Урок обобщения и систематизации знаний по теме Россия при Иване iV
Оценка 4.7

Урок обобщения и систематизации знаний по теме Россия при Иване iV

Оценка 4.7
docx
27.05.2022
Урок обобщения и систематизации знаний по теме Россия при Иване iV
технологическая карта и приложения с иллюстрациями, текстом документов. которые можно использовать и на др. уроках по теме
Россия при Иване IV .docx

                                                                     

                                            Урок систематизации и обобщения знаний « Россия при Иване IV» 7 класс.

 

                                                                              I. Технологическая карта урока.

 

ФИ.О. педагога     Малючков Олег Владимирович

 

 Предмет        История России                                                                                Класс  7

 

Базовый учебник: Е.В.Пчёлов, П.В.Лукин  История России XIV-XVII века 7класс

 

 Тема урока.       « Россия при Иване IV»

 

Цели урока:

Обобщение и закрепление знаний о ключевых событиях периода правления Ивана IV,  формирование умений систематизации знаний в соответствии с направлением политики, её анализа и оценки, постановки и решения проблемы, формулирования и аргументации собственной точки зрения, формирование гражданской позиции по  проблемам исторического развития страны, совместной деятельности и общения со сверстниками

Тип урока:  урок Обобщения и систематизации знаний

Оборудование:

- учебник

-Карта Россия при Иване IV

-Раздаточный материал

   

Планируемые результаты:

Предметные:

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей…

- выделять из числа исторических событий главные

- анализа исторического документа

- формирование историко-географического образа, представлений о территориальных изменениях страны в годы правления Ивана Грозного

 

Личностные:

- воспитание чувства национальной гордости и патриотизма;

-воспитание гражданской ответственности

- формирование устойчивого познавательного интереса к героическим событиям отечественной истории

 

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок

 

 

 

Этап

урока

Содержание материала урока,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организа

ционный

 

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой на работу

Здравствуйте. Разделитесь на группы. Каждая группа будет выполнять на карточке письменное задание. Затем представитель группы будет отвечать устно, группа будет дополнять и оценивать работу других групп.

 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, включаются в деятельность

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

2

Целеполагание, мотивация.

Ведет эврестическую беседу,  выслушивает и корректирует ответы учащихся

 

А.Личность Ивана Грозного до сих пор вызывает споры и историков. и политиков –злодей он или мудрый правитель?. Что мы должны сегодня вспмнить, чтобы приблизиться к решению этого вопроса?

(-Что положительного, а что отрицательного в его правлении)

Наши выводы могут быть голословны. Что мы должны будем сделать?

(-должны объяснить, почему мы так считаем)

Если мы просто перечислим. что хорошего, а что плохого, у нас еще не сложится целостной картины о роли исторической личности. Рассмотрев  все стороны правления, мы должны будем обобщить и сделать окончательный……….? (вывод)о его правлении.

Историки работают с разными историческими источниками- документами. Свидетельствами современников, которые подтверждают или опровергают их выводы. Мы тоже будем работать с такими источниками- что мы должны будем сделать?

 ( -подтвердить наши выводы источниками)

- Нам все равно, что было с Россией в эту эпоху или небезразлична судьба нашей страны? Значит. Мы должны не просто перечислить. Что он сделал. А дать свою…. (оценку)Его правлению

Высказывают свои предположения,

отвечают на вопросы,

Формулируют цели урока

 

 

Регулятивные: формирование умения определять цели своей деятельности, постановка проблемы

 

Личностные: самоопределение, мотивация учения, способность к волевому усилию

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Коммуникативные: формулирование и аргументация собственной точки зрения

 

3

Актуализация имеющихся знаний

Создает проблемную ситуацию

Вы с друзьями, Командой, играете в исторический квест. Попали в эпоху Ивана Грозного, и вам нужно сделать правильный выбор.- к вам подъехал отряд опричников и спрашивают вас-1) из какого вы города-Новгорода или Пскова?  2)Из какой страны- Литвы или Англии?  3)Указывают на ваш смартфон -У вас какие-то необычные вещи – эти вещи дал вам бог или создал человек? От правильного ответа зависит ваша судьба. Но чтобы ответить правильно, что мы должны вспомнить?

   Первый вопрос. который на задали опричники-1) из какого вы города-Новгорода или Пскова?  -касается какой политики- внутренней или внешней? Что мы должны вспомнить, прежде чем ответить на этот вопрос? (-какую внутреннюю политику проводил Иван IV и какое место занимали эти города в ней)

-Второй вопрос   -Из какой страны- Литвы или Англии? Что мы должны вспомнить, прежде чем ответить на этот вопрос? (-какую внешнюю политику проводил Иван IV и какое место занимали эти страны в ней)

 

-Третий вопрос касается и  обществознания-к какой  сфере общества –экономической, политической или культурной ?Значит, нужно дать оценку политики И.Г в какой сфере? (культурной)

   Кто хочет давать оценку Внешней. Кто – внутренней. Кто- культурной политике?

Объясняет порядок выполнения задания.

Вспомните и занесите в первый столбик таблицы  действия Ивана Грозного или события, произошедшие благодаря ему. имеющие положительное или отрицательное значение для развития страныв выбранной вами сфере политики или культуры и напротив каждого во втором столбике  поставьте знак «+», если они имели положительное значение, или «-«, если они имели отрицательное значение.

Вам выданы листы с пронумерованными текстами  документов. иллюстрациями. картами. Если среди них есть те, которые подтверждают(относятся к ..)названные вами события, то запишите в 3-м столбике напротив записанного вами события номер  документа(карты, иллюстрации).

Событие. действие

+ или -

Номер  документа, карты, иллюстрации, относящихся к событию

 

 

 

 

По окончании работы один представитель от группы должен уметь назвать выбранные  Вами отрицательные или положительные события, объяснить, почему вы считаете их таковыми и объяснить ваш выбор документов, карт, иллюстраций. Выслушайте ответ другой группы, работающей с таким же, как и у вас, направлением политики Ивана Грозного и оцените их ответ.

Критерии оценивания 1.Полнота выполнения задания   2.Правильность выполнения  задания, дополните ответ.

Высказывают свои предположения,

отвечают на вопросы,

на основе имеющихся знаний, Выбирают направление политики. которое будут оценивать

 

 

Регулятивные: формирование умения определять цели своей деятельности, постановка проблемы. осуществление выбора учебной задачи, волевая саморегуляция

 

Личностные: самоопределение, мотивация учения, способность к волевому усилию

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений

 

 

4

Систематизация и обобщение имеющихся знаний.

 Контролирует выполнение задания группами. даёт необходимые пояснения

Вспоминают и представляют в виде таблицы имеющиеся знания.

Анализируют исторические документы и соотносят их с теоретическими знаниями

Представляют выполненную работу

Оценивают работу одноклассников

Регулятивные: формирование умения планировать и определять последовательность действий,

 

Коммуникативные: распределение работы в группе

 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

умение систематизации знаний и представлений их в виде таблицы,

Восприятие и извлечение необходимой информации из устных и письменных текстов, построение логической цепочки рассуждений

 

5.

Представление.и корректировка работы

Выслушивает ответ каждой группы, оценку, которую даёт представители  другой группы. выполняющей работу по аналогичному направлению политики.

Корректирует, при необходимости, ответы

 

Итак. Мы вспомнили. Что хорошего. И что проблемного было в годы правления Ивана Грозного. Как же можно оценить его правление в целом?

Представляют в усной форме. С опорой на составленнюю таблицу. Выполненную работу, дают оценку деятельности одноклассников по предложенным критериям.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ,формулирование и аргументация собственной точки зрения. Оценка деятельности однокласников

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, иллюстрировать теоретические знания  примерами, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, доказательство

Личностные: оказание помощи, поддержки,соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

 

4

Рефлексия

1.Оцените свою работу на уроке. Заполнив таблицу поставив знаки «+»,

«-« или «?» и дописав в последнюю графу. Группа даст

Владение учебным материалом

Активность работы

что бы  хотелось узнать

 

 

 

 

 

 

Дают самооценку своей деятельности на уроке: уровня владения учебным материалом и уровня активности при выполнении задания.

 

Регулятивные :

Умения самооценки

Личностные: оценивают свои достижения.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

5.

Д/з

На выбор зад.8 стр.23 или  зад.7 стр.35 или зад.8 стр.59

Записывает д/з. осуществляет выбор

Личностные: самоопределение, мотивация учения, способность к волевому усилию

Регулятивные: Планирование учебной деятельности

 

 II. Приложение (раздаточный материал)

1.   Документ   «История о великом князе Московском» (князь А. Курбский)

«Сам царь, возревновав ревностию, начал против врагов сам ополчаться, своею главою, и собирать себе воинство множайшее и храбрейшее, сам, не щадя здравия своего, пошел на противного и старого своего супостата, царя Казанского. 

…Пред самым же солнечным восходом  взорвало подкоп: войско же христианское  ударило со всех стран на место и град, по повелению цареву».

 

   2.    Документ   Из «Повести о прихождении литовского короля Стефана с великим воинством на град Псков»

«В преименитом же и богоспасаемом в граде Пскове услышав, бояре и воеводы,  что  уже идет король Стефан на Псков , всячески и неослабно оборону  укрепляли»...

 

 3.      Грамота(письмо) Девлет-Гирея Ивану Грозному, 1571 г.

«Жгу и пустошу все,  – за Казань и Астрахань…Я пришел на тебя, город твой сжег, хотел венца твоего и головы, но ты не стал против нас, а еще хвалишься, что ты Московский Государь!.. Захочешь с нами в дружбе быть, так отдай нам юрт Астрахань и Казань... Хоть всесветное богатство захочешь дать нам вместо них, не надобно!.. А государства твоего дороги я видел и опознал».

   

   4.     Документ  «Ремезовская летопись»

41 статья. Ермак же со единомышленниками своими поплыл вниз по Тоболу

42 статья Кучум из города своего с сыном своим Маметкулом по Тоболу на встречю Ермаку вышел

63 статья. И  была брань (битва) великая, множество кучумовых воинов беспощадно убивали;

64 статья. Оружия же не было у кучюмлян, только луки и стрелы, копия и сабли и бежали они.

  

  5.Документ Из письма королевы Англии Елизаветы I  Ивану Грозному

«Вельможнейший царь и возлюбленный брат. Мы твое величество всею любовью просим  грамоты для купцов наших, для ради нынешние нашие любви, да чтоб и вперед межь нами эа любовь  не порушилась; А мы в те поры бога молим за твое царское здравие и о твоем счастье».

 

6.

 

7.  

 

8. Картинки по запросу "покорение сибири ермаком"

 

9. Картинки по запросу "девлет гирей сжигает москву"

 

10. Картинки по запросу "взятие казани иваном грозным"

 

11.. «За что, о царь, бояр побил и воевод? И на доброжелателей твоих, душу за тебя полагающих, мучения, и гонения, и смерть замыслил, обвинив без вины православных в измене?» (Из письма А. Курбского Ивану Грозному)

 

12. «Мы…Божием повелением воцарились, а не похитили чужое…, а кто противится власти- тот противится Богу. А это- наихудший грех. Мук, гонений и различных казней мы ни для кого не придумываем. Если же ты говоришь об изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казнят».(ответ Ивана Грозного Андрею Курбскому)

 

    13.Воспоминания Ивана Грозного о своем  детстве времен боярского правления

«Нас же с покойным братом Георгием, – начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и пище! Ни в чем нам воли не было; ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, оперши локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит – ни как родитель, ни как властелин, ни как слуга на своих господ…Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне казне родительской? Все расхитили коварным образом…»

 

  14.Документ «Царь глаголет Собору»

«Да с нами соборне, попрося у бога помощи во всяких нужах, посоветуйте и разсудите и умножите и утвердите, по правилом святых апостол и святых отец и по прежним законом прародителей наших, ….о всем о сем  посоветуйте и на среди собора сие нам возвестите.

И мы вашего святительского совета и дела требуем и советовати с вами желаем..».

   

15.Воспоминания современников

«Любил Иван Грозный тешиться с веселыми людьми, скоморохами. У него было много и шутов. Рассказывают, что один шут, князь Гвоздев, пошутил как-то неудачно во время царского обеда. Царь вылил на него миску горячих щей. Несчастный завопил и хотел бежать. Это совсем не понравилось царю, и он ударил шута ножом. Тот упал, обливаясь кровью. Царь опомнился, велел поскорее позвать своего врача  и сказал ему:

– Исцели слугу моего доброго, я пошутил с ним неосторожно.

– Так неосторожно, – отвечал лекарь, взглянув на рану, – что разве только Бог и твое царское величество может воскресить его.

Тогда царь, махнув рукой, проговорил: «Ну его, пса!» – и продолжал пировать».

 

     16.Воспоминания Ричарда Ченслера, англичанина, побывавшего в России в 1553-1554 г.г.

    Этот князь — повелитель и царь над многими странами, и его могущество изумительно велико. Он может вывести в поле 200 и 300 тысяч людей; сам он никогда не выступает в поле менее, чем с 200 тысяч людей… я думаю, что два лучших и сильнейших христианских государя не могли бы соперничать с ним, вследствие его могущества, суровости и выносливости его народа.

    Россия — страна, богатая землей и населением, в изобилии имеющим находящиеся там произведения.

   В северных частях этой страны есть место, где ловят пушных зверей: соболей, куниц, серых медведей, лисиц

   К западу от Холмогор находится город Новгород. Голландские купцы имеют в Новгороде свой складочный дом. Находится здесь еще город Вологда, его предметы торговли: сало, воск и лен,

    От Ярославля до Москвы 200 миль. Между ними область усеяна деревушками, замечательно преполненными народом. Земля эта изобилует хлебом, который обитатели возят в громадном количестве в Москву

 

 

17. https://rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2020/02/3baf8a394731e91bc449ea0088588521-e1580715428871.jpg 

   18.

19.

20..https://img2.eadaily.com/r580x580/o/936/535f6ad997d8e385a385e8b056480.jpg

21.Синодик опальных: сколько человек казнил Иван Грозный

22.    Собор Василия Блаженного. Москва              

2 3. https://ic.pics.livejournal.com/sergeytsvetkov/24359590/239318/239318_900.jpg

                     

24. Moscow July 2011-10a.jpg

 

 

25.                     Воспоминания современников

    « А между тем Великий Князь вошел в Великий Новгород, во двор к (архи)епископу и отобрал у него все его [имущество]. Были сняты также самые большие колокола, а из церквей забрано все, что ему полюбилось. Потом начали грабить город

Ни в городе, ни в монастырях ничего не должно было оставаться; все, что … не могли увезти с собой, то кидалось в воду, или сжигалось. Если кто-нибудь из земских пытался вытащить что-либо из воды, того вешали. Были снесены все высокие постройки; было иссечено все красивое: ворота, лестницы, окна…

 

                                                                                              ..

26         http://de-ussr.ru/wp-content/uploads/2017/06/obsh-347.jpg

                                                         

                           27                               Документ

«Человек — не птица, крыльев не имать. Аще кто приставит себе аки крылья деревянна, противу естества творит, за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окаянного, пса смердящего, бросить свиньям на съедение, а выдумку после священная литургии огнём сжечь». (И.Грозный о Никите Крякутном )

                                         

                              28.                       Документ   «СТОГЛАВ» (1551 г.)

-О ТРИДЕСЯТИ СЕДМИ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ И О ЦЕРКОВНОМ СТРОЕНИИ

Вопрос 8. О архимаритех и игуменех: а архимариты и игумены некоторые также власти докупаются, да службы божий и трапезы и братства не знает, покоит себя в келий и с гостми; да племянников своих вмещают в монастырь

-О ТРИДЕСЯТИ И ДВУ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ И СОБОРНЫЕ ТРИДЕСЯТЬ И ДВА ОТВЕТЫ ПО ГЛАВАМ НА ТОМ ЖЕ СОБОРЕ

 

Глава 101. Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси приговорил со отцем своим с Макарием митрополитом всея Руси, и со архиепископы, и епископы, и со всем собором: что впредь архиепископом, и епископом и монастырем вотчин без царева ведома и без докладу не покупати ни у кого, а князем и детем боярским, и всяким людем вотчин без докладу им не продати же.

Вспомните и занесите в первый столбик таблицы  важные события ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Ивана Грозного  , имеющие положительное или отрицательное значение для развития страны. Напротив каждого во втором столбике  поставьте знак «+», если они имели положительное значение, или «-«, если они имели отрицательное значение.

Вам выданы листы с пронумерованными текстами  документов. иллюстрациями, картами. Если среди них есть те, которые подтверждают(относятся к ..)названные вами события, то запишите в 3-м столбике напротив записанного вами события номер  документа(карты, иллюстрации).

 

 

 


 

Урок систематизации и обобщения знаний «

Урок систематизации и обобщения знаний «

Этап урока Содержание материала урока,

Этап урока Содержание материала урока,

У вас какие-то необычные вещи – эти вещи дал вам бог или создал человек?

У вас какие-то необычные вещи – эти вещи дал вам бог или создал человек?

Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы, на основе имеющихся знаний,

Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы, на основе имеющихся знаний,

Представление.и корректировка работы

Представление.и корректировка работы

Ермак же со единомышленниками своими поплыл вниз по

Ермак же со единомышленниками своими поплыл вниз по

7. 8.

7. 8.

За что, о царь, бояр побил и воевод?

За что, о царь, бояр побил и воевод?

Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, оперши локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит – ни…

Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, оперши локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит – ни…

17. 18.

17. 18.

19. 20..

19. 20..

21. 22.

21. 22.

Воспоминания современников «

Воспоминания современников «

Документ «Человек — не птица, крыльев не имать

Документ «Человек — не птица, крыльев не имать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2022