Урок математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок математики и история Казанского Кремля.
Иконка файла материала Казанский Кремль.docx

        Иванова Зинаида Павловна, учитель математики

 МБОУ «Столбищенская СОШ им. Героя Советского Союза А.П.Малышева» Лаишевский район Республика Татарстан

 Обобщающий урок по  теме «Действия с десятичными дробями».

 

Цель урока: - обобщить знания и умения учащихся по теме «Действия с десятичными дробями» и на цифрах и фактах  рассмотреть Казанский Кремль.

Задачи проведения урока:                                                                          

      Учебные:

 -повторить и закрепить  приобретенные знания учащихся по теме: «Действия с десятичными дробями»;                                                       

   - углубить представления обучающихся об эффективности использования сведений из  -развивать у обучающихся умение работать с учебной информацией,  умение планировать и контролировать свою деятельность.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес  к изучению исторического прошлого школьников на уроке математики;                                                                 

-развивать такие качества, как внимание, память, логическое мышление;          

 -развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.

Воспитательные:

 -воспитывать любовь к малой Родине, историческому прошлому своей республики;                                                                                              

воспитывать самостоятельность мышления, волю,  упорство в достижении цели.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Оборудование:  компьютер, экран, мультимедийный проектор.  презентация урока.

1.      Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Ребята, мы сегодня повторим все действия с десятичными дробями. Для этого решим примеры в левом столбце  таблицы и найдем ответ в верхней строке. Выпишем букву, которая находится  на пересечении столбца и строки.

 

 

4,1

2,77

1

3,36

0,013

240

2,3 + 1,06

П

У

Л

К

Ъ

Ф

3,07- 0,3

О

А

И

К

Э

Ж

2,5*0,4

М

О

3

А

В

А

2,46 :0,6

А

И

А

О

У

Ь

0,24: 0,001

Т

А

Р

С

О

Н

1,3*0,0l

С

Т

П

Д

Ь

С

 

Казань!

Молодцы! Что это за город? (Ответы учащихся). Казань – столица нашей республики. В городе много памятников архитектуры. Об одном из них мы сегодня поговорим на уроке, решая задачи и примеры, узнаем о некоторых фактах.

Задача 1. Расставьте буквы на координатной плоскости, за единичный отрезок возьмите 4 клетки.     М(3,15) ; Р (1,25); Ь (5,25); Е (2,5) ; К (0,5) ; Л (4,5).

Кремль!

 Учитель: Казанский Кремль –«каменная сказка». На протяжении всего существования Казани Кремль является сердцевиной города. Казань - прежде всего ассоциируется с кремлевскими сооружениями.

             Очертания кремлевских стен представляют собой неправильный многоугольник, конфигурация которого обусловлена формой холма. Занимает площадь 12,4 гектара.

Задача 2. Общая длина Кремля с севера на юг около 575 м. Наибольшая ширина с запада на восток -257 м, наименьшая – вдоль южной стены –примерно – 170 м. Наружный периметр стен -1800м. Найдите длину остальных стен.

 Задача 3. Решите уравнение , ответ вставьте в текст.

а) 6,51 : (x+0,02) = 0,5

Текст: К началу XVII в., когда завершилось возведение всех каменно –кирпичных укреплений, Кремль насчитывал … башен.

б) ( 9,02 –х) : 4 = 1, 003

Текст : … башен имели сквозной проход.

в) 2: х +3,1 = 3,35

Текст: В настоящее время сохранилось … башен. Спасская, Тайницкая, Сююмбике, Благовещенский собор, Преображенская башня, Воскресенская, Консисторская, Дворцовая церковь.

г) 7,16 -0,15 *х = 6,86

Текст: В настоящее время только башни только … башни имеют сквозной проезд ( в двух других башнях проезд заложен, а одна проездная башня снесена).

 

 

Учитель. Спасская башня — это главные ворота Казанского Кремля и один из наиболее узнаваемых символов Казани. Построенная в XVI веке, она сочетает элементы русского оборонного зодчества с характерными чертами восточной архитектуры. Башня названа в честь образа Спаса Нерукотворного, который размещался над её воротами.          Башня выполнена в виде массивной четырёхугольной конструкции, увенчанной восьмигранным шатром с остроконечным шпилем, на котором закреплена звезда — символ Татарстана. Высота башни составляет 38 метров. Спасская башня служила не только воротами, но и оборонительным сооружением. Сегодня она является входом на территорию Казанского Кремля. В верхнем ярусе, представляющем собой вышку – «смотрильню» с большими проемами в каждой стене, имелся набатный колокол. В нижнем восьмиграннике были установлены необычные часы – их циферблат вращался вокруг неподвижных стрелок. В 1963 г. установили электронные часы.

Задача 4. Общая длина минутной и часовой стрелок равна 3,88м. Часовая стрелка на 0,52м меньше минутной стрелки. Найдите длину каждой стрелки.

Учитель. Башня Сююмбике — один из символов Казани и Республики Татарстан, важная досто-примечательность и «жемчужина Казанского Кремля». Безукоризненно подобранные пропорции придают ей удивительную стройность и изящную простоту. Нижнее основание имеет форму четырехугольника, площадь которого140м2 ,затем еще две уменьшающихся в размере четверика, далее поставленные на них восьмерики строгих очертаний .Венчает шатровое завершение с дозорной вышкой и шпилем. Высота всей башни 58 м.

Задача. Переведите высоту башни в см , км. Площадь – км2 , дм2 .

Подведение итогов.

Учитель: Ребята, мы сегодня повторили все действия с десятичными дробями. Заочно посетили Казань. Немного узнали о  Кремле. Мы должны знать о своей Родине, ее историческое прошлое.

Домашнее задание. Найти интересные факты  о исторических памятниках Казани и составить какое – либо задание , связанное с десятичными дробями.