ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Водоросли»
ФИО |
учитель биологии Борисенкова М.Г. |
|||||||||||||||||||||||
Класс |
6 |
|||||||||||||||||||||||
Учебник |
Биология 6 класс./ Под редакцией И.Н. Пономаревой М; Издательский центр «Вентана-Граф», 2019г. |
|||||||||||||||||||||||
Цель урока |
- раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей; - дать
представление о способах размножения водорослей; |
|||||||||||||||||||||||
Дидактическая задача |
изучить характерные особенности строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений и показать их роль в природе и жизни человека. |
|||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты.
|
Предметные: · Выявлять признаки характерные для строения водорослей. · Научиться давать определения понятиям: альгология, низшие растения, слоевище, таллом, хроматофор, ризоиды, зооспоры, спорофит, гаметофит. · Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. · Характеризовать главные черты, лежащие в основе классификации водорослей. · Описывать особенности строения одноклеточной водоросли на примере хламидомонады и многоклеточных водорослей · Обосновывать роль водорослей в природе и в жизни человека. |
|||||||||||||||||||||||
Метапредметные УУД |
Познавательные: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. Регулятивные: работать по плану, анализировать и оценивать результаты выполнения работы. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения; использовать информационные ресурсы для решения учебных задач. |
|||||||||||||||||||||||
Личностные УУД |
Уметь объяснять знания о многообразии водорослей для их охраны и использования в биотехнологических производствах и жизни человека. Умение применять полученные знания на практике. |
|||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
|||||||||||||||||||||||
Формы работы учащихся |
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником и гербарными образцами. |
|||||||||||||||||||||||
Методы урока |
Словесно наглядный, частично-поисковый, выполнение заданий учителя с помощью материала учебника и информационных листов с последующей самопроверкой; |
|||||||||||||||||||||||
Техническое оборудование: |
Мультимедийный проектор, экран, компьютер. |
|||||||||||||||||||||||
Средства обучения |
Гербарные экземпляры водорослей, мультимедийная презентация «Размножение водорослей». |
|||||||||||||||||||||||
Структура и ход урока |
1. Организационный момент; 2. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу;3. Мотивация учащихся на изучение темы; 4. Изучение нового материала; 5. Закрепление, рефлексия; 6. Подведение итогов урока.7.Домашнее задание. |
|||||||||||||||||||||||
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
||||||||||||||||||||
I. |
Организационный момент |
Приветствие. Настрой учащихся на работу. |
Приветствие, подготовка к уроку |
2 мин |
||||||||||||||||||||
II.
|
Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу
|
I. Фронтальный опрос 1. Какое значение имеет систематика в изучении живой природы? 2. Кто является автором систематики? 3. Какая самая крупная единица систематики? 4. Какая самая мелкая единица систематики? 5. Что такое бинарная номенклатура? 6. Для чего нужны латинские названия? 7. Назовите основные отделы царства растений. II. Письменные задания по карточкам 1. Допишите утверждения: 1) Наука о классификации организмов… 2) Шведский ученый – натуралист… 3) Определенная территория, местообитания вида … 4) Систематическая группа (или единица)… 5) Основная единица системы растений… 6) Двойные названия растений… 2. Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно: Вид – отдел – класс – порядок –род - семейство 3. Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек полевой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий, крапива двудомная.
|
Ответы учащихся
Выполнение письменной работы по карточкам, самопроверка |
8мин |
||||||||||||||||||||
III
|
Мотивация учащихся на изучение темы |
Вспоминаем схему классификации растений. Как вы думаете, какой отдел растений мы будем изучать сегодня? 1) Эти растения – самые древние растения на нашей планете, они дали начало всем другим растениям. (Водоросли) 2) Эти растения могут вырастать за день на 45 см и могут достигать длины 160 м. (Водоросли) 3) Эти растения вы наверняка видели в аквариуме, в реке, в море. (Водоросли) - Вы, конечно, догадались, кто является героями нашего урока. Тема нашего урока «Водоросли» Учащиеся записывают тему в тетрадь «ВОДОРОСЛИ» |
Участие в определении цели урока, запись темы и термин альгология в тетрадь(Альгология - наука о водорослях) |
5минут |
||||||||||||||||||||
IY. |
Изучение нового материала |
№ 1. Вопросы: - Что вам известно о водорослях? Каков основной признак водорослей, позволяющий объединить их с наземными растениями ? Формулировка цели урока : изучить характерные особенности строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений и показать их роль в природе и жизни человека. Приложение 3 1. Водоросли – низшие растения. 1) Тело не разделено на корень, стебель, листья, нет тканей, а представлено слоевищем или талломом. 2) Есть в клетках хроматофоры с фотосинтезирующими пигментами.. Помимо хлорофилла - зеленого пигмента, в клетках водорослей могут содержаться красные и желтые пигменты. 3) Всей поверхностью тела поглощают вещества из окружающей среды. 4) Встречаются повсюду: в морях, в пресных водоёмах, на влажной почве и на коре деревьев. 2. Водоросли имеют одноклеточное и многоклеточное строение, одни из них микроскопические, другие гиганты. Водоросль питается, дышит, растет, двигается, размножается, развивается, как всякий живой организм. Приложение 1-2 Вместе с тем ее тельце работает как маленькая химическая фабрика, совершая все процессы свойственные фотосинтезирующей клетке растений. Встречается в озерах, реках, ручьях, канавах, прудах 3. Питание водорослей (автотрофы) 4. Клетка - основная структурная единица тела. Одноклеточным водорослям свойственны черты отдельной клетки, и организма. № 2 Познакомить учащихся с образом жизни и строением хламидомонады. Рисунок 6.Строение многоклеточных водорослей. 7. Размножение одноклеточных и многоклеточных водорослей на примере хламидомонады и улотрикса. Приложение4 8. Многообразие водорослей . Поиск информации в учебнике. 1 группа – зеленые водоросли; 2 группа – бурые водоросли; 3 группа – красные водоросли Выяснить значение водорослей в природе и жизни человека. Роль водорослей в природе. Роль водорослей в жизни человека 9. Вывод. |
Возможные ответы учеников: представители царства растений, живут в воде, образуют тину. строение, как питаются, дышат, размножаются.
-зарисовывают клетку хламидомонады стр.109, рисунок 108 учебника
- работа в группах по учебнику стр 111 и гербарным образцам
- работа в парах стр учебника
- делают вывод |
22мин |
||||||||||||||||||||
Y.
|
Закрепление |
I. Ответить на вопросы - Каковы общие признаки водорослей? - Почему водоросли считают растениями? - Где обитают водоросли? II. Выбрать верные суждения 1. Водоросли - это низшие растения? 2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными? 3. Водоросли имеют органы? 4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез? 5. По способу питания большинство водорослей автотрофы? 6. Водоросли живут в симбиозе с грибами? 7. Ризоиды – это корни водорослей? 8. Клетка водоросли имеет ядро? 9. При половом размножении образуются гаметы? 10. Споры – это клетки помогающие водорослям перезимовать?
|
- устно закрепляют пройденный материала
Делают задание и оценивают работу 9 – 10 – «5» баллов; 6 – 8 – «4» балла; 4 – 5 – «3» балла
|
4мин |
||||||||||||||||||||
YI.
|
Рефлексия
|
Организует рефлексию деятельности учащихся: выставляет оценки |
-что понравилось в уроке, что вызвало- сложности. |
2мин |
||||||||||||||||||||
YII. |
Домашнее задание |
Изучить § 20, ответить на вопросы, составить синквейн или кроссворд |
2мин |
Приложение 3
Приложение 1-2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.