Учитель: Красильникова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 р.п. Лунино имени Артамонова Н.С.
Учебный предмет: математика.
Класс: 2.
УМК «Школа России».
Тема: «Буквенные выражения».
Цель урока: сформировать у детей представление о буквенных выражениях, учить их решать.
Задачи урока:
1) образовательные: познакомить детей с новым математическим понятием «буквенные выражения», обучить чтению и нахождению значений буквенных выражений; составить алгоритм решения буквенных выражений; совершенствовать вычислительные навыки обучающихся и умение решать составные задачи; развивать умение рассуждать, используя ранее полученные знания;
2) развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, восприятие, приёмы мыслительной деятельности;
3) воспитательные: воспитывать интерес к математике, стремление преодолевать трудности, желание заниматься математикой.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: изученные приёмы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; умеют: складывать и вычитать двузначные числа; решать задачи и выражения изученных видов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже усвоено, и того, что неизвестно; составляют план и последовательность действий; предвосхищают уровень усвоения знаний; контролируют, корректируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнёров; способны к саморегуляции;
познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; анализируют, сравнивают; создают алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров; достаточно полно и чётко выражают свои мысли; управляют поведением партнёров, уважают всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов. Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика 2 класс» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. 1 часть, М.: Просвещение, 2011.
Необходимое оборудование и материалы для урока: мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор; презентация к уроку; карточки.
Методические приёмы: фронтальный опрос, работа по индивидуальным карточкам, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка.
Ход урока.
I. Организационная часть.
- Добрый день! Ребята, сегодня у нас много гостей, но пусть это вас не смущает. Постараемся работать с хорошим настроением, чтобы результат занятия порадовал нас.
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.
- Итак, наш класс готов к очередному походу за знаниями!
- Начнём с разминки. Потрём ладошки, помассируем и слегка потрём уши.
- Теперь встаньте на носочки, руки поднимите вверх, опустите руки. Садитесь.
- Какой сегодня день недели? Месяц? Число?
- Что вы можете сказать о числе 17?
- Сколько десятков и сколько единиц в числе 17?
- Между какими числами стоит число 17?
- Увеличьте число 17 на 3, на 5;
- Уменьшите число 11 на 1, на 10, на 6.
- Откройте тетради и запишите: число, классная работа.
II. Устный счет (презентация на интерактивной доске)
- Начинается наша работа. С чего мы начнем ее? (с устного счета)
Двое учащихся в это время работают с инд.заданиями на карточках. Задания напечатаны на разноцветных карточках. Ученик сам выбирает карточку, задания которой он будет выполнять. После выполнения всех заданий ученик сам оценивает свою работу. Затем работу проверяет учитель и выставляет свою оценку.
III. Выявление причины затруднения. Проблемная ситуация:
На доске запись
3+7 3=3 7 – 3 3<7 7 ≠ 3 7>3
Задание классу: выбрать любую запись и придумать по ней задачу.
Выясняется, что не по всем записям можно составить задачу.
Выясняется причина затруднения: при решении задач надо выполнять арифметические действия, а в карточках 3=3, 3<7, 7 ≠ 3, 7>3 действий нет – там сравниваются числа. Поэтому по данным записям задачи составить нельзя.
– Разбейте данные записи на группы.
3+7 3=3
7-3 3<7
7>3
7≠3
- По какому признаку записи делили на группы?
- Какие действия можно производить с выражениями? (+ - )
Вывод: Таким образом, все данные записи можно разбить на две группы: записи, в которых выполняются некоторые действия,- это выражения, и записи, в которых есть знаки сравнения, - они не являются выражениями.
3+7 3=3
7-3 3<7
7>3
7≠3
+ – =< >≠
IV. Формулирование темы и цели урока
– Как вы думаете, какая будет тема урока? (Тема урока – «Выражения»)
−Какие задачи поставим перед собой на уроке? (учиться распознавать выражения, закреплять умение решать задачи, примеры, будем развивать − мышление, внимание, умение делать выводы)
V. Открытие нового знания
На данном этапе фиксируется, что выражения задают программу действий для решения задач.
1) Первый их существенный признак уже выявлен: выражения содержат знаки арифметических действий (сложения, вычитания и т.д.) и не содержат знаки сравнения.
Составление опорного сигнала:
|
|
2) Формирование представлений о числовых и буквенных выражениях.
а) Учитель предлагает учащимся определить, являются ли выражениями записи:
3 + 7 a + 7 a + b
Учащиеся устанавливают, что во всех этих записях есть действие сложения и нет знаков сравнения, - значит, это выражения.
б) Нахождение существенного признака отличия этих выражений от первого.
– Чем отличаются эти выражения? (В двух последних выражениях есть буквы, а первое состоит из чисел)
в) Учитель предлагает детям придумать название для выражений, содержащих буквы.
Вывод: Выражения – это записи, в которых выполняются арифметические действия. Выражения, составленные из чисел – числовые выражения, из букв – буквенные.
- А что такое буква? (это неизвестное число)
- Ребята, а ведь вам уже встречались подобные выражения, в которых есть неизвестное число. Только оно обозначалось не латинской буквой, а чем? (окошком)
- Что вы тогда делали? (Вставляли в «окошко» число так, чтобы равенство было верным.)
- В математике принято вместо «окошек» записывать маленькие буквы латинского алфавита: a, b, c, d, k, x, y.
VI. Сравнение полученных выводов и предложенных названий с текстом учебника.
- А теперь откроем учебник на стр.76 и проверим наши выводы.
– Совпадают наши выводы с текстом учебника?
– Молодцы, вы справились!
VII. Усвоение нового материала.
1) Работа по учебнику стр.76
- Посмотрите на иллюстрацию в верху страницы 76. Давайте поможем нашим веселым героям из сказок подставлять в «окошко» числа.
Дети подставляют в «окошко» карточки лисы, белочки, ежика, зайчика и приходят к выводу, что первое слагаемое не изменилось, а изменяются вторые слагаемые и вместо “окошечка” можно поставить любые числа, а любые числа можно заменять латинскими буквами. Это будут буквенные выражения.
Чтение сведений учебника на с.77. Знакомство с латинским алфавитом.
- Латинский алфавит произошел от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным в VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Поскольку изучается на уроках математики, физики, химии.
Выполняется задание из учебника – прочитать и найти значения выражений
К+7 и К-7, если К=10, К=7
Учитель в ходе выполнения работы над буквенными выражениями подводит детей к алгоритму – опоре. Дети прочитывают хором, повторяют и будут использовать данную опору на следующих уроках.
1. Прочитали.
2. Записали.
3. Подставили в выражение.
4. Вычислили.
VIII. Физкультминутка.
IX. Повторение изученного материала.
1) Формирование умения решать текстовые задачи.
Решение задачи № 2 на стр. 77. После чтения текста задачи дети выделяют слова для краткой записи или выполняют наглядную интерпретацию в виде чертежа.
- Ребята, докажите, что это задача. (Дети находят условие, вопрос, выделяют главные слова для краткой записи.)
Было – 50 р. и 10 р.
Купила – 30 р.
Осталось – ?
- Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? Сможем ли узнать, сколько было денег у мамы? Каким действием? (Сложением).
- Сможем ли узнать, сколько денег осталось после того, как мама купила овощей на 30 р.? Каким действием? (Вычитанием)
- Можно ли записать решение задачи другим способом? (Выражениями).
- Можно ли решить эту задачу еще одним способом?
Учитель предлагает наглядно решить данную задачу.
- У меня в руках 50-ти рублевая купюра и 10-ти. Я купила на 30 рублей шоколадку. Как вы думаете, какую купюру денег я заплачу? (50-ти рублевую)
Дети объясняют решение данной задачи и записывают выражение 50 – 30 + 10 = 30 (р.)
2) Совершенствование вычислительных навыков
Решение примеров №4 (1 и 2 столбики с устным объяснением у доски)
X. Закрепление изученного.
Работа в парах.
На партах карточки с заданиями.
- Найди значение буквенного выражения 10 + а, если а = 10, 15, 8.
24 – с, если с = 10, 14,4.
Взаимопроверка.
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Какую тему мы начали сегодня изучать?
- Какие выражения называют буквенными?
- Буквы какого алфавита используются при записи буквенных выражений?
– Назовите алгоритм работы с буквенными выражениями.
- Кто доволен своей работой?
- Достигли ли мы тех целей, которые поставили в начале урока?
- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Каким словом вы оценили бы свою работу? Почему?
Домашнее задание.
Составить свое буквенное выражение и решить его.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.