Урок математики во 2 классе "Буквенные выражения"

Урок математики во 2 классе "Буквенные выражения"

Разработки уроков
doc
Математика
2 кл
13.01.2020
Урок математики во 2 классе УМК "Школа России"
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

буквенные выражения 2 класс.doc

Учитель: Красильникова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 р.п. Лунино имени Артамонова Н.С.

Учебный предмет: математика.

Класс: 2.

УМК «Школа России».

Тема: «Буквенные выражения».

Цель урока: сформировать у детей представление о буквенных  выражениях, учить их решать.

Задачи урока:

1)         образовательные: познакомить детей с новым математическим понятием «буквенные выражения», обучить чтению и нахождению значений буквенных выражений; составить алгоритм решения буквенных выражений; совершенствовать вычислительные навыки обучающихся и умение решать составные задачи; развивать умение рассуждать, используя ранее полученные знания;

2)         развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, восприятие, приёмы мыслительной деятельности;

3)         воспитательные: воспитывать интерес к математике, стремление преодолевать трудности, желание заниматься математикой.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные:  знают:  изученные приёмы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100;  отличительные особенности задачи;  геометрические фигуры;  умеют: складывать и вычитать двузначные числа; решать задачи и выражения изученных видов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже усвоено, и того, что неизвестно; составляют план и последовательность действий; предвосхищают уровень усвоения знаний; контролируют, корректируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнёров; способны к саморегуляции;

познавательные:  формулируют познавательную цель;  выделяют необходимую информацию; структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; анализируют, сравнивают; создают алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи;

коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров; достаточно полно и чётко выражают свои мысли; управляют поведением партнёров, уважают всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов. Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи.

- Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Вступать в беседу на уроке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

методы и формы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.  

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика 2 класс» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. 1 часть, М.: Просвещение, 2011.

Необходимое оборудование и материалы для урока: мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор; презентация к уроку; карточки.

Методические приёмы: фронтальный опрос, работа по индивидуальным карточкам, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

I.   Организационная часть.

-        Добрый день! Ребята, сегодня у нас много гостей, но пусть это вас не смущает. Постараемся работать с хорошим настроением, чтобы результат занятия порадовал нас.

-        Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.

-        Итак, наш класс готов к очередному походу за знаниями!

-        Начнём с разминки. Потрём ладошки, помассируем и слегка потрём уши.

-        Теперь встаньте на носочки, руки поднимите вверх, опустите руки. Садитесь.

-        Какой сегодня день недели? Месяц? Число?

-        Что вы можете сказать о числе 17?

-        Сколько десятков и сколько единиц в числе 17?

-        Между какими числами стоит число 17?

-       Увеличьте число 17 на 3, на 5;

-       Уменьшите число 11 на 1, на 10, на 6.

-        Откройте тетради и запишите: число, классная работа.

II. Устный счет (презентация  на интерактивной доске)

- Начинается наша работа. С чего мы начнем ее? (с устного счета)

Двое учащихся в это время работают с инд.заданиями на карточках. Задания напечатаны на разноцветных карточках. Ученик сам выбирает карточку, задания которой он  будет выполнять. После выполнения всех заданий ученик сам оценивает свою работу. Затем работу проверяет учитель  и выставляет свою оценку.

III.             Выявление причины затруднения. Проблемная ситуация:

На доске запись

         3+7          3=3       7 – 3       3<7       7 ≠ 3      7>3

Задание классу: выбрать любую запись и придумать  по ней задачу.

Выясняется, что не по всем записям можно составить задачу.

Выясняется  причина затруднения: при решении задач надо выполнять арифметические действия, а в карточках 3=3,  3<7,  7 ≠ 3,    7>3 действий нет – там сравниваются числа. Поэтому по данным записям задачи составить нельзя.

– Разбейте данные записи на группы.

3+7         3=3

7-3          3<7

                7>3

                73

 

-          По какому признаку записи делили на группы?

-        Какие действия можно производить с выражениями? (+ - )

  Вывод: Таким образом, все данные записи можно разбить на две группы: записи, в которых выполняются  некоторые действия,- это выражения, и записи, в которых есть знаки сравнения, - они не являются выражениями.

 

 

3+7         3=3

7-3          3<7

                7>3

                73

   +          =< >

 

IV.   Формулирование темы и цели урока  

  – Как вы думаете, какая будет тема урока? (Тема урока – «Выражения»)

−Какие задачи поставим перед собой на уроке? (учиться распознавать выражения, закреплять     умение решать задачи, примеры, будем развивать − мышление, внимание, умение делать выводы)

 

V.      Открытие нового знания   

На данном этапе фиксируется, что выражения задают программу действий для решения задач.

1)      Первый их существенный признак уже выявлен: выражения содержат знаки арифметических действий (сложения, вычитания и т.д.) и не содержат знаки сравнения.

Составление опорного сигнала: 

>, <, =, ≠

 

  +,

 
 

 

 

2)      Формирование представлений о числовых и буквенных выражениях.

а) Учитель предлагает учащимся определить, являются ли выражениями записи:

 3 + 7            a + 7                a + b

Учащиеся устанавливают, что во всех этих записях есть действие сложения и нет знаков сравнения, - значит, это выражения.

б) Нахождение существенного признака отличия этих выражений от первого.

– Чем отличаются эти выражения? (В двух последних выражениях есть буквы, а первое состоит из чисел)

в)  Учитель предлагает детям придумать название для выражений, содержащих буквы.

  Вывод: Выражения – это записи, в которых  выполняются арифметические действия. Выражения, составленные из чисел – числовые выражения, из букв – буквенные.

- А что такое буква? (это неизвестное число)

- Ребята, а ведь вам уже встречались подобные выражения, в которых есть неизвестное число. Только оно обозначалось не латинской буквой, а чем? (окошком)

- Что вы тогда делали? (Вставляли в «окошко» число так, чтобы равенство было верным.)

- В математике принято вместо «окошек» записывать маленькие буквы латинского алфавита: a, b, c, d, k, x, y.

VI.   Сравнение полученных выводов и предложенных названий с текстом учебника.  

- А теперь откроем учебник на стр.76 и проверим наши выводы.

– Совпадают наши выводы с текстом учебника?

      – Молодцы, вы справились!

 

     VII. Усвоение нового материала.

1) Работа по учебнику стр.76

- Посмотрите на иллюстрацию в верху страницы 76.  Давайте поможем нашим веселым героям из сказок подставлять в «окошко»  числа.

Дети подставляют в  «окошко»  карточки лисы, белочки, ежика, зайчика и приходят к выводу, что первое слагаемое не изменилось, а изменяются вторые слагаемые и вместо “окошечка” можно поставить любые числа, а любые числа можно заменять латинскими буквами. Это будут буквенные выражения.

Чтение сведений учебника на с.77. Знакомство с латинским алфавитом.

- Латинский алфавит произошел от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным в VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Поскольку изучается на уроках математики, физики, химии.

Выполняется задание из учебника – прочитать и найти значения выражений

                                                              К+7 и К-7, если К=10, К=7

Учитель в ходе выполнения работы над буквенными выражениями подводит детей к алгоритму – опоре. Дети прочитывают хором, повторяют и будут использовать данную опору на следующих уроках.

1. Прочитали.

2. Записали.

3. Подставили в выражение.

4. Вычислили.

 

VIII. Физкультминутка.

IX. Повторение изученного материала.

1) Формирование умения решать текстовые задачи.

Решение задачи № 2 на стр. 77. После чтения текста задачи дети выделяют слова для краткой записи или выполняют наглядную интерпретацию в виде чертежа.

- Ребята, докажите, что это задача. (Дети находят условие, вопрос, выделяют главные слова для краткой записи.)

Было – 50 р. и 10 р.

Купила – 30 р.

Осталось – ?

- Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему? Сможем ли узнать, сколько было денег у мамы? Каким действием? (Сложением).

-  Сможем ли узнать, сколько денег осталось после того, как мама купила овощей на 30 р.? Каким действием?  (Вычитанием)

- Можно  ли записать решение задачи другим способом? (Выражениями).

-  Можно ли решить эту задачу еще одним  способом?

Учитель предлагает наглядно решить данную задачу.

- У меня в руках 50-ти рублевая купюра и 10-ти. Я купила на 30 рублей шоколадку. Как вы думаете, какую купюру денег я заплачу? (50-ти рублевую)

 Дети объясняют решение данной задачи и записывают выражение 50 – 30 + 10 = 30 (р.)

 

2)      Совершенствование вычислительных навыков

Решение примеров №4 (1 и 2 столбики с устным объяснением у доски)

 

X. Закрепление изученного. 

Работа в парах.

На партах карточки с заданиями

-  Найди значение буквенного выражения 10 + а, если а = 10, 15, 8.

24 – с, если с = 10, 14,4.

Взаимопроверка.

XI. Итог урока. Рефлексия.

- Какую тему мы начали сегодня изучать?

- Какие выражения называют буквенными?

-  Буквы какого алфавита используются при записи буквенных выражений?

– Назовите алгоритм работы с буквенными выражениями.

- Кто доволен своей работой?

- Достигли ли мы тех целей, которые поставили в начале урока?

- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Каким словом вы оценили бы свою работу? Почему?

 

Домашнее задание.

Составить свое буквенное выражение и решить его.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)