Урок систематизации и обобщения знаний « Россия при Иване IV» 7 класс.
I. Технологическая карта урока.
ФИ.О. педагога Малючков Олег Владимирович
Предмет История России Класс 7
Базовый учебник: Е.В.Пчёлов, П.В.Лукин История России XIV-XVII века 7класс
Тема урока. « Россия при Иване IV»
Цели урока:
Обобщение и закрепление знаний о ключевых событиях периода правления Ивана IV, формирование умений систематизации знаний в соответствии с направлением политики, её анализа и оценки, постановки и решения проблемы, формулирования и аргументации собственной точки зрения, формирование гражданской позиции по проблемам исторического развития страны, совместной деятельности и общения со сверстниками
Тип урока: урок Обобщения и систематизации знаний
Оборудование:
- учебник
-Карта Россия при Иване IV
-Раздаточный материал
Планируемые результаты:
Предметные:
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей…
- выделять из числа исторических событий главные
- анализа исторического документа
- формирование историко-географического образа, представлений о территориальных изменениях страны в годы правления Ивана Грозного
Личностные:
- воспитание чувства национальной гордости и патриотизма;
-воспитание гражданской ответственности
- формирование устойчивого познавательного интереса к героическим событиям отечественной истории
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок
№ |
Этап урока |
Содержание материала урока, Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
||||||
1 |
Организа ционный
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой на работу Здравствуйте. Разделитесь на группы. Каждая группа будет выполнять на карточке письменное задание. Затем представитель группы будет отвечать устно, группа будет дополнять и оценивать работу других групп.
|
Приветствуют учителя, настраиваются на работу, включаются в деятельность |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
||||||
2 |
Целеполагание, мотивация. |
Ведет эврестическую беседу, выслушивает и корректирует ответы учащихся
А.Личность Ивана Грозного до сих пор вызывает споры и историков. и политиков –злодей он или мудрый правитель?. Что мы должны сегодня вспмнить, чтобы приблизиться к решению этого вопроса? (-Что положительного, а что отрицательного в его правлении) Наши выводы могут быть голословны. Что мы должны будем сделать? (-должны объяснить, почему мы так считаем) Если мы просто перечислим. что хорошего, а что плохого, у нас еще не сложится целостной картины о роли исторической личности. Рассмотрев все стороны правления, мы должны будем обобщить и сделать окончательный……….? (вывод)о его правлении. Историки работают с разными историческими источниками- документами. Свидетельствами современников, которые подтверждают или опровергают их выводы. Мы тоже будем работать с такими источниками- что мы должны будем сделать? ( -подтвердить наши выводы источниками) - Нам все равно, что было с Россией в эту эпоху или небезразлична судьба нашей страны? Значит. Мы должны не просто перечислить. Что он сделал. А дать свою…. (оценку)Его правлению |
Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы, Формулируют цели урока
|
Регулятивные: формирование умения определять цели своей деятельности, постановка проблемы
Личностные: самоопределение, мотивация учения, способность к волевому усилию
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Коммуникативные: формулирование и аргументация собственной точки зрения
|
||||||
3 |
Актуализация имеющихся знаний |
Создает проблемную ситуацию Вы с друзьями, Командой, играете в исторический квест. Попали в эпоху Ивана Грозного, и вам нужно сделать правильный выбор.- к вам подъехал отряд опричников и спрашивают вас-1) из какого вы города-Новгорода или Пскова? 2)Из какой страны- Литвы или Англии? 3)Указывают на ваш смартфон -У вас какие-то необычные вещи – эти вещи дал вам бог или создал человек? От правильного ответа зависит ваша судьба. Но чтобы ответить правильно, что мы должны вспомнить? Первый вопрос. который на задали опричники-1) из какого вы города-Новгорода или Пскова? -касается какой политики- внутренней или внешней? Что мы должны вспомнить, прежде чем ответить на этот вопрос? (-какую внутреннюю политику проводил Иван IV и какое место занимали эти города в ней) -Второй вопрос -Из какой страны- Литвы или Англии? Что мы должны вспомнить, прежде чем ответить на этот вопрос? (-какую внешнюю политику проводил Иван IV и какое место занимали эти страны в ней)
-Третий вопрос касается и обществознания-к какой сфере общества –экономической, политической или культурной ?Значит, нужно дать оценку политики И.Г в какой сфере? (культурной) Кто хочет давать оценку Внешней. Кто – внутренней. Кто- культурной политике? Объясняет порядок выполнения задания. Вспомните и занесите в первый столбик таблицы действия Ивана Грозного или события, произошедшие благодаря ему. имеющие положительное или отрицательное значение для развития страныв выбранной вами сфере политики или культуры и напротив каждого во втором столбике поставьте знак «+», если они имели положительное значение, или «-«, если они имели отрицательное значение. Вам выданы листы с пронумерованными текстами документов. иллюстрациями. картами. Если среди них есть те, которые подтверждают(относятся к ..)названные вами события, то запишите в 3-м столбике напротив записанного вами события номер документа(карты, иллюстрации).
По окончании работы один представитель от группы должен уметь назвать выбранные Вами отрицательные или положительные события, объяснить, почему вы считаете их таковыми и объяснить ваш выбор документов, карт, иллюстраций. Выслушайте ответ другой группы, работающей с таким же, как и у вас, направлением политики Ивана Грозного и оцените их ответ. Критерии оценивания 1.Полнота выполнения задания 2.Правильность выполнения задания, дополните ответ. |
Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы, на основе имеющихся знаний, Выбирают направление политики. которое будут оценивать
|
Регулятивные: формирование умения определять цели своей деятельности, постановка проблемы. осуществление выбора учебной задачи, волевая саморегуляция
Личностные: самоопределение, мотивация учения, способность к волевому усилию
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: построение логической цепочки рассуждений
|
||||||
4 |
Систематизация и обобщение имеющихся знаний. |
Контролирует выполнение задания группами. даёт необходимые пояснения |
Вспоминают и представляют в виде таблицы имеющиеся знания. Анализируют исторические документы и соотносят их с теоретическими знаниями Представляют выполненную работу Оценивают работу одноклассников |
Регулятивные: формирование умения планировать и определять последовательность действий,
Коммуникативные: распределение работы в группе
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации умение систематизации знаний и представлений их в виде таблицы, Восприятие и извлечение необходимой информации из устных и письменных текстов, построение логической цепочки рассуждений
|
||||||
5. |
Представление.и корректировка работы |
Выслушивает ответ каждой группы, оценку, которую даёт представители другой группы. выполняющей работу по аналогичному направлению политики. Корректирует, при необходимости, ответы
Итак. Мы вспомнили. Что хорошего. И что проблемного было в годы правления Ивана Грозного. Как же можно оценить его правление в целом? |
Представляют в усной форме. С опорой на составленнюю таблицу. Выполненную работу, дают оценку деятельности одноклассников по предложенным критериям. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ,формулирование и аргументация собственной точки зрения. Оценка деятельности однокласников Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, иллюстрировать теоретические знания примерами, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, доказательство Личностные: оказание помощи, поддержки,соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
|
||||||
4 |
Рефлексия |
1.Оцените свою работу на уроке. Заполнив таблицу поставив знаки «+», «-« или «?» и дописав в последнюю графу. Группа даст
|
Дают самооценку своей деятельности на уроке: уровня владения учебным материалом и уровня активности при выполнении задания.
|
Регулятивные : Умения самооценки Личностные: оценивают свои достижения. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
||||||
5. |
Д/з |
На выбор зад.8 стр.23 или зад.7 стр.35 или зад.8 стр.59 |
Записывает д/з. осуществляет выбор |
Личностные: самоопределение, мотивация учения, способность к волевому усилию Регулятивные: Планирование учебной деятельности |
II. Приложение (раздаточный материал)
1. Документ «История о великом князе Московском» (князь А. Курбский)
«Сам царь, возревновав ревностию, начал против врагов сам ополчаться, своею главою, и собирать себе воинство множайшее и храбрейшее, сам, не щадя здравия своего, пошел на противного и старого своего супостата, царя Казанского.
…Пред самым же солнечным восходом взорвало подкоп: войско же христианское ударило со всех стран на место и град, по повелению цареву».
2. Документ Из «Повести о прихождении литовского короля Стефана с великим воинством на град Псков»
«В преименитом же и богоспасаемом в граде Пскове услышав, бояре и воеводы, что уже идет король Стефан на Псков , всячески и неослабно оборону укрепляли»...
3. Грамота(письмо) Девлет-Гирея Ивану Грозному, 1571 г.
«Жгу и пустошу все, – за Казань и Астрахань…Я пришел на тебя, город твой сжег, хотел венца твоего и головы, но ты не стал против нас, а еще хвалишься, что ты Московский Государь!.. Захочешь с нами в дружбе быть, так отдай нам юрт Астрахань и Казань... Хоть всесветное богатство захочешь дать нам вместо них, не надобно!.. А государства твоего дороги я видел и опознал».
4. Документ «Ремезовская летопись»
41 статья. Ермак же со единомышленниками своими поплыл вниз по Тоболу
42 статья Кучум из города своего с сыном своим Маметкулом по Тоболу на встречю Ермаку вышел
63 статья. И была брань (битва) великая, множество кучумовых воинов беспощадно убивали;
64 статья. Оружия же не было у кучюмлян, только луки и стрелы, копия и сабли и бежали они.
5.Документ Из письма королевы Англии Елизаветы I Ивану Грозному
«Вельможнейший царь и возлюбленный брат. Мы твое величество всею любовью просим грамоты для купцов наших, для ради нынешние нашие любви, да чтоб и вперед межь нами эа любовь не порушилась; А мы в те поры бога молим за твое царское здравие и о твоем счастье».
6.
7.
8.
9.
10.
11.. «За что, о царь, бояр побил и воевод? И на доброжелателей твоих, душу за тебя полагающих, мучения, и гонения, и смерть замыслил, обвинив без вины православных в измене?» (Из письма А. Курбского Ивану Грозному)
12. «Мы…Божием повелением воцарились, а не похитили чужое…, а кто противится власти- тот противится Богу. А это- наихудший грех. Мук, гонений и различных казней мы ни для кого не придумываем. Если же ты говоришь об изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казнят».(ответ Ивана Грозного Андрею Курбскому)
13.Воспоминания Ивана Грозного о своем детстве времен боярского правления
«Нас же с покойным братом Георгием, – начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и пище! Ни в чем нам воли не было; ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, оперши локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит – ни как родитель, ни как властелин, ни как слуга на своих господ…Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне казне родительской? Все расхитили коварным образом…»
14.Документ «Царь глаголет Собору»
«Да с нами соборне, попрося у бога помощи во всяких нужах, посоветуйте и разсудите и умножите и утвердите, по правилом святых апостол и святых отец и по прежним законом прародителей наших, ….о всем о сем посоветуйте и на среди собора сие нам возвестите.
И мы вашего святительского совета и дела требуем и советовати с вами желаем..».
15.Воспоминания современников
«Любил Иван Грозный тешиться с веселыми людьми, скоморохами. У него было много и шутов. Рассказывают, что один шут, князь Гвоздев, пошутил как-то неудачно во время царского обеда. Царь вылил на него миску горячих щей. Несчастный завопил и хотел бежать. Это совсем не понравилось царю, и он ударил шута ножом. Тот упал, обливаясь кровью. Царь опомнился, велел поскорее позвать своего врача и сказал ему:
– Исцели слугу моего доброго, я пошутил с ним неосторожно.
– Так неосторожно, – отвечал лекарь, взглянув на рану, – что разве только Бог и твое царское величество может воскресить его.
Тогда царь, махнув рукой, проговорил: «Ну его, пса!» – и продолжал пировать».
16.Воспоминания Ричарда Ченслера, англичанина, побывавшего в России в 1553-1554 г.г.
Этот князь — повелитель и царь над многими странами, и его могущество изумительно велико. Он может вывести в поле 200 и 300 тысяч людей; сам он никогда не выступает в поле менее, чем с 200 тысяч людей… я думаю, что два лучших и сильнейших христианских государя не могли бы соперничать с ним, вследствие его могущества, суровости и выносливости его народа.
Россия — страна, богатая землей и населением, в изобилии имеющим находящиеся там произведения.
В северных частях этой страны есть место, где ловят пушных зверей: соболей, куниц, серых медведей, лисиц
К западу от Холмогор находится город Новгород. Голландские купцы имеют в Новгороде свой складочный дом. Находится здесь еще город Вологда, его предметы торговли: сало, воск и лен,
От Ярославля до Москвы 200 миль. Между ними область усеяна деревушками, замечательно преполненными народом. Земля эта изобилует хлебом, который обитатели возят в громадном количестве в Москву
17.
18.
19.
20..
21.
22.
2 3.
24.
25. Воспоминания современников
« А между тем Великий Князь вошел в Великий Новгород, во двор к (архи)епископу и отобрал у него все его [имущество]. Были сняты также самые большие колокола, а из церквей забрано все, что ему полюбилось. Потом начали грабить город
Ни в городе, ни в монастырях ничего не должно было оставаться; все, что … не могли увезти с собой, то кидалось в воду, или сжигалось. Если кто-нибудь из земских пытался вытащить что-либо из воды, того вешали. Были снесены все высокие постройки; было иссечено все красивое: ворота, лестницы, окна…
..
26
27 Документ
«Человек — не птица, крыльев не имать. Аще кто приставит себе аки крылья деревянна, противу естества творит, за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окаянного, пса смердящего, бросить свиньям на съедение, а выдумку после священная литургии огнём сжечь». (И.Грозный о Никите Крякутном )
28. Документ «СТОГЛАВ» (1551 г.)
-О ТРИДЕСЯТИ СЕДМИ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ И О ЦЕРКОВНОМ СТРОЕНИИ
Вопрос 8. О архимаритех и игуменех: а архимариты и игумены некоторые также власти докупаются, да службы божий и трапезы и братства не знает, покоит себя в келий и с гостми; да племянников своих вмещают в монастырь
-О ТРИДЕСЯТИ И ДВУ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ И СОБОРНЫЕ ТРИДЕСЯТЬ И ДВА ОТВЕТЫ ПО ГЛАВАМ НА ТОМ ЖЕ СОБОРЕ
Глава 101. Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси приговорил со отцем своим с Макарием митрополитом всея Руси, и со архиепископы, и епископы, и со всем собором: что впредь архиепископом, и епископом и монастырем вотчин без царева ведома и без докладу не покупати ни у кого, а князем и детем боярским, и всяким людем вотчин без докладу им не продати же.
Вспомните и занесите в первый столбик таблицы важные события ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Ивана Грозного , имеющие положительное или отрицательное значение для развития страны. Напротив каждого во втором столбике поставьте знак «+», если они имели положительное значение, или «-«, если они имели отрицательное значение.
Вам выданы листы с пронумерованными текстами документов. иллюстрациями, картами. Если среди них есть те, которые подтверждают(относятся к ..)названные вами события, то запишите в 3-м столбике напротив записанного вами события номер документа(карты, иллюстрации).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.