Урок математики в 3 классе. Тема: Доли.
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Урок математики в 3 классе. Тема: Доли.

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
22.05.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Урок математики в 3 классе.docx

Урок математики в 3 классе.

Нилова Елена Николаевна, учитель МАОУ «СО (РК)Ш №2)» г. Магадана.

 

Тема: Доли.

 

Тип урока: «Открытие новых знаний» с использованием системно-деятельностного подхода.

 

Цель: первичное знакомство с понятием «доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения.

 

Задачи:

1.     Сформировать представления о доли числа, учить определять долю числа, записывать доли, познакомить с термином «доля», научить сравнивать доли.

2.     Развивать внимание, логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.

3.     Воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики.

Формируемые УУД:

ü познавательные: УУД - формировать представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

ü метапредметные:

·        регулятивные УУД: развивать умение определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу, выдвигать гипотезы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, слушать и понимать речь других;

·        личностные УУД: развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь, аккуратность, наблюдательность, обобщить жизненный опыт учеников;

·        коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины.

 

Оборудование:

Для учителя: учебник М.И. Моро «Математика» 3 класс часть1.

Для обучающихся: карточки с заданиями и фигурами, карточки для рефлексии.

 

План урока

1.     Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.     Актуализация знаний. Устный счет.

3.     Постановка проблемной ситуации. Определение темы урока.

4.     Открытие новых знаний.

5.     Знакомство с новой темой.

6.     Первичное закрепление материала.

7.     Выполнение тренировочных упражнений.

8.     Итог урока.

9.     Рефлексия учебной деятельности.

10. Домашнее задание.

 

Ход урока

1.           Организационный момент. Эмоциональный настрой.

-       Глубоко вдохните и выдохните.

-       Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды.

-       Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым.

-       Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.

 

2.           Актуализация знаний.

Устный счет.

1)    Увеличить 4 в 8 раз

2)    Уменьшить 49 в 7 раз

3)    Во сколько раз 7 меньше 21

4)    На сколько 36 больше 9

5)    От пристани отплыли 6 лодок. На каждой лодке было по 4 весла. Сколько вёсел было на этих лодках?

6)    В классе 30 учеников. 2 ученика больны. Остальные дети разделились на равные группы по 4 человека для участия в праздничных конкурсах. Сколько групп получилось?

Проверка: 32, 7, 3, 27, 24в., 7г.

 

- Сколько заданий решили? (6)

- Сколько решили задач? (2)

- Сколько решили выражений? (4)

- Во сколько раз больше решили выражений, чем задач? (в 2 раза)

- На сколько меньше решили задач? (на 2)

 

Решение геометрических задач.

- Заполнить таблицы. Приложение 1.

Проверка: 5 см, 2 мм, 12 дм, 1 см.

Одновременно учащиеся объясняют какими формулами пользовались для нахождения длин сторон прямоугольников, площади.

 

- Запишите числа из таблиц (без наименований) в порядке увеличения.

Проверка: 1, 2, 5, 12.

- Подставьте буквы к числам.

 

3.           Постановка проблемной ситуации. Определение темы урока.

- Какое слово получилось?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие вопросы можно задать по этой теме?

(Примерные вопросы: Что такое доля? У чего может быть доля? Как называются доли? Какие бывают доли?)

 

4.                 Открытие новых знаний.

Дидактическая игра «Да-нет».

Приложение 2.

- Рассмотрите фигуры. Я буду давать вам высказывания: если высказывание верное – вы киваете головой, если высказывание неверное – садитесь на корточки.

Высказывания:

a)     На рисунке изображены окружности.  (Квадраты)

b)    На рисунке изображено 5 квадратов.  (3)

c)     Все квадраты – прямоугольники.  (Да)

d)    У квадрата все стороны равны.  (Да)

e)     Все квадраты имеют разную площадь. (Одинаковая площадь)

f)      Площадь квадратов можно сравнить на зубок.  (На глазок)

 

Деление квадратов на равные части.

Проведите в квадратах отрезки так, чтобы:

- в первом квадрате получились 2 одинаковых треугольника;

- во втором квадрате получились 4 одинаковых треугольника;

- в третьем квадрате получились 8 одинаковых треугольника.

Учитель выполняет эту работу на доске, после объяснения учащихся.

- Сколько отрезков провели в каждом квадрате?

 

 

 

 

 

 


5.           Знакомство с новой темой.

Введение понятия «доля».

- Что мы сделали с квадратами? (Разделили на части)

- Каждая часть называется доля. Сколько долей в 1 квадрате? Во 2 квадрате? В 3 квадрате?

- Что такое доля?

 

Название долей.

- Закрасьте по 1 доле в каждом квадрате.

- Каждая доля имеет своё имя (подписать под квадратами):

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

(одна вторая)        (одна четвёртая)     (одна восьмая)

- Как вы думаете: от чего зависит название доли?

- Что обозначает цифра над чертой и цифра под чертой?

 

Сравнение долей.

- Сравните размер долей.

- От чего зависит размер доли?

Вывод: чем больше по количеству долей, тем меньше по размеру доля.

 

6.           Первичное закрепление материала.

Выполнение задания по учебнику: с. 92, №2 (назвать доли, сравнение долей).

 

Доли в жизни человека.

- Как можно назвать одну восьмую долю (с. 92, №2)? (Долька.)

- Когда мы употребляем это слово? (Когда делим апельсин, мандарин.)

- Что в жизни мы делим на доли? (Торт, пирог, яблоко…)

- Что такое доля?

 

7.           Выполнение тренировочных упражнений.

Выполнение заданий по учебнику:

- С. 92, № 1 (2): начертить квадрат, разделить на доли, закрасить 1 долю.

   Почему доля называется одна двенадцатая?

- С. 93 № 8.

·        Одинаковые ли фигуры на рисунке?

·        Назовите закрашенные доли?

·        Назовите самую маленькую долю, самую большую долю?

·        Кто из девочек какую долю закрасил?

 

8.           Итог урока.

- Что такое доля?

- От чего зависит название доли?

- От чего зависит величина (размер) доли?

 

9.           Рефлексия учебной деятельности.

Приложение 3.

- Достаньте из конвертов карточки и оцените свои умения.

 

10.       Домашнее задание.

С. 93, №7, задача под чертой.

Приложение 1.

Заполни таблицы.

Длина

прямоугольника

Ширина прямоугольника

Периметр прямоугольника

Л

2 см

14 см

10 мм

О

24 мм

 

Длина

прямоугольника

Ширина прямоугольника

Площадь  прямоугольника

6 дм

2 дм

Я

10 см

Д

10 см2

 

 

 

Приложение 2.

1.    Рассмотри рисунок.

2.    Игра «Да-нет»

 

 

 

 

 


3.    Проведи отрезки так, чтобы:

- в первом квадрате получились 2 одинаковых треугольника;

- во втором квадрате получились 4 одинаковых треугольника;

- в третьем квадрате получились 8 одинаковых треугольников.

 

 

Приложение 3.

 

Оцените свои умения знаком + напротив одной из фраз:

Да, я знаю, как образуются доли, умею их читать, записывать и сравнивать.

 

Я понимаю, как образуются доли, но не хватает уверенности при их записи и сравнении.

 

Пока я затрудняюсь ответить на вопрос, что такое доли, как они записываются и сравниваются.

 

 


 

скачать по прямой ссылке