Урок - Обозначение мягкости согласного при помощи Ь

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала TEKhNOLOGIChESKAYa_KARTA_primer_shakhi.docx

 

Тема: обозначение мягкости согласного при помощи Ь (мягкого знака).

Создание ситуации успеха

Задание практического характера, которое они могут выполнить известными способами действий.

1.      Записываем слова звуками и буквами.

 

Требования к языковому материалу:

-        слова с известным лексическим значением

-        слова без орфограмм

-        все звуки отчетливо слышны

-        с изученными буквами

-        мягкий/твердый согласный, стоящий перед гласными

-        мягкий/твердый согласн ый, стоящий на конце слова

Слова:  лом, мир, гора, гром, сон, дом, вор, том, гном, нора, хор.

 

Дети выходят к доске по цепочке и записывают слова, не сталкиваясь с трудностями.

Постановка учебно-практической задачи

Создание интеллектуального конфликта:

Ученик выходит к доске и записывает предпоследнее слово ХОР (заранее выясняем лексическое значение).

 

У: «Читаем слово»

у: «Хор»(все вместе)

У: «Проверяем, правильно ли мы его записали?»

у: (проверяем вместе)

У: «Получилось! Дальше, следующий…»

Следующий ученик выходит к доске и записывает последнее слово ХОРЬ (заранее выясняем лексическое значение).

У: «Читаем слово»

у: «Хор»(все вместе)

У: «Проверяем, правильно ли мы его записали?»

у: «Нет, мы хотели записать слово [хор'], а записали слово [хор], наше предыдущее слово»

У: «Почему?»

у: «Мы не обозначили на письме мягкость последнего согласного звука [р']».

У: «Как мы обозначим мягкость последнего звука [р']?».

у: «Можно обозначить мягкость последнего согласного звука, гласной буквой, которая является показателем мягкости предшествующей согласной»

У: «Давайте попробуем»

у: (ученик дополняет)

У: «Читаем слово»

у: «Хоря»

У: «Какие выводы вы можете сделать?»

у: «Мы обозначали мягкость согласного, но у нас получилось другое слово»

У: «Как вы думаете, почему?»

у: «Буква Я, выполняет две работы, обозначает мягкость предшествующего согласного и свой собственный гласный звук [а]»

У: «Обозначим это на модели»

У: «Что ы можете сказать насчет данной модели?»

у: «У нас стало четыре звука, а в слове [хор'] три звука»

У: «Обозначим это на модели. Какой вывод можно сделать?»

у: «Буква Я, не подходит для обозначения мягкости согласного звука [р'], стоящего не перед гласным звуком, так как выполняет две работы: обозначает мягкость предшествующего согласного и свой собственный гласный звук»

Выделение области знаний и не знаний:

У: «Почему у нас не получилось обозначить мягкость согласного звука [р']?»

у: «Потому что мы знаем, как обозначить мягкость согласного стоящего перед гласным, а как обозначить мягкость согласного, стоящего не перед гласным, не знаем»

Формулировка учебной задачи

У: «Какой вопрос у нас возникает?»

у: «Как обозначить мягкость согласного не перед гласным?»

Моделирование учебной задачи

У: «Обозначим на модели».

Решение учебной задачи

У: «Что нужно сделать для этого?»

у: «Нам нужно подобрать такую букву, которая выполняла бы одну работу – обозначает мягкость согласного»

У: «Где мы её найдем?»

у: «В алфавите».

У: «Ищем».

у: (доходят  до Ь) «Данная буква подходит для обозначения мягкости согласного»

У: «Почему?»

у: «Она не обозначает звук и выполняет одну работу – обозначает мягкость согласного»

У: «То есть, вы хотите сказать, что Ь не обозначает звук? Докажите».

у: «Мы не можем назвать звук  буквы Ь»

У: «Может согласный звук обозначает или гласный?»

у: «Она не обозначает никакого звука»

У: «Что ж, пожалуй, вы правы»

У: «Какое правило, мы можем сформулировать?»

у: «Если мягкий согласный звук стоит не перед гласным звуком, то его мягкость на письме обозначается с помощью  мягкого знака»

У: «Хорошо. Как мы обозначили звук [р'], в слове [хор']»

у: «Двумя буквами – буквой Р и Ь»

У: «А как обозначим в слове [хор], звук [р]»

у: «При помощи буквы Р и отсутствием мягкого знака»

У: «Молодцы! Какое правило можно сформулировать?»

у: «Если твердый согласный звук стоит не перед гласным, то его твердость на письме обозначается с помощью отсутствия мягкого знака»

 У: «Отлично, вы хорошо поработали. Молодцы!»