Урок музыки: Музыка - целый мир

  • docx
  • 05.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Музыка - целый мир

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.

(Д. Шостакович)

Музыка, как и во все времена, играет в жизни человека важную роль. Она нужна ему в повседневной жизни, способна утешить и поддержать в трудные времена, разделить все радости и победы. Она и сама способна дарить мгновения настоящего счастья, учит любить и ценить красоту, понимать чувства других людей. Она делится с нами всем, чем богата сама, - прекрасными мелодиями, настроениями, образами. Музыка посвящает нас в самые главные тайны мира: природы, любви, человеческих отношений.

Благодаря музыке люди почувствовали аромат и обаяние других культур, запечатлённые в прекрасных песнях и танцах, которыми богаты все национальные традиции.

В наше время музыка не только не исчезла - наоборот, её стало значительно больше, чем раньше. Кто-то из современных учёных даже сказал, что мы живём в эпоху музыкальной цивилизации.

Появление множества «музык», благодаря которому академическая музыкальная традиция перестала быть единственно возможной, отразило определённое культурное расслоение, которое принесла с собой сама жизнь. В каждом из музыкальных направлений появились не только свои приверженцы, но и свои «историографы», досконально знающие все этапы и достижения избранной области творчества, всех ведущих авторов и исполнителей. Они образуют определённый «Клуб единомышленников», объединённых идеей музыки.

А кто-то просто слушает то, что ему нравится, что созвучно его сегодняшним мыслям и поискам. И в этой функции музыка остаётся для человека тем же, чем была всегда, - необходимым спутником, собеседником, неотъемлемой частью его собственной жизни.

Огромная роль музыки сегодня осознаётся во всём мире. Создаются коллективы, в основе которых - концепция единства музыкальной культуры, особенно актуальная в свете современных художественных и политических проблем. Один из таких коллективов - знаменитый «Оркестр мира», созданный великим дирижёром современности Георгом Шолти и объединивший в своём составе музыкантов из 60 национальных оркестров мира и 45 разных стран. В настоящее время оркестром руководит Валерий Гергиев.

Создание подобных коллективов, олицетворяющих идею межнационального объединения, взаимопонимания между народами и стремления к установлению мира на Земле, убедительным образом демонстрирует небывало возросшую роль музыкального искусства в жизни людей.

Оркестр мира (World Peace Orchestra), дирижёр Валерий Гергиев (фото Криса Христодулу)Оркестр мира (World Peace Orchestra), дирижёр Валерий Гергиев (фото Криса Христодулу)

Vm

P

d


Рихард Вагнер. Нюрнбергские мейстерзингеры. Увертюра (дирижёр Георг Шолти)

Послушайте произведение из репертуара «Оркестра мира» (The World Orchestra for Peace) - увертюру к опере Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». В этом произведении композитор обратился к примечательному сюжету - истории немецкого мейстерзанга в Нюрнберге XVI века. Мейстерзанг - это искусство пения, которое культивировалось в средневековой Германии. Особенности сюжета обусловили и характер музыки - для неё характерно преобладание светлых настроений, оптимизм, радость и торжество жизни. И характер музыки, вошедшей в репертуар транснационального оркестра, и сюжет оперы, где в качестве главных ценностей воспеваются искусство, мастерство и вдохновение, придают этому произведению особый, символический смысл. Роль музыки в духовной жизни человека - способность радовать и объединять людей, уметь противостоять пессимизму, унынию и косности - такова её вечная и неисчерпаемая роль.

Какой бы разнообразной ни была современная музыка с присущим ей множеством стилей и направлений, её главная задача остаётся той же, что и прежде: пробуждать в человеке лучшие, возвышенные чувства. Поэтому в музыке, как и вообще в художественном творчестве, «времена всегда одинаковы»: меняются течения, обновляются средства выразительности, но, как и прежде, она призвана нести в мир гармонию и смысл.


Вопросы и задания:

1.    Согласен ли ты с определением нашего времени как «музыкальной цивилизации»? Объясни свой ответ.

2.    Как ты думаешь, почему именно сейчас стало актуальным создание такого коллектива, как «Оркестр мира»? В чём ты видишь смысл его идеи?

3.    Можно ли считать увертюру «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера убедительным завершением изучения предмета «Музыка»?
Прежде чем ответить, обрати внимание на концентрацию главнейших музыкальных особенностей, о которых мы подробно говорили на протяжении предыдущих лет. Это и различные жанровые сферы, и стили письма (гомофонно-гармонический и полифонический), и ярчайшие выразительные возможности гармонии, оркестровки, формы.

4.    Разделяешь ли ты мысль о том, что в искусстве «времена всегда одинаковы»? Аргументируй своё рассуждение.


 

Скачано с www.znanio.ru