Урок музыки в 1 «А» классе (УМК «Школа России») Студент: Стороженко Е.С. Учитель: Юхименко И.А. Методист: Бороздина Э.Я. Дата проведения: 02.12.20 г. |
|
Тема |
Родной обычай старины. |
Педагогическая цель |
Расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) |
Научатся выразительно исполнять рождественские колядки; приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. |
Личностные результаты |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: умение анализировать музыкальное сочинение и характеризовать его; развивать слух голос, чувство ритма. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнительный анализ музыки и изобразительного искусства. Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности, прививать любовь музыке, коллективно работать в паре и слушать и слышать музыку. |
Основные понятия и термины |
Коляда, маска, ряженные, колядовщики, колядки. |
Методы, формы работы |
Фронтальный, индивидуальная, парная; словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы |
Мультимедийная презентация; рабочие тетради; аудиозаписи колядок. |
Технологическая карта урока
Этапы урока. Цели. |
Виды работы |
Содержание взаимодействия с учащимися. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). |
1.Приветствие
2.Эмоциональный настрой
3.Проверка готовности к уроку |
-Здравствуйте! Сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Елена Сергеевна Вот звонок нам дал сигнал! Поработать час настал! Так что время не теряем! И работать начинаем!
- Внимательно посмотрите, всё ли необходимое имеется у вас для урока. Так же, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно. |
Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Актуализация знаний Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. |
1.Беседа
|
-На прошлом уроке вы познакомились с темой «Пришло Рождество, начинается торжество» - Почему праздник называется Рождество? (В этот день родился Иисус Христос) - Как ещё называют этот праздник? (Рождество Христово, как бы рождение Христа) - Как люди поняли что родился Иисус Христос? (Земля осветила пещеру) - Что люди приносили в пещеру? (мясо, шерсть, вербу) - Что вы прослушали на прошлом уроке? |
Проверяет степень знаний и способов действий учащихся, устанавливает пробелы в их усвоении. |
Выполняют данные учителем задания. Отвечают на вопросы. Делают выводы. |
III. Целеполагание. Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)
|
1.Формулировка темы урока |
Просмотр видеоролика - Сейчас вы посмотрите видеоролик, а после будьте готовы ответить на вопрос: «Что было представлено в видеоролике?» - Что было представлено в видеоролике? (В видеофрагменте было представлен фрагмент, в котором ребята воспевают, поздравляют людей с Рождеством) - Людям очень нравится обычай наряжать ѐлку. Рождество Христово с древности богато на обычаи. Какие еще обычаи родной старины существуют? Сегодня мы познакомимся с некоторыми старинными обычаями. Тема урока: «Родной обычай старины». |
Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению, фиксирует затруднения и дает им обоснование. |
Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
IV. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала (существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр. ; правил и построенных на их основе алгоритмов). |
1.Знакомство с понятием «Коляда»
|
- В ряде областей России был обычай в ночь на Рождество возить в санях одетую поверх зимней одежды в рубашку девушку, которую выдавали за Коляду. - Разные народы мира сочиняют и поют о Рождестве красивые песни. У славянских народов рождественская песня называется колядка. - Коляда – это древний бог зимнего солнцеворота. Люди радовались тому, что хоть зима и долгая, но впереди весна, солнце, радость, жизнь. - Колядки рассказывают о рождении Христа, величают хозяина, воспевают солнце и месяц. - Колядовать- значит петь колядки, заходя в каждый дом. За это поющих принято щедро оценивать одаривать сладостями, игрушками, одеждой. - Так что такое коляда? (Коляда – это древний бог зимнего солнцеворота. Люди радовались тому, что хоть зима и долгая, но впереди весна, солнце, радость, жизнь.) - Что означает слово «колядовать»? (Это означает петь колядки, заходя в каждый дом) - Чем одаривали колядующих ? (Сладостями, игрушками, одеждой) |
Знакомит с понятием «Коляда» Задает вопросы. |
Слушают и воспринимают новую информацию. |
2.Беседа о колядках
|
- А народный обычай, который популярен и сегодня во многих российских селах, да и городах, называется колядование, или славление. - Молодые парни и девушки группами ходят по дворам и исполняют рождественские песни, которые называются колядками. Колядки поют, заходя в каждый дом. Они рассказывают о рождении Христа, величают хозяина, воспевают солнце и месяц. - Поющих колядки называют колядовщиками. Их принято щедро одаривать сладостями, игрушками, одеждой. - Как называется народный обычай, который является популярным во многих сёлах и городах? (Колядование, славление) - Как называют поющих колядки? (Колядовщиками) - Что рассказывают в колядках? (Они рассказывают о рождении Христа, величают хозяина, воспевают солнце и месяц) - Чем одаривают колядовщиков? (сладостями) |
Проводит беседу о колядках, задаёт вопросы. |
Слушают и воспринимают новую информацию. |
|
3. Прослушивание колядки.
|
- Разные народы мира сочиняют и поют о Рождестве красивые песни. Послушайте европействую колядку. Сядьте как слушатели приготовьтесь ответить на вопрос: «Что вы прослушали?» Звучит европейская колядка «Риу, риу, чиу». - Что вы прослушали? (колядку) - Как она называлась? («Риу, риу, чиу».) - Какой характер песни? (Весело, задорно) - Кто исполнял колядку? (ансамбль солист) - Звучание какого музыкального инструмента сопровождало исполнение колядки? ( акопельно) А к вам на Рождество заходили в дом колядовщики? (Да) А сами вы колядовали? (Да) Какие колядки вы знаете? (Ответы обучающихся) |
Организует прослушивание музыкального произведения. |
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. |
|
4.Беседа о «ряженых», масках.
|
- Колядующих в их «нелегком труде» сопровождали ряженые. - Кто они такие? - «Ряженые» - от слова «наряжаться». Люди рядились в цыган, надевали костюмы и маски животных (быка, козы, кабана, волка, зайца) плясали на улицах и потешали всех вокруг. Посмотрите видеоряд о масках, а после будьте готовы ответить на вопрос: «Что вы увидели в видеофрагменте?» Просмотр видеоролика - Что вы увидели в видеофрагменте? (Колядовщиков, которые нарядились и поздравляют хозяев дома) - Во что они были одеты? (В различные костюмы, маски) - Маска быка – одна из самых древних. Бык – символ плодородия. Парня, наряженного быком, водили вокруг села, чтобы оно было в благоденствии, с обильным урожаем. Ряженые в масках и шкурах козла являлись олицетворением благоприятного урожая. Рождественские «хождения с козой» сопровождались плясками, заклинательными песнями. У славян при обходе дворов коза вызывала переполох, брыкалась и бодала девушек. - От какого слова образовано слово «Ряженые»? (Наряжаться) - В какие костюмы одевались ряженные? (в костюмы быка, волка, зайца, кабана) - Чем сопровождались рождественские «хождения с козой»? (Плясками, заклинательными песнями) - Каким символом являлся бык? (Бык – символ плодородия) |
Проводит беседу о колядках, задаёт вопросы. |
Слушают и воспринимают новую информацию. |
|
ФИЗМИНУТКА
|
Все ребята дружно встали (Выпрямились) И на месте зашагали. (Ходьба на месте) На носочках потянулись. (Прогнулись назад, руки положите за голову) Как пружинки мы присели (Присели на корточки) И тихонько разом сели. (Выпрямились и сели на свои места, тихо) |
Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей на уроке. |
Осуществляют практику утомления, повторяя движения за учителем. |
|
5.Прослушивание колядки
|
- Послушайте колядку. Сядьте как слушатели приготовьтесь ответить на вопрос: «Что вы прослушали?» Звучит «На Рождество Христово, ангел прилетел» - Что вы прослушали? (колядку) - Как она называлась? («На Рождество Христово, ангел прилетел») - Какой характер песни? (Весело, задорно) - Кто исполнял колядку? (акопельно, солист) - Звучание какого музыкального инструмента сопровождало исполнение колядки? ( акопельно)
|
Организует прослушивание музыкального произведения. |
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. |
|
V. Закрепление изученного материала. Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. |
1. Исполнение колядки |
- А теперь, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и исполнить музыкальную композицию - На доске и на карточках, лежащих у вас на столах, представлен текст песни. Рождество Христово Ангел прилетел Он летел по небу Людям песню пел:
«Вы, люди, ликуйте, Весь днесь торжествуйте. Днесь Христово Рождество» ( 2 раза)
Пастыри в пещеру Первые пришли И младенца- Бога С матерью нашли.
Стояли, молились, Христу поклонились- Днесь Христово Рождество. (2 раза)
Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой. Все мы люди грешны, Ты Один святой!
Прости погрешенья, Дай нам оставленье- Днесь Христово рождество. (2 раза) - Сядьте, как слушатели. Мы сначала прослушаем с вами колядку, а затем разучим и исполним ее. - Какие трудные слова вам встретились в тексте? (Ликуйте –бурно радоваться, пастыри- одно из имён Иисуса Христа, распространённое Им на служителей Церкви, днесь- теперь, оставленья- оставить) - А теперь я прочитаю вам первый куплет, а затем мы прочитаем его хором. - Теперь исполним первый куплет. - Сейчас я прочитаю вам припев песни, а после прочитаем все вместе - Давайте исполним теперь припев все вместе. - А сейчас совместим первый куплет и припев и споем их. - Теперь я прочитаю вам второй куплет, потом мы прочитаем его хором, а затем исполним под музыку и совместим с припевом. - А теперь давайте споем хором вместе с самого начала вместе со мной.
|
Организовывает работу по разучиванию и исполнению музыкального произведения |
Поют песню совместно с учителем. |
VI. Итог урока. Цель:
оценить работу учащихся в ходе урока. Инициировать
интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального
состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и
одноклассниками. |
1.Обобщающая беседа |
С каким старинным обычаем вы сегодня познакомились? (Колядки) Как, ребята, называются рождественские песенки? (Колядовашки) Как называют поющих рождественские колядки? (Колядовщики) Как называется обряд? (Колядование) - Что делали колядовщики? (Ходили по домам и петь рождественские песни.) - Что мы сегодня прослушали? (Колядку) - Как она называлась? ( Европейская колядка «Риу, риу, чиу».) - Что мы сегодня распевали? (Колядку) - Как она называлась? («На Рождество Христово, ангел прилетел» ) |
Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Обеспечивает оценивание учащимися своей работы на уроке. |
Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, оценивают результаты своей деятельности ан уроке. |
2. Рефлексия |
- Если сегодня на уроке вы не испытали трудностей покажите ладошку, а если вам сегодня было трудно и вы чего-то не поняли покажите кулачок.
-Молодцы! Урок окончен. До свидания! |
Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Обеспечивает оценивание учащимися своей работы на уроке. |
Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, оценивают результаты своей деятельности ан уроке. |
Учитель: ________________ (Юхименко И.А.) Методист: _______________ (Бороздина Э.Я.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.