Балалайка получила распространение в XVII веке. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили».
Балалайка, более чем любой другой инструмент способная передать характер русской народной песни, стала неизменным спутником празднеств, гуляний, свадеб, Ее быстро растущая популярность способствовала выдвижению из среды русских музыкантов настоящих мастеров балалаечного исполнительства.
На Руси инструмент был широко распространен среди скоморохов и крестьян. Но, к сожалению, в эпоху Алексея балалайки были запрещены.Не многим удалось сохранить этот народный инструмент, утаив его в сараях, на чердаках, закопав в огороде.
Во времена Петра Первого балалайка вновь становится актуальной.
Эпоха становление Российского Великого флота. Именно балалайка становится инструментом для ободрения и поднятия духа моряков. Отсюда и исходит великий танец моряков : «Яблочко»
Однажды к Льву Толстому в Ясную Поляну приехал известный балалаечник Борис Трояновский, у них состоялась интересная беседа, записанная секретарем писателя Д. П. Маковицким:
«...В перерывах, между игрой, вели беседы, Лев Николаевич говорил, что есть преимущества скрипки и голоса и есть преимущества балалайки. В скрипке и голосе — тон, главное попасть в самую точку тона; в балалайке — техника и ритм. Потом Лев Николаевич заметил Трояновскому, что в его переложениях русских песен на балалайку - например, «Барыни» - есть изменение темпа, а этим нарушается характер. На это сыграли ещё раз «Пивную ягоду». Когда играли «Светит месяц», Лев Николаевич сиял улыбкой...».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.