Урок музыки 2 класс по теме :опера "Руслан и Людмила"
Оценка 4.9

Урок музыки 2 класс по теме :опера "Руслан и Людмила"

Оценка 4.9
Документация
doc
искусство +1
6 кл—7 кл
16.02.2022
Урок музыки 2 класс по теме :опера "Руслан и Людмила"
Знакомство с музыкальным жанром - оперой во 2 классе
Урок музыки во 2классе по теме Опера Руслан и Людмила.doc


  учитель музыки Черных Е.Л.                                             

 Тема: «Опера «Руслан и Людмила»

 

Раздел: «В музыкальном театре»

Класс: 2

Цель: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила», шедевром русского оперного искусства.

 

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

·         Способствовать формированию патриотических качеств личности.

·         Привитие интереса к музыке и музыкальной деятельности.

·         Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

 

Познавательные УУД:

·         Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

·         Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

 

Регулятивные УУД:

·         Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений.

·         Прогнозирование результатов музыкальной деятельности.

·         Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

 

Коммуникативные УУД:

·         Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

 

Предметные УУД:

·         Выявление логики развития музыкальных образов.

·         Умение проводить сравнение произведений.

·         Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М. Глинки.

·         Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

 

 

Тип урока: открытие новых знаний.

 

Технологии: проблемного обучения, оценивания, ИКТ, здоровьесберегающие.

 

Оборудование: компьютер, проектор, карточки красного и синего цвета, карточки с изображением нот разного цвета, карточки с заданиями, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки, презентация.

 

Изобразительный ряд урока: В.М. Васнецов "Витязь на распутье", «Добрыня Никитич», «Битва славян со скифами». «Богатыри»

 

Музыкальный и видеоматериал к уроку:

  • Фрагменты из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:

– Речитатив и ария Руслана из II действия;

– Марш Черномора.

  • Песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.
  • Видеофрагмент «Театр».
  • Видеофрагмент «Первая песнь Баяна».

 

1 этап. Организационный момент. (1 мин.)

Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

 

Учитель:    Рад, ребята, видеть вас

                     И приветствовать сейчас!

Учащиеся: И мы рады, очень рады,

                     Здравствуйте, учитель наш!

 

2 этап. Актуализация опорных знаний (11 мин.)

Учитель: Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками:

СЛАЙД 1

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том: 
И днём и ночью кот учёный,

Всё ходит по цепи кругом…

Учитель: - А вы можете продолжить?

Учащиеся: Да.

Учитель: -Тогда в группах допишите потерявшие слова.

 (Работа в группах - дети дописывают слова на карточках) - 3 мин.

Учитель: -Давайте прочитаем, что получилось.

(Дети зачитывают строки из поэмы Пушкина) - 1.30мин.

Учитель: Какому поэту принадлежат эти строки?

Учащиеся: Пушкину.

(На доску вывешивается портрет писателя)

СЛАЙД 2

Учитель: - Когда А.С. Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила».

Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина, волшебная сказка, написанная под влиянием древнерусских былин.

Поэма была написана в 1818—1820, после выхода из Лицея. Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.

Просмотр видеофрагмента «Театр» (30 сек.)

Учитель: -Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём? 

 

Учащиеся: в театр.

Учитель: -А кто был в театре? 

 

Учащиеся: (ответы детей).

Учитель: -А что там делают? 

 

Учащиеся: смотрят спектакли.

Учитель: -Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать, на какой спектакль мы пойдём? А подсказку мы найдём, разгадав кроссворд.

СЛАЙД 3

Учащиеся: (Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера" 2-3 мин)

1

о

 

 

 

 

 

               2

п

 

 

 

 

 

 

 

 

3

е

 

 

 

 

 

4

 

р

 

 

5

 

 

а

 

 

 

 

 

1.  Певец, музыкант или танцор, исполняющий сольную партию, соло. (сОлист).

2.  Клавишный музыкальный инструмент (Пианино).

3.   Место для зрелищ, где можно посмотреть музыкальный спектакль. (тЕа́тр).

4.  Коллектив певцов, которые совместно исполняют какое-либо вокальное произведение («хоР»).

   5.Семи или шестиструнный щипковый музыкальный инструмент (гитАра).

Учитель: -Что получилось? 

Учащиеся: опера

Учитель: И тема нашего сегодняшнего урока опера «Руслан и Людмила»

СЛАЙД 4

Учитель: -А что такое опера?

 

Учащиеся: Опера – это там, где на сцене не разговаривают, а только поют. Опера — здание с оперным залом, где показывают музыкальные спектакли.

Учитель: Да, действительно, опера – это музыкально-драматический спектакль, где действующие лица(актёры), поют в сопровождении оркестра. Скажите ребята, а в нашем городе есть «здание с оперным залом».

СЛАЙД 5

Учащиеся: Да, конечно, это Новосибирский государственный театр оперы и балета (НОВАТ).

СЛАЙД 6

3 этап. Самоопределение деятельности (целеполагание) – 6 мин.

 

Учитель: - Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира.  Кто рассказывает сказки детям?

Учащиеся: сказочник, Кот ученый.

СЛАЙД 7

Учитель: -А хотите узнать, что было 175 лет назад?

 

Учащиеся: Да.

Учитель: …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Мариинском театре Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила. На слайде портрет Глинки.

СЛАЙД 8

-В десять лет, довольно поздно, Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 18 лет появляются его первые произведения.  

-Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты.  Опера была написана после смерти поэта.

Учитель: -Почему опера волшебная и сказочная?

 

Учащиеся: Потому что в этой сказке действуют добрые и злые волшебники, шапка-невидимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладенец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу.

Учитель: Молодцы! Давайте посмотрим, как начинается опера.

 

(Дети смотрят видеофрагмент «Первую песнь Баяна» - (1- произведение - 1.45) и сравнивают с первой песнью поэмы. Работают с учебником с.82-83).

Погружение в тему урока. (Учитель знакомит детей с кратким содержанием оперы)

Учитель: -"Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. 

СЛАЙД 9 (рассказ будет сопровождаться слайдами героев оперы).

 

В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. 

СЛАЙД 10

По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. 

СЛАЙД 11

Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. 

СЛАЙД 12

Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила.

СЛАЙД 13

Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев.

СЛАЙД 14

Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых." 

СЛАЙД 15

4 этап. Музыкальная физминутка. -1.30

 

5 этап. Изучение нового материала. – 28 мин.

 

Учитель: Ребята, прежде, чем увидеть оперу, её нужно ещё и услышать.

(Звучит "Увертюра"-1.30, 2 - произведение) 

Учитель: -Как звучала музыка?

Учащиеся: радостно, празднично, энергично (Дети обращаются к характеристикам в учебнике на с.82)

Учитель: Какой тут возникает образ?

Учащиеся: светлый, радостный, богатырский. Как будто это Руслан скачет на коне.

Учитель: Да, действительно, музыка нарисовала образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана.

Учитель: -Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? 

Учащиеся: что он гордый, сильный, смелый, уверенный в себе

Учитель: - Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана (У детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера).

Учитель: -Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление).

СЛАЙД 16

Учитель: -Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?  

(Слушают «Дай, Перун, булатный меч…» - 30 с. (3 – произведение).

Учитель: -Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? 

Учащиеся: Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен.

Учитель: Но почему Глинка начинает арию с другой темы? Ария начинается с речитатива.

– Какие качества ещё важны для героя?

(Слушают «О поле, кто тебя усеял…» - 1.50 (3 – произведение).

Учитель: Какие чувства Руслана передает эта музыка?

Учащиеся: Сосредоточенность, сдержанность, твёрдость духа, обдуманность своих поступков.

Учитель: Этой теме характерно былинное повествование. Ария передает размышления витязя о жизни и смерти. Горечь раздумий подчеркивается мрачной, суровой окраской сопровождения в медленном темпе в миноре. Тем не менее, это еще не полная характеристика Руслана. Глинка наделяет своего героя и другими качествами.  Давайте послушаем, о чем нам расскажет следующий эпизод арии.

(Слушают фрагмент из арии «О, Людмила, Лель сулил мне радость» - 40 с. (4 – произведение).

Учащиеся: Герой наделен нежными чувствами. Музыка звучит ласково, задушевно. Руслан вспоминает о своей возлюбленной.

Учитель: Какое значение играет музыка в раскрытии характера героя?

Учащиеся: Музыка помогает понять настроение Руслана, его чувства.

Учитель: Сейчас послушаем арию Руслана целиком и постараемся её проиллюстрировать.

(Слушают «Ария Руслана» - 4.05 (5 – произведение)).

(Учащимся предлагается видеоряд (репродукции пронумерованы), из которого они должны выбрать репродукции, соответствующие музыкальному образу Руслана, и расположить их в последовательности, соответствующей характеру музыки) 1.00мин.

Учитель: -Как вы думаете, кто исполняет это произведение?

Учащиеся: Его поет один человек и его называют СОЛИСТ.

СЛАЙД 17

Учитель: Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла.

Учитель: -Добро в сказке борется со злом.  А кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?

Учащиеся: Черномор.

СЛАЙД 18

Учитель: – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.

Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...

Учитель: –Как вы думаетекакая музыка должна быть у злых сил?

Учащиеся: Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.

Учитель: -Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор. – Определите, какой из жанров он для этого выбирает? 

Звучит (М.И. Глинка – «Марш Черномора» - 2.00) (6- произведение)

Учащиеся: Жанр марш.

Учитель: -По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? 

Учащиеся: Звучание колокольчиков. 

Учитель: -Какими чертами характера он обладает? 

Учащиеся: Коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы.

Учитель: -Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему?

Учащиеся: Он – сила зла.

Учитель: -Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора. 

(У детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера).

Учитель: -Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

Учащиеся: Образ Руслана ярче, потому что он обладает такими качествами, как смелость, доброта.

Учитель:рототипом (первообразом) Руслана являются легендарные богатыри из русских былин и сказок, которые защищали русский народ.

–А каких вы знаете богатырей? 

Учащиеся: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

СЛАЙД 19

Учитель: На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собраны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Учитель: -С каким цветом ассоциируется у вас его образ? 

Учащиеся: Красный – цвет крови.

Учитель: -А как вы думаете, образ Людмилы каким цветом можно изобразить? 

Учащиеся: Желтый – цвет солнца, радости, Родины.

Учитель: -А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера?

Учащиеся: Мы думаем, что она должна быть радостная и торжественная.

(Видеофрагмент "Финал" «Слава великим богам» - 1.45 (5-произведение).

(Работа с учебником)

Учитель: -Как звучал финал оперы?

Учащиеся: Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная. (Учебник с.86-87)

Учитель: -Кто исполняет это произведение?

Учащиеся: Хор.

Учитель: -А какой хор? 

Учащиеся: Смешанный, потому что здесь поют и мужчины, и женщины.

Учитель: -Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили.

Учитель: -Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою (дети работают в парах). 

СЛАЙД 20-21

(Учащиеся работают с карточками – 3мин.)

 

Людмила – “милая людям”. 

Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”.

Князь Владимир несёт мир, добро, владеет миром (Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси). 

Черномор –поступки героя чёрные, недобрые. 

Учитель: -В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака? (Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!)

Учитель: -У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе.

Учитель: -Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и открыли её для себя с новой стороны.

 Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.

Учитель: Борьба добра и зла – одна из основных тем в искусстве. Возможно это потому, что в реальной жизни нам тоже приходится встречаться как с добром, так и со злом. В нас самих часто борются плохие и хорошие мысли.  И как поется в песне: «Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро».

Исполнение песни «Сказки гуляют по свету» - 2мин. (слова песни на слайде.)

СЛАЙД 22 – 23


6 этап. Рефлексия – 30 с. 

СЛАЙД 24

Учитель: - А теперь посмотрите на экран.

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

 

 

 

7 этап. Оценочный – 30 с.  

СЛАЙД 25

·         Я многое узнал и всё понял, мне было интересно («Нота красного цвета»).

·         Я многое узнал, и мне было интересно («Нота желтого цвета»).

·         Я многое не знал, и мне было трудно («Нота зелёного цвета»).

            Мне... («Нота синего цвета»).

 

8 этап. Домашнее задание - 1 мин.

СЛАЙД 26

Домашнее задание: -Нарисуйте, пожалуйста, дома, как вы представляете образ Черномора.

Урок окончен.                       

 

Список использованной литературы

1.      Затямина Т.А. «Современный урок музыки» Москва «Глобус» 2011.

2.      Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Учебник «Музыка» 2 класс.  Москва «Просвещение»2014

3.      Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Уроки музыки» поурочные разработки 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2013

4.      Мультимедийные уроки по музыке 2 класс (диск)

 

Использованные материалы и Интернет - ресурсы

1. http://www.myshared.ru

2. http://pedsovet.su


Черных Е.Л.

Черных Е.Л.

Организационный момент. (1 мин

Организационный момент. (1 мин

Семи или шестиструнный щипковый музыкальный инструмент ( гитАра )

Семи или шестиструнный щипковый музыкальный инструмент ( гитАра )

Фарлаф встречает злую волшебницу

Фарлаф встречает злую волшебницу

Учитель: Какое значение играет музыка в раскрытии характера героя?

Учитель: Какое значение играет музыка в раскрытии характера героя?

Учитель: -А как вы думаете, образ

Учитель: -А как вы думаете, образ

Кто сочинил оперу «Руслан и

Кто сочинил оперу «Руслан и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022