно.  У вас на партах карточки.

 

Соедините пары примеров с одинаковым ответом.

6 + 3    3 + 4

2 + 5    1 + 3

4 + 3    5 + 2

3 + 1    2 + 8

8 + 2    3 + 6

- Нужно ли вам было вычислять значение сумм? Почему?

- Какое свойство сложения мы использовали? (Переместительное.)

СЛАЙД 14

Проверьте правильность выполнения задания. Сравните с эталоном (образцом) на слайде.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД).

9. Итог урока

Задаёт вопросы по теме

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

- Вот и подошло к концу путешествие. Наш научно-исследовательский корабль возвращается домой.

 

Скоро прозвенит звонок.

Положи на край, дружок,

Аккуратно, по порядку:

Ручку, книжку и тетрадку.

 

- А сейчас подведём итог урока. Закончите мои фразы.

- Сегодня вы поняли… (переместительное свойство сложения).

- Оно звучит так: (если слагаемые поменять местами… (значение суммы не изменится).

- Чтобы найти значение суммы, удобнее… (к большему числу прибавлять меньшее).

- Каким для вас был наш урок?  (Интересным, познавательным.)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД).

10. Рефлексия

Организует рефлексию.

Организует самооценку учениками учебной деятельности на уроке.

Отвечают на вопросы.

 

Оценивают свою работу на уроке.

СЛАЙД 15

- Что вы узнали сегодня, чему научились?

·                   На уроке я научился …

·                   А ещё я узнал о …

·                   Могу похвалить себя за то, что …

·                    Для меня было трудно...

СЛАЙД 16

-  Оцените свою работу на уроке. Перед вами картинки.

- Если вы хорошо поработали на уроке и все поняли - поднимите солнышко, а если не всё вам было понятно и требуется помощь - солнышко на облаке, если вам было очень трудно, и вы ничего не поняли - поднимите вверх тучку. (Поднимают карточки.)

-Посмотрите, как у нас солнечно!  Молодцы, ребята, вы сегодня были замечательными учёными и отлично поработали! Надеюсь, мы сможем применять полученные знания в дальнейшем. 

- Урок окончен.  (Дети встают.)

Попрощайтесь с гостями.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки (регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД). 

 


 

Предмет: Математика Класс: 1 «А»

Предмет: Математика Класс: 1 «А»

Предметные : усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения - переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется , использование…

Предметные : усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения - переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется , использование…

Надо руку поднимать. (Нельзя создавать шум, без разрешения подниматься, отвлекать других

Надо руку поднимать. (Нельзя создавать шум, без разрешения подниматься, отвлекать других

Организует работу на экране с помощью проектора

Организует работу на экране с помощью проектора

Организует работу на экране с помощью проектора

Организует работу на экране с помощью проектора

Организует проверку. Выполняют работу по карточкам

Организует проверку. Выполняют работу по карточкам

Организует проверку. Выполняют работу по карточкам

Организует проверку. Выполняют работу по карточкам

Организует работу на экране с помощью проектора

Организует работу на экране с помощью проектора

Антарктиды – птицы, которые не умеют летать, но зато хорошо ныряют и плавают

Антарктиды – птицы, которые не умеют летать, но зато хорошо ныряют и плавают

Организует работу по учебнику.

Организует работу по учебнику.

Как вы думаете, а зачем в математике нам нужно знать такой закон? (Чтобы при решении использовать удобный способ

Как вы думаете, а зачем в математике нам нужно знать такой закон? (Чтобы при решении использовать удобный способ

Организует работу в тетради.

Организует работу в тетради.

Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно

Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно

Каким для вас был наш урок? (Интересным, познавательным

Каким для вас был наш урок? (Интересным, познавательным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2023