учитель
музыки Черных Е.Л.
Тема: «Опера «Руслан и Людмила»
Раздел: «В музыкальном театре»
Класс: 2
Цель: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила», шедевром русского оперного искусства.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
· Способствовать формированию патриотических качеств личности.
· Привитие интереса к музыке и музыкальной деятельности.
· Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.
Познавательные УУД:
· Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
· Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.
Регулятивные УУД:
· Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений.
· Прогнозирование результатов музыкальной деятельности.
· Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
Коммуникативные УУД:
· Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Предметные УУД:
· Выявление логики развития музыкальных образов.
· Умение проводить сравнение произведений.
· Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М. Глинки.
· Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.
Тип урока: открытие новых знаний.
Технологии: проблемного обучения, оценивания, ИКТ, здоровьесберегающие.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки красного и синего цвета, карточки с изображением нот разного цвета, карточки с заданиями, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки, презентация.
Изобразительный ряд урока: В.М. Васнецов "Витязь на распутье", «Добрыня Никитич», «Битва славян со скифами». «Богатыри»
Музыкальный и видеоматериал к уроку:
– Речитатив и ария Руслана из II действия;
– Марш Черномора.
1 этап. Организационный момент. (1 мин.)
Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.
Учитель: Рад, ребята, видеть вас
И приветствовать сейчас!
Учащиеся: И мы рады, очень рады,
Здравствуйте, учитель наш!
2 этап. Актуализация опорных знаний (11 мин.)
Учитель: Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками:
СЛАЙД 1
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на
дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом…
Учитель: - А вы можете продолжить?
Учащиеся: Да.
Учитель: -Тогда в группах допишите потерявшие слова.
(Работа в группах - дети дописывают слова на карточках) - 3 мин.
Учитель: -Давайте прочитаем, что получилось.
(Дети зачитывают строки из поэмы Пушкина) - 1.30мин.
Учитель: Какому поэту принадлежат эти строки?
Учащиеся: Пушкину.
(На доску вывешивается портрет писателя)
СЛАЙД 2
Учитель: - Когда А.С. Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила».
Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина, волшебная сказка, написанная под влиянием древнерусских былин.
Поэма была написана в 1818—1820, после выхода из Лицея. Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.
Просмотр видеофрагмента «Театр» (30 сек.)
Учитель: -Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём?
Учащиеся: в театр.
Учитель: -А кто был в театре?
Учащиеся: (ответы детей).
Учитель: -А что там делают?
Учащиеся: смотрят спектакли.
Учитель: -Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать, на какой спектакль мы пойдём? А подсказку мы найдём, разгадав кроссворд.
СЛАЙД 3
Учащиеся: (Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера" 2-3 мин)
1 |
о |
|
|
|
|
|
||||
2 |
п |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
3 |
е |
|
|
|
|
||||
|
4 |
|
р |
|
|
|||||
5 |
|
|
а |
|
|
|
|
1. Певец, музыкант или танцор, исполняющий сольную партию, соло. (сОлист).
2. Клавишный музыкальный инструмент (Пианино).
3. Место для зрелищ, где можно посмотреть музыкальный спектакль. (тЕа́тр).
4. Коллектив певцов, которые совместно исполняют какое-либо вокальное произведение («хоР»).
5.Семи или шестиструнный щипковый музыкальный инструмент (гитАра).
Учитель: -Что получилось?
Учащиеся: опера
Учитель: И тема нашего сегодняшнего урока опера «Руслан и Людмила»
СЛАЙД 4
Учитель: -А что такое опера?
Учащиеся: Опера – это там, где на сцене не разговаривают, а только поют. Опера — здание с оперным залом, где показывают музыкальные спектакли.
Учитель: Да, действительно, опера – это музыкально-драматический спектакль, где действующие лица(актёры), поют в сопровождении оркестра. Скажите ребята, а в нашем городе есть «здание с оперным залом».
СЛАЙД 5
Учащиеся: Да, конечно, это Новосибирский государственный театр оперы и балета (НОВАТ).
СЛАЙД 6
3 этап. Самоопределение деятельности (целеполагание) – 6 мин.
Учитель: - Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Кто рассказывает сказки детям?
Учащиеся: сказочник, Кот ученый.
СЛАЙД 7
Учитель: -А хотите узнать, что было 175 лет назад?
Учащиеся: Да.
Учитель: …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Мариинском театре Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила. На слайде портрет Глинки.
СЛАЙД 8
-В десять лет, довольно поздно, Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 18 лет появляются его первые произведения.
-Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти поэта.
Учитель: -Почему опера волшебная и сказочная?
Учащиеся: Потому что в этой сказке действуют добрые и злые волшебники, шапка-невидимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладенец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу.
Учитель: Молодцы! Давайте посмотрим, как начинается опера.
(Дети смотрят видеофрагмент «Первую песнь Баяна» - (1- произведение - 1.45) и сравнивают с первой песнью поэмы. Работают с учебником с.82-83).
Погружение в тему урока. (Учитель знакомит детей с кратким содержанием оперы)
Учитель: -"Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана.
СЛАЙД 9 (рассказ будет сопровождаться слайдами героев оперы).
В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором.
СЛАЙД 10
По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь.
СЛАЙД 11
Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора.
СЛАЙД 12
Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила.
СЛАЙД 13
Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев.
СЛАЙД 14
Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых."
СЛАЙД 15
4 этап. Музыкальная физминутка. -1.30
5 этап. Изучение нового материала. – 28 мин.
Учитель: Ребята, прежде, чем увидеть оперу, её нужно ещё и услышать.
(Звучит "Увертюра"-1.30, 2 - произведение)
Учитель: -Как звучала музыка?
Учащиеся: радостно, празднично, энергично (Дети обращаются к характеристикам в учебнике на с.82)
Учитель: Какой тут возникает образ?
Учащиеся: светлый, радостный, богатырский. Как будто это Руслан скачет на коне.
Учитель: Да, действительно, музыка нарисовала образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана.
Учитель: -Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?
Учащиеся: что он гордый, сильный, смелый, уверенный в себе
Учитель: - Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана (У детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера).
Учитель: -Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление).
СЛАЙД 16
Учитель: -Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?
(Слушают «Дай, Перун, булатный меч…» - 30 с. (3 – произведение).
Учитель: -Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?
Учащиеся: Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен.
Учитель: Но почему Глинка начинает арию с другой темы? Ария начинается с речитатива.
– Какие качества ещё важны для героя?
(Слушают «О поле, кто тебя усеял…» - 1.50 (3 – произведение).
Учитель: Какие чувства Руслана передает эта музыка?
Учащиеся: Сосредоточенность, сдержанность, твёрдость духа, обдуманность своих поступков.
Учитель: Этой теме характерно былинное повествование. Ария передает размышления витязя о жизни и смерти. Горечь раздумий подчеркивается мрачной, суровой окраской сопровождения в медленном темпе в миноре. Тем не менее, это еще не полная характеристика Руслана. Глинка наделяет своего героя и другими качествами. Давайте послушаем, о чем нам расскажет следующий эпизод арии.
(Слушают фрагмент из арии «О, Людмила, Лель сулил мне радость» - 40 с. (4 – произведение).
Учащиеся: Герой наделен нежными чувствами. Музыка звучит ласково, задушевно. Руслан вспоминает о своей возлюбленной.
Учитель: Какое значение играет музыка в раскрытии характера героя?
Учащиеся: Музыка помогает понять настроение Руслана, его чувства.
Учитель: Сейчас послушаем арию Руслана целиком и постараемся её проиллюстрировать.
(Слушают «Ария Руслана» - 4.05 (5 – произведение)).
(Учащимся предлагается видеоряд (репродукции пронумерованы), из которого они должны выбрать репродукции, соответствующие музыкальному образу Руслана, и расположить их в последовательности, соответствующей характеру музыки) 1.00мин.
Учитель: -Как вы думаете, кто исполняет это произведение?
Учащиеся: Его поет один человек и его называют СОЛИСТ.
СЛАЙД 17
Учитель: Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла.
Учитель: -Добро в сказке борется со злом. А кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?
Учащиеся: Черномор.
СЛАЙД 18
Учитель: – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
Коварный, злобный
Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...
Учитель: –Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил?
Учащиеся: Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.
Учитель: -Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор. – Определите, какой из жанров он для этого выбирает?
Звучит (М.И. Глинка – «Марш Черномора» - 2.00) (6- произведение)
Учащиеся: Жанр марш.
Учитель: -По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный?
Учащиеся: Звучание колокольчиков.
Учитель: -Какими чертами характера он обладает?
Учащиеся: Коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы.
Учитель: -Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему?
Учащиеся: Он – сила зла.
Учитель: -Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора.
(У детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера).
Учитель: -Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?
Учащиеся: Образ Руслана ярче, потому что он обладает такими качествами, как смелость, доброта.
Учитель: -Прототипом (первообразом) Руслана являются легендарные богатыри из русских былин и сказок, которые защищали русский народ.
–А каких вы знаете богатырей?
Учащиеся: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.
СЛАЙД 19
Учитель: На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собраны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.
Учитель: -С каким цветом ассоциируется у вас его образ?
Учащиеся: Красный – цвет крови.
Учитель: -А как вы думаете, образ Людмилы каким цветом можно изобразить?
Учащиеся: Желтый – цвет солнца, радости, Родины.
Учитель: -А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера?
Учащиеся: Мы думаем, что она должна быть радостная и торжественная.
(Видеофрагмент "Финал" «Слава великим богам» - 1.45 (5-произведение).
(Работа с учебником)
Учитель: -Как звучал финал оперы?
Учащиеся: Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная. (Учебник с.86-87)
Учитель: -Кто исполняет это произведение?
Учащиеся: Хор.
Учитель: -А какой хор?
Учащиеся: Смешанный, потому что здесь поют и мужчины, и женщины.
Учитель: -Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили.
Учитель: -Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою (дети работают в парах).
СЛАЙД 20-21
(Учащиеся работают с карточками – 3мин.)
Людмила – “милая людям”.
Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”.
Князь Владимир несёт мир, добро, владеет миром (Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси).
Черномор –поступки героя чёрные, недобрые.
Учитель: -В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака? (Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!)
Учитель: -У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе.
Учитель: -Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и открыли её для себя с новой стороны.
Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.
Учитель: Борьба добра и зла – одна из основных тем в искусстве. Возможно это потому, что в реальной жизни нам тоже приходится встречаться как с добром, так и со злом. В нас самих часто борются плохие и хорошие мысли. И как поется в песне: «Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро».
Исполнение песни «Сказки гуляют по свету» - 2мин. (слова песни на слайде.)
СЛАЙД 22 – 23
6 этап. Рефлексия – 30 с.
СЛАЙД 24
Учитель: - А теперь посмотрите на экран.
- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?
-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?
-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?
7 этап. Оценочный – 30 с.
СЛАЙД 25
· Я многое узнал и всё понял, мне было интересно («Нота красного цвета»).
· Я многое узнал, и мне было интересно («Нота желтого цвета»).
· Я многое не знал, и мне было трудно («Нота зелёного цвета»).
Мне... («Нота синего цвета»).
8 этап. Домашнее задание - 1 мин.
СЛАЙД 26
Домашнее задание: -Нарисуйте, пожалуйста, дома, как вы представляете образ Черномора.
Урок окончен.
Список использованной литературы
1. Затямина Т.А. «Современный урок музыки» Москва «Глобус» 2011.
2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Учебник «Музыка» 2 класс. Москва «Просвещение»2014
3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Уроки музыки» поурочные разработки 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2013
4. Мультимедийные уроки по музыке 2 класс (диск)
Использованные материалы и Интернет - ресурсы
1. http://www.myshared.ru
2. http://pedsovet.su
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.