Урок математики в 4 классе " Решение задач на движение".
Учитель начальных классов МАОУ «Школа №31», г.о. Балашиха, МО
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.
Планируемые результаты:
личностные результаты:
метапредметные результаты:
предметные результаты:
Цель: Совершенствование умения решать задачи на движение;
Задачи:
Используемые методы: обучения: частично-поисковый, системно-деятельностный, метод диалогический; методы преподавания: побуждающий словесный наглядный
Используемые формы организации познавательной деятельности: подводящий диалог, работа в группах, работа в парах, фронтальная работа.
Оборудование: схемы, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы, карточки с обозначением скорости движения соответствующих объектов; смайлики для оценки ответов учащихся;
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел
уже звонок,
Начинаем мы урок.
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.
Какой необычный сегодня день! А чем же он необычный? Как вы считаете? (У нас гости)
- Давайте поприветствуем гостей и пожелаем им приятно провести время вместе снами.
Актуализация знаний и мотивация:
Устный счет: Игра “Диагональ”.
Устный счёт позволит нам повторить взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий. Посмотрите на экран. Кто догадался о связи букв с полученными результатами?
- Найдите значение этих выражений; (работа у доски)
- Расположите ответы в порядке уменьшения
- Под каждым числом запишите соответствующую ему букву;
- Прочитайте, какое слово получилось. (Получилось слово “Задача”)
- Итак, что же ждёт нас сегодня на уроке?
- О чем мы будем говорить на уроке? (- О задачах на движение)
- Правильно мы с вами изучали тему “Решение задач на движение”
- А зачем нужно уметь решать задачи на движение? (Чтобы правильно высчитывать время, скорость, расстояние и чтобы избежать трагедий.)
- Вспомним, какие виды задач на движение мы знаем? (На встречное движение, на движение в противоположных направлениях, движение в одном направлении)
- Что общего и в чём различие этих задач?
общее –
различие –
Постановка учебной задачи:
- Так кто же догадался, какая тема урока у нас сегодня?
Тема: “Повторение решения задач на движение;
Задачи на разные виды движения” (Дети формулируют тему урока)
- Какую цель мы сегодня поставим перед собой?
Дети определяют цель: Сформировать умение решать различные виды задач на движение, узнать, умеем ли мы работать команде и оценивать свою работу и работу товарищей;
Повторение взаимосвязи между v, t, s.
ДЕТИ: Вывод: Скорость – это расстояние, пройденное за 1 единицу времени. Обозначается такой буквой V
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
- А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления? Скорость сближения, скорость удаления.
- Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при встречном движении и при движении вдогонку? Расстояние уменьшается.
- Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении в противоположных направлениях и при движении с отставанием? Расстояние увеличивается.
- Что такое расстояние?
Дети. Вывод: Расстояние - это путь, который надо преодолеть. Расстояние принято обозначать латинской буквой S.
- Кто скажет, как найти расстояние?
Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
А время движения в математике принято обозначать латинской буквой t
- А как мы находим время?
Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
Используя данные формулы, составьте простые задачи на движение, в которых надо найти v,t,s.
Ну вот, все в порядке. Можно отправляться в путешествие на самом быстром транспорте
От Москвы до Санкт-Петербурга 700 км, а от Москвы до Дорохово 90 км. Мама поехала в Санкт - Петербург и прибыла на вокзал раньше, чем папа, который ее провожал. Как вы думаете, почему папа вернулся домой в Дорохово позже, чем мама в Санкт-Петербург?
(Ответы детей)
- Как вы думаете, какой из этих видов транспорта самый быстрый? (Ответы детей) (Самолет)
- На самолёте мы и начнём своё путешествие по нашей стране, она у нас огромная большая
- Приготовились! Взлетаем! (Имитация полета самолёта под звуковое сопровождение)
Решение задач (УСТНО)
Решение простой задачи на нахождение расстояния
Мы летели на самолёте 4 часа со скоростью 600 км/ч. Какое расстояние мы пролетели?
Какое расстояние мы пролетели?
- А как вы узнали?
- Что нужно сделать, чтобы найти расстояние?
Решение: 600 ∙ 4=2400(км)
Ответ: мы пролетели на самолёте 2400 км.
- Дальше мы продолжим своё путешествие отгадав загадку:
По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке…
(Поезд)
На каком транспортном средстве мы отправимся дальше? (на поезде)
Приготовились? Поехали! (Имитация движения поезда под звуковое сопровождение)
Решение задачи
А теперь решим такую задачу по таблице. Посмотрите внимательно, все ли в ней так?
-Я записала условие этой задачи с помощью таблицы и вот что у меня получилось.
V |
t |
S |
3 ч |
? км/ч |
360 км |
В таблице допущены ошибки. Дети должны заметить ошибки и исправить их.
Наш поезд за 3 часа прошёл 360 км, проходя каждый час одинаковое расстояние. С какой скоростью он двигался?
- А теперь всё правильно? Давайте решим эту задачу.
- Как можно найти время?
Решение: 360:3=120 (км/ч)
Ответ: поезд двигался со скоростью 120 км/ч.
- Прямо с поезда мы пересаживаемся, отгадайте загадку:
По
дороге, за калиткой
Разноцветные Кибитки
Друг за дружкою бегут.
Их светофоры стерегут.
- Так куда мы пересаживаемся? (в автомобиль)
- Машины во многом облегчили нашу жизнь, помощь их бесспорна.
- Вы услышали в загадке слово СВЕТОФОР, как вы думаете, зачем всем нужен СВЕТОФОР?
- Прежде чем отправиться на автомобиле в путь, давайте вспомним, какие правила мы должны помнить?
Беседа по ПДД
1. Пешеход должен идти по дороге навстречу движущемуся транспорту.
2. На велосипеде по дороге можно ездить с 7 лет.
3. Зелёный сигнал светофора означает: движение пешеходу разрешено.
4. Переходя через улицу, сначала посмотри направо.
5. Красный сигнал светофора означает: движение транспорта запрещено
- Приготовились! Руки на руль! Поехали! (Имитация движения автомобиля под звуковое сопровождение)
Зрительная физминутка «Автомобили»
- Какие бывают автомобили? (Ответы детей)
- Какие автомобили самые быстрые? А у каких скорость самая маленькая?
- Мы это с вами сейчас выясним. Для этого решим задачу.
- Прочитаем задачу
Скорость грузовой машины 60 км/час, легковой – 90 км/час, спортивного автомобиля – 180 км/ч. Сколько времени потребуется каждой из этих машин, чтобы проехать от Москвы до Брянска, если расстояние между этими городами 360 километров
- О какой тройке величин идёт речь в задаче? Сколько простых задач в этой составной задаче? Какая величина будет одинаковой во всех трёх простых задачах? Что нужно узнать в каждой простой задаче? Как найти время?
- Учащиеся решают задачу САМОСТОЯТЕЛЬНО (По рядам).
1 ряд - Вы едете на грузовой машине
Решение: 360:60=6(ч)
Ответ: грузовой машине потребуется 6 часов.
2 ряд – Вы едете на легковой машине
Решение: 360:90=4(ч)
Ответ: легковой машине потребуется 4часа.
3 ряд – Вы едете на спортивной машине
Решение: 360:180=3(ч)
Ответ: спортивному автомобилю потребуется 3 часа.
Сделаем ВЫВОД : Какая машина самая быстрая? Почему?
Вывод: Самая быстрая машина- спортивный автомобиль, потому что большая скорость движения.
-Задача решена, и мы продолжаем наш путь. Вдруг на нашем пути появилась река!
-На чём же мы по ней переправимся? Отгадаем загадку:
По глади ровной я скольжу,
Следов не оставляю,
И сидя на скамеечке,
Я к бережку причалю!
(Ответ детей): Лодка
-Реку мы можем переплыть только на лодке? (Дети дают свои ответы)
Ну что, поплыли? Вы готовы? Вперёд!
- Мы в таком быстром течении переходим к работе с учебником:
- Ну что, ребята, трудно плыть по реке?
А преодолеть мы её сможем, если решим задачу №22 на стр. 7
(1 ученик работает у доски, остальные в тетради)
- Прочитав задачу, мы заполним таблицу на листочках, которые лежат у вас на партах.
|
Скорость |
Время |
Расстояние |
Теплоход |
36 км/ч |
4 ч |
? км |
Моторная лодка |
? км/ч |
9 ч |
144 км |
Решим задачу по схеме:
Что мы видим на схеме? Что происходит с расстоянием между пешеходами, если они движутся навстречу друг другу? (Сближение)
1) 5 + 4 = 9 (км/ч) – общая скорость, скорость сближения
2) 27 : 9 = 3 (ч)
- Итак, какой ответ на вопрос задачи мы запишем?
Ответ: через 3 часа пешеходы встретятся
- Как называются такие задачи? (Встречное движение)
- Отгадайте загадку и узнаете, на чём мы будем путешествовать дальше:
ЗАГАДКА:
Конь
железный у меня.
Нет уздечки у коня,
Нет копыт, и гривы нет.
Это мой ......(велосипед)
Да, правильно, мы садимся на велосипеды.
Готовы? Но сначала мы немножко отдохнем.
Физминутка «4 шага»
- Молодцы! А сейчас каждый из вас покажет, на что он способен.
- Перед вами три карточки: на “5 - красная - повышенной сложности”, на “4 - синяя – средней сложности” и на “3 - зеленая – простая задача”. Выберите ту, с которой вы, по-вашему, можете справиться и решите задачу.
Задача на “3” - зеленая Простая задача
Велосипедист проехал 48 км за 4 часа. С какой скоростью он двигался?
48 : 4 =12 (км/ч)
Ответ: 12 км/ч
Задача на “4” - синяя Средней сложности
Дачник ехал от города до деревни 2 часа на автобусе со скоростью
60 км/ч, а потом шёл 7 километров пешком. Найдите расстояние от города до деревни.
60 * 2 = 120(км)
120 + 7 =127(км)
Ответ: 127 км
Задача на “5” - красная Повышенной сложности
Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути?
1) 24:12 = 2(ч)
2) 45:15 = 3(ч)
3) 2 + 3 =5(ч)
Ответ: 5 часов
Проверка: Поднимите руку кто решал задачу на красной карточке- проверим решение (на доске правильное решение)
Кто решал задачу на синей карточке – проверим решение;
Кто решал задачу на зеленой карточке – проверим решение
IX. Закрепление. А теперь поработаем исследователями (Работа в группах.)
- Каждая группа получает задачу на движение и план работы над ней.
План работы:
1. Обсудите в группе задачи;
2. Определите вид задачи.
3. Сделайте чертёж и соответствующие надписи на чертеже.
4. Решите задачу по действиям с пояснением.
5. Выйти к доске, сделать чертеж и объяснить решение задачи.
1 группа.
Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5км/ч, другого- 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа?
(А можно ли решить задачу другим способом?)
2 группа.
Из двух посёлков одновременно выехали навстречу друг другу велосипедист и мотоциклист и встретились через 4 часа. Скорость велосипедиста – 15 км/ч, а скорость мотоциклиста – 57 км/ч. Узнай расстояние между посёлками?
(А можно ли решить задачу еще другим способом?)
3 группа.
Из двух сёл, расстояние между которыми 40 км, одновременно в одном направлении выехали автобус и велосипедист. Скорость велосипедиста 15 км/ч, а скорость автобуса 35 км/ч. Через сколько часов автобус догонит велосипедиста?
Самостоятельная работа.
-Проверка. Давайте проверим, как вы ее решили задачи, и какие способы решения использовали.
- Оценивание каждого человека из своей группы.
2 задачи:
1) Из двух пунктов, находящихся на расстоянии 348 км, навстречу друг другу одновременно выехали два мотоциклиста. Скорость первого мотоциклиста 62 км/ч, а скорость второго 54 км/ч. Через сколько часов мотоциклисты встретятся?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2) Из двух сёл одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста и встретились через 2 ч. Скорость первого велосипедиста составляет 12 км/ч, а скорость второго-14 км/ч. Найти расстояние между сёлами?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия.
- Сегодня мы учились решать задачи на движение, но все вы знаете, что с дорогой шутить опасно. Мы путешествовали с вами на разных видах транспорта.
А кто нам может назвать человека, управляющего каждым видом транспорта?
(водитель, пилот, машинист, велосипедист)
- Какими должны быть люди этих профессий? Как можно охарактеризовать?
(Они должны чувствовать ответственность за жизнь людей)
- Что они должны знать и уметь?
- А чтоб это все знать, что для этого нужно делать? (Всем хорошо учиться)
- На этом наш урок подходит к концу.
- Что мы сегодня повторяли на уроке?
- Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение?
- Что нужно знать, чтобы решить задачи?
- Как найти скорость время расстояние?
Закончи предложение:
- На уроке я узнал ...
- На уроке я повторил ...
- На уроке я еще раз вспомнил ...
- На уроке я научился...
Я очень доволен своей работой |
Мне надо разобраться в некоторых вопросах |
У меня много ошибок |
|
|
|
Д/з. Уч. стр. 8 № 27, 31.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.