лучшедома
Урок музыки в контексте ФГОС для обучающихся с ОВЗ"

Урок музыки в контексте ФГОС для обучающихся с ОВЗ"

docx
21.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

статья кабалевский.docx

Белова Е.Л.,

учитель музыки высшей квалификационной категории,

МАОУ "Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ",

г.Березники, Пермский край.

lenalvovna1@mail.ru

 

 Социализация как одна из особенностей урока музыки  в школе для обучающихся с ОВЗ ( вариант 2АООП).

 

Аннотация.  Особенности урока музыки в  школе для обучающихся с ОВЗ.

Методы, приемы и пути, используемые в работе учителем музыки.

Ключевые слова: Ребенок с ОВЗ, урок музыки, вариант 2 АООП

 

         Интересное и удивительное время переживаем мы - люди 21 века. Наука каждый день радует нас новыми открытиями, каждый день человек получает новые гаджеты, медицина призывает улучшать свое здоровье массой средств и лекарств. Развиваются сферы досуга, личностного роста, человек владеет массой информации, благодаря компьютеру. Технологии развиваются по всем направлениям.  Просто фантастика!  Педагогика стремится также быть на высоте.  Педагог должен давать как можно больше знаний, улучшать качество преподавания, владеть всесторонними знаниями по предмету, развиваться и соответствовать всем требованиям ФГОС. Всюду звучит слово: «инновация». Музыкальное образование  также предлагает массу интереснейших методов и приемов работы с обучающимися.

         И не смотря на все эти прекрасные преобразования, остается неразрешенная веками проблема - это проблема аномального детства. Средства массовой информации всесторонне освещают, рассказывают и показывают истории детей, родителей ,которые получили статус- дети с ОВЗ. Сейчас уже никто не стесняется показать ребенка особенного, солнечного или не такого как все. Это хороший показатель того, что общество повернулось к людям с ОВЗ, мы учимся быть толерантными, понимающими и неравнодушными по отношению к ним.

         В нашем городе Березники есть школа для обучающихся с ОВЗ. Это огромное пространство, где педагоги, специалисты, предметники стремятся помочь детям и родителям в обучении, воспитании, реабилитации и социализации.

         Для проведения урока музыки с такими детьми учителю необходимо учитывать ряд моментов, а именно:

Состояние здоровья обучающихся  в нашей школе препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У них в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Поэтому они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы.

         Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и принять.

Дети с ОВЗ в  нашей школе имеют также  различные степени состояния здоровья : в нашем учреждении есть классы , обучающиеся по 1 варианту, и по 2 варианту. причем с каждым годом мы наблюдаем увеличение классов2 варианта АООП.

С введением ФГОС  огромное внимание в нашей школе  уделяется  развитию и  приобретению социального опыта обучающихся.  Урок музыки может в этом помочь ребенку.  Путь к социализации у обучающихся нашей школы отличается от общепринятого. Психические и физические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго индивидуально в вопросах выбора пути развития и образования.

Существенным признаком, отличающим методы обучения, применяемые в  школе для обучающихся с ОВЗ , от методов, используемых массовой школой, является их коррекционно-развивающая направленность.

Она включает:

Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;

Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;

Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;;

Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;

Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником .

Даже знание этих методов, не может давать гарантии успешного проведения урока музыки.

         Дети очень разные по состоянию здоровья, перед уроком музыки классный руководитель рассказывает о состоянии здоровья каждого ученика.(это важно. особенно для эпилептиков).

         Важен контакт с родителями, иногда проясняют причину поведения ребенка от принятия медикаментов.

         Классы 2 варианта АООП насчитывают по 5 человек.  Обучающиеся имеют  тяжелые множественные поражения речи, головного мозга, физические недостатки, многие не говорят, плохо двигаются, имеют неадекватное поведение: кричат, падают, плачут, смеются. Хорошо, если найдется ребенок, который умеет говорить и действовать согласно указания учителя.

         На уроке музыки осуществляются следующие виды деятельности: игры под музыку, игры  с предметами, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки и пение. Часто бывает, что из запланированного удается сделать совсем мало. Все зависит от нескольких компонентов: какие пришли на урок  дети(адекватные, говорящие или нет), какой по счету урок, на последнем – трудно удерживать внимание -  мешает усталость. Очень непредсказуемые состояния у детей бывают перед каникулами, и в конце недели.

         Вся деятельность на уроке музыки занимает 20 минут,а потом дети теряют внимание, интерес, устают или наоборот  возбуждаются.

         Но не все так плохо есть и хороший момент в работе учителя музыки с данным контингентом : к четвертому классу дети  привыкают к системе проведения урока, запоминают и выполняют все требования учителя.

         Можно даже говорить об успешности наших детей ,и сделать следующий вывод:

обучающиеся нашей школы активно участвуют во всех городских, краевых фестивалях для детей с ОВЗ. Активно участвуют в школьных мероприятиях. Вместе с родителями и учителями  такие дети достигают больших успехов и не чувствуют себя обделенными или отгороженными от жизни. Это очень радует, мир повернулся к детям с особенностями в развитии. И урок музыки способствует адаптации ребенка и его социализации в обществе.

 

Библиографический список

1.Ратнер Ф.Л., Юсупов А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. – М., 2006.

2.Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации. – М.: ГНОМиД, 2000.

3. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2010.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)