Урок математики в 5 классе по теме «Проценты»

  • docx
  • 21.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Проценты.docx

 

Урок математики в 5 классе по теме «Проценты»

 

Тип урока: урок применения знаний и умений.

 

Цели и задачи:

1.             Обобщение и систематизация знаний, установление связей теории с практикой;

2.             Познакомить учащихся с задачами повышенной сложности на нахождение процентов и дробей от числа;

3.             Показать, что такие задачи часто приходится решать в обычной жизни;

4.             Научить обобщать знания, осмысливать материал, применять знания в конкретных жизненных ситуациях;

5.             Воспитание познавательного интереса к математике как к источнику знаний для применения в  жизненных ситуациях, в быту;

6.             Формирование умений осуществлять самоконтроль.

7.             Развивать творческую активность.

 

Форма проведения: игра

 

                Оборудования: материалы для развития внимания и памяти, материалы для устного счета, игрушки и канцтовары для игры «Распродажа в магазине», «деньги» - фишки для оценивания ответов, тесты «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля». Математика 5.

 Лаборатория аттестационных технологий МИОО. Авторы: С.А. Пушкин,

 И.Л. Гусева, А.О. Татур.

 

I. Ход урока

 

Организационный момент.

                  Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы будем решать задачи, которые часто встречаются в повседневной жизни.

 Задачи «на проценты», пожалуй, единственный «подарок» математикам от бухгалтеров. Поэтому для успешного решения таких задач нужно помнить некоторые простые правила, которые мы повторим в течение урока и нам в этом помогут ученицы 9 класса София и Анастасия. С ними мы поиграем в игру

 « Распродажа в магазине», а самостоятельная работа в конце урока поможет вам оценить свои знания по теме. Так как на сегодняшнем уроке во многих задачах речь идет о деньгах, за работу на уроке мы с вами будем расплачиваться фишками. В конце урока по количеству заработанных фишек будет оценена ваша работа.

           II. Устный счет.

1.Повторим некоторые правила. Продолжите предложение:

а)  чтобы найти часть от числа, нужно…  ( (эту часть, дробь), умножить на число).

                        

Пример. Найти 1/100 часть числа от 1000, 3000. Ответ:10,30.

б)  вся величина, от которой берутся проценты, составляет … (100%)

в) чтобы избавиться от процентов, нужно перевести их в части,… (разделив на 100).

     Пример. 20% =… (0,2),

                     75% = … (0,75),

                   150% = …(1,5).

г) превратить десятичную дробь в проценты, надо… (умножить на 100)

      Пример. 0,27 = … (27%)

                      0,136 = …(13,6%)

                      1,58 = … (158%)

Активным участникам раздаются фишки.

2.Вырази числа  в процентах: а) 0,04; 0,32; 0,1; 0,7;

 б) 0,005; 0,063; 1,058; 2,004.

Ответы: а) 4%, 32%, 10%, 70%; б) 0.5%, 6,3%, 105,8%, 200,4%.

Решившим  верно примеры  раздаются фишки.

3.Замени проценты числами:  а) 2%, 6%, 56%, 90%;

б) 1,7%, 0,8%, 0,03%, 104,5%.

Ответы: а) 0,02; 0,06; 0,56; 0.9;    б) 0,017; 0.008; 0,0003; 1,045.

Решившим  верно примеры,  раздаются фишки.

4. Найти 1% от числа:               а) 340 руб.; 1 км; 0,3 л; 6 га;

б) 200г; 6 тыс.жителей;  0,12 руб.; 700 овец.

Ответы: а) 3,4 руб.; 10 м; 3 кв.дм, 1а;   б) 2 г, 60 жителей, 0,12 коп.; 7 овец.

Решившим  верно примеры,  раздаются фишки.

5. Решить задачу: Рабочий заработал 26000 руб. 1% заработный платы заплатил в пенсионный фонд. Сколько рублей рабочий заплатил в пенсионный фонд?

Решивший правильно ученик, получает фишку.

Ребята! А почему рабочий платить свои деньги в пенсионный фонд?

(Чтобы получать пенсию, когда состарится и станет нетрудоспособным).

6.Расшифруй название европейского государства, подобрав указанные доли величины. Вырази в процентах, какую примерно часть площади Москвы оно составляет и какую часть населения Москвы составляет его население? (Необходимые числовые данные узнай в энциклопедии)

                                                                  

 

 

                                                      

                        

1   четверть                                               80%    Р

2   примерно треть                                  20%    О

3   половина                                                25%    А

4   пятая часть                                         50%    Д

5   примерно две трети                           75%    А

6   четыре пятых                                     66%     Р

7   три четверти                                     33%     Н

Ответ: Андорра

Решившему  верно, дается фишка.

7. На доске - плакат. Составить и решить задачу по плакату.

 

 Рабочий заработал 23000 руб.

 

 Заплатил за квартиру 10% - ? руб.

Решивший правильно ученик, получает фишку.

 

III. Игра

8.Игра «Распродажа в магазине».

    Около доски стоит стол с игрушками и канцтоварами. Вывешивается объявление:

 

 «Праздничная распродажа. Цены снижены на 20%.»

 

       На товарах прикреплены ценники, в которых зачеркнута старая цена, нужно внести изменения в ценники. Приглашаются 4 бухгалтера и директор. Ученики около старых зачеркнутых цен пишут новые, а директор  проверяет правильность новых цен.

Справившиеся с заданием бухгалтеры, получают фишки.

 

IV. Физкультминутка.

 

V.  Без знания процентов нельзя решить и эту задачу.

 

Месячный заработок семьи из 4 человек составляет 35000 рублей.

Из них платят:  за электроэнергию – 2% - ? руб.

                           за воду                     -  3%- ? руб.

                           за газ, отопление    - 8% - ? руб.

Сколько рублей у семьи на другие расходы?

 2 ученика, из числа желающих, решают задачу на задних сторонах доски с двух сторон. Затем доска раскрывается, и учащиеся проверяют правильность решения.

 

После решения обсуждается вопрос:

Как можно сократить расходы? ( экономить электроэнергию, выключать краны)

Активные участники получают фишки.

                                            

VI.Задача повышенной сложности из «Математика»

5-8   классы. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко

 

 

1.             Товар подорожал на 30%, затем подешевел на 30%. Как изменилась цена этого товара?

 

Решение: товар подорожал на 30%, то есть стал стоить 130%, что составляет 130:100 = 1,3 от первоначальной цены. Затем он подешевел  на 30%, то есть стал стоить 100% - 30% = 70%, что составляет 70:100 = 0,7 от новой цены. Пусть первоначальная цена была Х. После подорожания товар стал стоить 1,3Х, а после удешевления 0,7 х 1,3Х = 0,91Х. Найдем разницу между начальной и конечной ценой Х – 0,91Х = 0.09Х, что составляет 0,09 х 100% = 9% от начальной цены.

Ответ: Товар подешевел на 9%.

 

Решивший задачу, получает 2 фишки.

 

2.             Половина от половины числа равна половине. Какое это число?

Решение:1/2 х 1/2А = 1/2,  А=2.

Ответ: это число 2.

Решивший задачу, получает 2 фишки.

 

 

VII.Самостоятельная работа

Раздаются тесты для выполнения.

1.             4% - это

1)             0,4              2) 0,004           3) 0,04         4) 0,0004

2.             0,103 – это

1)             1,03%         2) 10,3%         3) 103%       4) 0,103%

3.             20% избирателей – это

1) двадцатая часть    2) половина  3) четверть  4) пятая часть избирателей

            4.  При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько муки получится из 90 т

                  пшеницы? 

1)             112,5 т         2) 10 т            3) 72 т         4) 7200 т

5.             За первую половину урока Петя выполнил 60% задания, а за вторую – 27%.

Сколько процентов задания не выполнил Петя?

                   1) 13%                    2) 33%          3) 23%            4) 87%

             6.  Найдите число, если 12% от него равны 30

                   1) 42                2) 3,6          3) 2,5        4) 250

           После решения тестов к доске  прикрепляется таблица ответов, по которой

           соседи по партепроверяют работу друг друга и выставляют оценку за

           самостоятельную работу.

            Кто хорошо справился  с тестами - получает фишку.

             Таблица ответов:     1              2            3            4            5            6

                                                3)           2)           4)           3)           1)          4)

VIII.   Домашнее задание: составить свою задачу на   проценты и решить ее.     Оформить на   альбомном листе с рисунком.

IX.  Подводятся итоги.

По количеству заработанных фишек выставляются оценки.