Урок музыки в начальной школе: "Родной обычай старины"

  • docx
  • 05.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Музыка 02.12.20.docx

Урок музыки в 1 «А» классе (УМК «Школа России»)

Студент: Стороженко Е.С.

Учитель: Юхименко И.А.

Методист: Бороздина Э.Я.

Дата проведения: 02.12.20 г.

Тема

Родной обычай старины.

Педагогическая цель

Расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся выразительно исполнять рождественские колядки;

приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

Личностные результаты

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умение анализировать музыкальное сочинение и характеризовать его; развивать слух голос, чувство ритма.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнительный анализ музыки и изобразительного искусства.

Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности, прививать любовь музыке, коллективно работать в паре и слушать и слышать музыку.

Основные понятия и термины

Коляда, маска, ряженные, колядовщики, колядки.

Методы, формы работы

Фронтальный, индивидуальная, парная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация; рабочие тетради; аудиозаписи колядок.

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.     Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

1.Приветствие

 

 

2.Эмоциональный настрой

 

 

 

3.Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте! Сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Елена Сергеевна

Вот звонок нам дал сигнал!

Поработать час настал!

Так что время не теряем!

И работать начинаем!

 

- Внимательно посмотрите, всё ли необходимое имеется у вас для урока. Так же, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II.     Актуализация знаний

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Беседа

 

 

 

 

-На прошлом уроке вы познакомились с темой «Пришло Рождество, начинается торжество»

- Почему праздник называется Рождество? (В этот день родился Иисус Христос)

- Как ещё называют этот праздник? (Рождество Христово, как бы рождение Христа)

- Как люди поняли что родился Иисус Христос? (Земля осветила пещеру)

- Что люди приносили в пещеру? (мясо, шерсть, вербу)

- Что вы прослушали на прошлом уроке?

Проверяет степень знаний и способов действий учащихся, устанавливает пробелы в их усвоении.

Выполняют данные учителем задания. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

III.      Целеполагание.

Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

 

1.Формулировка темы урока

Просмотр видеоролика

 - Сейчас вы посмотрите видеоролик, а после будьте готовы ответить на вопрос: «Что было представлено в видеоролике?»

- Что было представлено в видеоролике? (В видеофрагменте было представлен фрагмент, в котором ребята воспевают, поздравляют людей с Рождеством)

- Людям очень нравится обычай наряжать ѐлку. Рождество Христово с древности богато на обычаи. Какие еще обычаи родной старины существуют? Сегодня мы познакомимся с некоторыми старинными обычаями.

Тема урока: «Родной обычай старины».

Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению, фиксирует затруднения и дает им обоснование.

Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

IV.     Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала (существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр. ; правил и построенных на их основе алгоритмов).

1.Знакомство с понятием «Коляда»

 

 

- В ряде областей России был обычай в ночь на Рождество возить в санях одетую поверх зимней одежды в рубашку девушку, которую выдавали за Коляду.

- Разные народы мира сочиняют и поют о Рождестве красивые песни. У славянских народов рождественская песня называется колядка.

- Коляда – это древний бог зимнего солнцеворота. Люди радовались тому, что хоть зима и долгая, но впереди весна, солнце, радость, жизнь.

- Колядки рассказывают о рождении Христа, величают хозяина, воспевают солнце и месяц.

- Колядовать- значит петь колядки, заходя в каждый дом. За это поющих принято щедро оценивать одаривать сладостями, игрушками, одеждой.

- Так что такое коляда? (Коляда – это древний бог зимнего солнцеворота. Люди радовались тому, что хоть зима и долгая, но впереди весна, солнце, радость, жизнь.)

- Что означает слово «колядовать»? (Это означает петь колядки, заходя в каждый дом)

- Чем одаривали колядующих ? (Сладостями, игрушками, одеждой)

Знакомит с понятием «Коляда»

Задает вопросы.

Слушают и воспринимают новую информацию.

2.Беседа о колядках

 

 

 

 

- А народный обычай, который популярен и сегодня во многих российских селах, да и городах, называется колядование, или славление.

- Молодые парни и девушки группами ходят по дворам и исполняют рождественские песни, которые называются колядками. Колядки поют, заходя в каждый дом. Они рассказывают о рождении Христа, величают хозяина, воспевают солнце и месяц.

- Поющих колядки называют колядовщиками. Их принято щедро одаривать сладостями, игрушками, одеждой.

- Как называется народный обычай, который является популярным во многих сёлах и городах? (Колядование, славление)

- Как называют поющих колядки? (Колядовщиками)

- Что рассказывают в колядках? (Они рассказывают о рождении Христа, величают хозяина, воспевают солнце и месяц)

- Чем одаривают колядовщиков? (сладостями)

Проводит беседу о колядках, задаёт вопросы.

Слушают и воспринимают новую информацию.

3. Прослушивание колядки.

 

 

 

 

 

- Разные народы мира сочиняют и поют о Рождестве красивые песни. Послушайте европействую колядку. Сядьте как слушатели приготовьтесь ответить на вопрос: «Что вы прослушали?»

Звучит европейская колядка «Риу, риу, чиу».

- Что вы прослушали? (колядку)

- Как она называлась? («Риу, риу, чиу».)

- Какой характер песни? (Весело, задорно)

- Кто исполнял колядку? (ансамбль солист)

- Звучание какого музыкального инструмента сопровождало исполнение колядки? ( акопельно)

А к вам на Рождество заходили в дом колядовщики? (Да)

А сами вы колядовали? (Да)

Какие колядки вы знаете? (Ответы обучающихся)

Организует прослушивание музыкального произведения.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

4.Беседа о «ряженых», масках.

 

 

 - Колядующих в их «нелегком труде» сопровождали ряженые.

- Кто они такие?

- «Ряженые» - от слова «наряжаться». Люди рядились в цыган, надевали костюмы и маски животных (быка, козы, кабана, волка, зайца) плясали на улицах и потешали всех вокруг.

Посмотрите видеоряд о масках, а после будьте готовы ответить на вопрос: «Что вы увидели в видеофрагменте?»

Просмотр видеоролика

- Что вы увидели в видеофрагменте? (Колядовщиков, которые нарядились и поздравляют хозяев дома)

- Во что они были одеты? (В различные костюмы, маски)

- Маска быка – одна из самых древних. Бык – символ плодородия. Парня, наряженного быком, водили вокруг села, чтобы оно было в благоденствии, с обильным урожаем. Ряженые в масках и шкурах козла являлись олицетворением благоприятного урожая. Рождественские «хождения с козой» сопровождались плясками, заклинательными песнями. У славян при обходе дворов коза вызывала переполох, брыкалась и бодала девушек.

- От какого слова образовано слово «Ряженые»? (Наряжаться)

- В какие костюмы одевались ряженные? (в костюмы быка, волка, зайца, кабана)

- Чем сопровождались рождественские «хождения с козой»? (Плясками, заклинательными песнями)

- Каким символом являлся бык? (Бык – символ плодородия)

Проводит беседу о колядках, задаёт вопросы.

Слушают и воспринимают новую информацию.

 

ФИЗМИНУТКА

 

Все ребята дружно встали

(Выпрямились)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте)

На носочках потянулись.

(Прогнулись назад, руки положите за голову)

Как пружинки мы присели

(Присели на корточки)

И тихонько разом сели.

(Выпрямились и сели на свои места, тихо)

Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Осуществляют практику утомления, повторяя движения за учителем.

 

5.Прослушивание колядки

 

 

 

 

 

- Послушайте колядку. Сядьте как слушатели приготовьтесь ответить на вопрос: «Что вы прослушали?»

Звучит «На Рождество Христово, ангел прилетел»

- Что вы прослушали? (колядку)

- Как она называлась? («На Рождество Христово, ангел прилетел»)

- Какой характер песни? (Весело, задорно)

- Кто исполнял колядку? (акопельно, солист)

- Звучание какого музыкального инструмента сопровождало исполнение колядки? ( акопельно)

 

 

Организует прослушивание музыкального произведения.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

1. Исполнение колядки

- А теперь, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и исполнить музыкальную композицию

- На доске и на карточках, лежащих  у вас на столах, представлен текст песни.

Рождество Христово

Ангел прилетел

Он летел по небу

Людям песню пел:

 

«Вы, люди, ликуйте,

Весь днесь торжествуйте.

Днесь Христово Рождество» ( 2 раза)

 

Пастыри  в пещеру

Первые пришли

И младенца- Бога

С матерью нашли.

 

Стояли, молились,

Христу поклонились-

Днесь Христово Рождество. (2 раза)

 

Все мы согрешили,

Спасе, пред Тобой.

Все мы люди грешны,

Ты Один святой!

 

Прости погрешенья,

Дай нам оставленье-

Днесь Христово рождество. (2 раза)

- Сядьте, как слушатели. Мы сначала прослушаем с вами колядку, а затем разучим и исполним ее.

- Какие трудные слова вам встретились в тексте? (Ликуйте –бурно радоваться, пастыри- одно из имён Иисуса Христа, распространённое Им на служителей Церкви, днесь-  теперь,  оставленья- оставить)

- А теперь я прочитаю вам первый куплет, а затем мы прочитаем его хором.

- Теперь исполним первый куплет.

- Сейчас я прочитаю вам припев песни, а после прочитаем все вместе

- Давайте исполним теперь припев все вместе.

- А сейчас совместим первый куплет и припев и споем их.

- Теперь я прочитаю вам второй куплет, потом мы прочитаем его хором, а затем исполним под музыку и совместим с припевом.

- А теперь давайте споем хором вместе с самого начала вместе со мной.

 

Организовывает работу по разучиванию и исполнению музыкального произведения

Поют песню совместно с учителем.

VI.     Итог урока.

Цель: оценить работу учащихся в ходе урока. Инициировать интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1.Обобщающая беседа

С каким старинным обычаем вы сегодня познакомились? (Колядки)

Как, ребята, называются рождественские песенки? (Колядовашки)

Как называют поющих рождественские колядки?  (Колядовщики)

Как называется обряд? (Колядование)

- Что делали колядовщики? (Ходили по домам и петь рождественские песни.)

- Что мы сегодня прослушали? (Колядку)

- Как она называлась? (  Европейская колядка «Риу, риу, чиу».)

- Что мы сегодня распевали? (Колядку)

- Как она называлась? («На Рождество Христово, ангел прилетел» )

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Обеспечивает оценивание учащимися своей работы на уроке.

Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, оценивают результаты своей деятельности ан уроке.

2. Рефлексия

- Если сегодня на уроке вы не испытали трудностей покажите ладошку, а если вам сегодня было трудно и вы чего-то не поняли покажите кулачок.

 

-Молодцы! Урок окончен. До свидания!

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Обеспечивает оценивание учащимися своей работы на уроке.

Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, оценивают результаты своей деятельности ан уроке.


 

Учитель: ________________ (Юхименко И.А.)                                                                                             Методист: _______________ (Бороздина Э.Я.)