Тема: обозначение мягкости согласного при помощи Ь (мягкого знака). |
Создание ситуации успеха |
Задание практического характера, которое они могут выполнить известными способами действий. 1. Записываем слова звуками и буквами.
Требования к языковому материалу: - слова с известным лексическим значением - слова без орфограмм - все звуки отчетливо слышны - с изученными буквами - мягкий/твердый согласный, стоящий перед гласными - мягкий/твердый согласн ый, стоящий на конце слова Слова: лом, мир, гора, гром, сон, дом, вор, том, гном, нора, хор.
Дети выходят к доске по цепочке и записывают слова, не сталкиваясь с трудностями. |
Постановка учебно-практической задачи |
Создание интеллектуального конфликта: Ученик выходит к доске и записывает предпоследнее слово ХОР (заранее выясняем лексическое значение).
У: «Читаем слово» у: «Хор»(все вместе) У: «Проверяем, правильно ли мы его записали?» у: (проверяем вместе) У: «Получилось! Дальше, следующий…» Следующий ученик выходит к доске и записывает последнее слово ХОРЬ (заранее выясняем лексическое значение). У: «Читаем слово» у: «Хор»(все вместе) У: «Проверяем, правильно ли мы его записали?» у: «Нет, мы хотели записать слово [хор'], а записали слово [хор], наше предыдущее слово» У: «Почему?» у: «Мы не обозначили на письме мягкость последнего согласного звука [р']». У: «Как мы обозначим мягкость последнего звука [р']?». у: «Можно обозначить мягкость последнего согласного звука, гласной буквой, которая является показателем мягкости предшествующей согласной» У: «Давайте попробуем» у: (ученик дополняет) У: «Читаем слово» у: «Хоря» У: «Какие выводы вы можете сделать?» у: «Мы обозначали мягкость согласного, но у нас получилось другое слово» У: «Как вы думаете, почему?» у: «Буква Я, выполняет две работы, обозначает мягкость предшествующего согласного и свой собственный гласный звук [а]» У: «Обозначим это на модели» У: «Что ы можете сказать насчет данной модели?» у: «У нас стало четыре звука, а в слове [хор'] три звука» У: «Обозначим это на модели. Какой вывод можно сделать?» у: «Буква Я, не подходит для обозначения мягкости согласного звука [р'], стоящего не перед гласным звуком, так как выполняет две работы: обозначает мягкость предшествующего согласного и свой собственный гласный звук» Выделение области знаний и не знаний: У: «Почему у нас не получилось обозначить мягкость согласного звука [р']?» у: «Потому что мы знаем, как обозначить мягкость согласного стоящего перед гласным, а как обозначить мягкость согласного, стоящего не перед гласным, не знаем» |
Формулировка учебной задачи |
У: «Какой вопрос у нас возникает?» у: «Как обозначить мягкость согласного не перед гласным?» |
Моделирование учебной задачи |
У: «Обозначим на модели». |
Решение учебной задачи |
У: «Что нужно сделать для этого?» у: «Нам нужно подобрать такую букву, которая выполняла бы одну работу – обозначает мягкость согласного» У: «Где мы её найдем?» у: «В алфавите». У: «Ищем». у: (доходят до Ь) «Данная буква подходит для обозначения мягкости согласного» У: «Почему?» у: «Она не обозначает звук и выполняет одну работу – обозначает мягкость согласного» У: «То есть, вы хотите сказать, что Ь не обозначает звук? Докажите». у: «Мы не можем назвать звук буквы Ь» У: «Может согласный звук обозначает или гласный?» у: «Она не обозначает никакого звука» У: «Что ж, пожалуй, вы правы» У: «Какое правило, мы можем сформулировать?» у: «Если мягкий согласный звук стоит не перед гласным звуком, то его мягкость на письме обозначается с помощью мягкого знака» У: «Хорошо. Как мы обозначили звук [р'], в слове [хор']» у: «Двумя буквами – буквой Р и Ь» У: «А как обозначим в слове [хор], звук [р]» у: «При помощи буквы Р и отсутствием мягкого знака» У: «Молодцы! Какое правило можно сформулировать?» у: «Если твердый согласный звук стоит не перед гласным, то его твердость на письме обозначается с помощью отсутствия мягкого знака» У: «Отлично, вы хорошо поработали. Молодцы!» |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.