ТЕМА УРОКА: Решение простых задач на нахождение суммы, разности, увеличение или уменьшение числа на несколько единиц
ЦЕЛИ УРОКА: способствовать закреплению приемов сложения и вычитания (табличные случаи и с переходом через десяток);
совершенствовать навыки работы над простыми задачами, повторить структуру простых задач;
создать условия для развития навыков устного счета, речи, памяти, логического мышления;
на материале урока воспитывать интерес к математике, чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование; видеозапись обращения Незнайки; карточки с примерами, шкатулка с изумрудами (для рефлексии).
ДЕВИЗ УРОКА: "МАТЕМАТИКА – ВЕЛИКАЯ СТРАНА, НАМ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ДАНА"
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
(Психологический настрой под звуки фонограммы песни "Маленькая страна")
– Ребята, сегодня такой солнечный день. Давайте «подарим» друг другу свои улыбки. Я хочу пригласить вас в путешествие по стране "Мультипотамия". Вы ведь все очень любите мультфильмы. Ну, как согласны?
2. Постановка цели и задач урока.
– Жители страны «Мультипотамия» всегда заняты решением каких-либо задач. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи)
– Правильно. Но дверца в эту страну закрыта на необычный замок, шифр которого нам нужно отгадать. Давайте попробуем его открыть.
3.Устный счет.
А) Открытие замка (решение задач)(Слайды № 3, 4)
На одной грядке 5 огурцов,
а на второй на 2 огурца больше.
Сколько огурцов на второй грядке?
4 девочки плавали,
а 10 мальчиков играли в волейбол.
Сколько детей занималось спортом?
Один мальчик проплыл 20 м,
а второй на 2 м меньше.
Сколько метров проплыл второй мальчик?
8 мальчиков катались на трёхколесных велосипедах,
а 3 мальчика – на двухколесных велосипедах.
Сколько всего мальчиков каталось на велосипедах?
В июне 30 дней. 10 дней были пасмурными.
Сколько было солнечных дней?
(Шифр замка появляется на экране по мере называния правильных ответов: 7,14,18,11,20)
Б) Характеристика шифра замка
– Какое число лишнее? Почему? (7 – это однозначное число)
– А остальные числа какие? (Двузначные)
– Назовите лишнее число среди двузначных чисел. (20 – это круглое число)
– Назовите десятичный состав каждого числа. (7 – это 0 десятков и 7 единиц и т.д.)
– Какие числа являются суммой двух одинаковых слагаемых? (14 = 7 + 7; 20 = 10 + 10)
В) Превращение чисел
– Давайте подставим к каждому из чисел 0 и назовем те числа, которые у нас получатся.
(Шифр замка изменяется на экране по мере называния правильных ответов: 70,140,180,110,200)
4. Работа по теме урока.
А) Решение примеров
– В нашей удивительной стране первыми нас встречают вот эти сказочные персонажи:
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
– Как звали поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф)
– Поросята строят дом. Давайте им поможем.
Физкультминутка
(Дети за учителем повторяют соответствующие движения)
Мы кладем кирпичи,
Строим стену дома.
Дружно жить будут в нем
Птицы, зайцы, гномы.
– Вы видите план дома. Этот дом нам нужно построить для поросят. Сейчас вы возьмете карточки, на которых записаны примеры, и найдете значение математического выражения.
7 + 2 = … (9) |
|
60 – 30 = … (30) |
|
19 – 5 = … (14) |
|
15 – 9 = … (6) |
|
|
|
|
|
|
|
13 + 5 = … (18) |
|
30 + 20 = … (50) |
|
2 + 2 = … (4) |
|
10 + 6 = … (16) |
|
|
|
|
|
|
|
11 + 6 = … (17) |
|
40 + 20 = … (60) |
|
7 + 6 = … (13) |
|
20 – 9 = … (11) |
|
|
|
|
|
|
|
9 + 7 = … (16) |
|
20 + 50 = … (70) |
|
8 + 4 = … (12) |
|
9 + 9 = … (18) |
|
|
|
|
|
|
|
11 – 8 = … (3) |
|
70 – 30 = … (40) |
|
3 + 4 = … (7) |
|
17 – 7 = … (10) |
|
|
|
|
|
|
|
10 – 5 = … (5) |
|
20 – 5 = … (15) |
|
11 + 9 = … (20) |
|
|
– Каждая ваша карточка – это кирпичик, давайте поставим его в правильное место на плане дома. (Слайды № 6, 7)
3 |
10 |
||||||||||||||
16 |
5 |
70 |
11 |
6 |
40 |
||||||||||
7 |
12 |
15 |
20 |
4 |
|||||||||||
50 |
17 |
30 |
18 |
16 |
|||||||||||
13 |
60 |
18 |
14 |
9 |
|||||||||||
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
– Поднимите руки те, кто решал примеры на сложение. Как называются числа при сложении? (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма)
– Поднимите руки те, кто решал примеры на вычитание. Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)
– Молодцы, ребята! Вы быстро и правильно справились с заданием. Теперь поросятам не страшен серый волк.
Б) Структура задачи
– Нас встречает новый герой. Давайте его послушаем.
(На экране появляется пятиклассник в образе Незнайки. Слайды № 8, 9, 10)
Незнайка: «Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не могу решать задач!
Может быть, таланта нет?!
Помогите мне, ребята,
Все расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!»
– Ребята, поможем Незнайке? Давайте познакомим его со структурой задачи. (Условие, вопрос, решение, ответ)
– У Незнайки в саду поспели яблоки. Составьте задачу, чтобы она решалась действием сложения.
– Назовите условие задачи. Вопрос. Запишите решение задачи.
На доске: 9 + 5 = 14 (ябл.)
– Назовите ответ задачи. (Всего 15 яблок)
– Что надо сделать, чтобы задача решалась действием вычитания? (Надо изменить вопрос)
– Измените вопрос задачи. (На сколько яблок больше на первой яблоне, чем на второй?)
– Запишите решение задачи.
На доске: 9 – 5 = 4 (ябл.)
– Назовите ответ. (На 4 яблока больше)
– Надеюсь, Незнайка научился решать задачи. И он предлагает нам отдохнуть вместе с ним.
Физкультминутка (Слайд № 11 )
Сколько точек будет в круге –
Столько раз поднимем руки.
Сколько бабочек у нас –
Столько мы присядем раз.
Сколько елочек зеленых –
Столько сделаем наклонов.
В) Решение примеров в учебном пособии
– Хорошо отдохнули. Но нам пора отправлять дальше в путь к героям страны «Мультипотамии». И встречает нас девочка с голубыми волосами. Кто же это? (Мальвина)
(Слайд № 12)
– Мальвина решила научить Буратино решать примеры и написала ему их в тетради. Буратино был очень любопытным мальчиком и решил посмотреть, чем же писала Мальвина. Он сунул нос прямо в чернильницу, а из нее выплеснулась клякса и залила все примеры. Работать будем в наших учебных пособиях. Откройте их на странице 47, задание № 2. Работать будем по вариантам: 1-й вариант решает примеры первого столбика, 2-й вариант решает примеры второго столбика.
– Проверим правильность решения. Ответы называет первый вариант. Второй.
– Запишите решение задачи в тетрадях. А я посмотрю, все ли пишут чистенько и аккуратно, не появился ли в нашем классе Буратино.
– Надеюсь, нас с вами удалось помирить Мальвину и Буратино. Теперь он никогда не будет огорчать свою подругу. А нам пора дальше в путь.
Г) Решение задачи в учебном пособии
(Слышится песенка «Кто ходит в гости по утрам…» (аудиозапись))
(Слайд № 13)
– Кажется, это Винни-Пух. Он отправился в гости к Пятачку и решил подарить ему букет из синих цветов. Да вот незадача, не знает, сколько их надо сорвать. Давайте ему поможем сосчитать. Прочитайте задачу № 5.
– На какие слова надо обратить внимание, чтобы правильно ее решить? (На 2 меньше)
– Запишите решение задачи.
(Взаимопроверка в парах)
– Назовите ответ задачи. (4 синих цветка росло на клумбе)
Физкультминутка для глаз
– Мы немного устали, надо отдохнуть. Потянулись, закрыли глаза и на одну минутку «уснули». (Звучит аудиозапись с голосами птиц)
Д) Математические ребусы
(Слайд № 14)
– А вот и хитрец Кот в сапогах. Он многих обманул и для вас тоже приготовил хитрое задание. Нужно найти числа в словах: сорока, семья, стол, стриж, пятница. (40, 7, 100, 3, 5)
– Молодцы, ребята! Не удалось вас запутать Коту в сапогах!
Е) Игра «Найди ошибки»
(Слайд № 15)
– Чья это удивительная машина? Конечно же, Гнома из мультфильма «Белоснежка и семь гномов».
Старый гном в подарок сыну
Сделал счетную машину.
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами,
Быстро все исправим сами!
0 + 8 + 2 = 10
6 + 4 + 1 = 12
15 – 2 – 3 = 8
7 – 3 – 2 = 4
– Гном очень рад, что вы помогли ему исправить ошибки счетной машины и дарит вам по изумруду из своего ларца. Посмотрите внимательно, какую форму имеют ваши изумруды?
(Повторение геометрических фигур)
5. Подведение итогов.
– Вот и подошло наше путешествие к концу. Давайте вспомним, кого же мы сегодня встретили в стране «Мультипотамия» и что выполнили для сказочных героев.
(Дети называют, на экране появляется надпись «Молодцы!» Слайд № 16)
6. Рефлексия.
– Поверните изумруды обратной стороной. Что вы видите? (Смайлики)
– Нарисуйте, если вам понравилось наше путешествие, улыбающийся ротик, если не понравилось путешествие, то прямой ротик.
– Спасибо вам за работу. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.