Тема |
Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка |
Педагогическая цель |
Знакомство с понятием «быль» ; развитие доброго отношения к людям, воспитание чувство дружбы, сопереживания; обогащение читательского опыта обучающихся; отработка навык выразительности.
|
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные) |
Читают самостоятельно рассказы Л. Толстого; определяют смысл поступка героев; придумывают свои рассказы на определенные жизненные ситуации |
Личностные результаты |
· соотносят поступки с моральными нормами; · оценивают свои и чужие поступки; · испытывают потребности к новым знаниям, интерес к изучению литературного чтения через открытие новых знаний; · расширяют познавательную сферу школьника: внимание, восприятие, мышление, речь; · получают навыки коллективного труда; · проявляют готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения, умеют контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: выделяют и формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, осознанно и произвольно строят речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками. Коммуникативные: учатся работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка |
Образовательные ресурсы |
1. Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2013г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др. 2. Портрет Л.Н.Толстого. 3. Выставка книг для детей Л.Толстого 4. Презентация о жизни Л.Н.Толстого |
Сценарий урока
I. Организация начала урока
Начинается урок.
Рот закрыли на замок.
Тихо сели, ноги вместе
Книги, ручки - всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учится лучше всех!
II. Целеполагание.
Сегодня на уроке чтения мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках. Определите по символам, над чем еще будем работать.
III Актуализация знаний. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности.
1. Речевая разминка
Работа со скороговоркой.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно. (Учитель читает громко, дети
повторяют тихо)
- Для чего нужны скороговорки?
- Как их нужно произносить? (Быстро, отчетливо)
- Ребята, какой звук повторяется в этой скороговорке? (звук Ж- согласный, твердый (непарный), звонкий (глухая пара – звук Ш).
Бинарное чтение (2 пары): читают два ученика одновременно.
Задание: прочитать выразительно, выделяя голосом выделенные слова. (Дети читают вполголоса).
- Настоящие ли это друзья? Почему так считаете?
О чём эта скороговорка?- Что для вас настоящая дружба?
2. Физминутка
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре! – руки шире.
Пять! – руками помахать.
Шесть! – за парту тихо сесть
Работа с выставкой книг
На выставке представлены книги Л. Н. Толстого.
– Что общего у книг на нашей выставке?
– А чем они отличаются?
Авторы, которые хотят заинтересовать своего читателя, выносят на обложку самые яркие иллюстрации. Обычно книги с красочными картинками предназначены для детей.
– Посмотрите,
ребята, есть ли
у нас такие книги на выставке?
– А вот книги для взрослых картинок, как правило, не имеют. Найдите эти книги на нашей выставке.
– Какие рассказы вы читали и о чём они? - Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сегодня мы познакомимся с творчеством великого писателя Л.Толстого и его рассказами для детей.
1. Под руководством учителя формулируют тему
Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сегодня мы познакомимся с творчеством великого писателя Л.Толстого и его рассказами для детей.
Под руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи.
На доску вывешивается тема: «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей»
2. Постановка учебной задачи и определение темы урока
IV. Усвоение новых знаний и способов групповой деятельности.
1.Знакомство с биографией и творчеством Л. Н. Толстого
Рассказ о жизни и творчестве Л. Н. Толстого
Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии — умер 7 ноября 1910. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил ее. Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Воспитанием детей занималась дальняя родственница. Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей. .Н. Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя. У Л.Н. Толстого есть много интересных и поучительных рассказов и басен для детей, которые рекомендую вам прочитать.
Рассказы из «Азбуки» мы сегодня будем читать, а некоторые уже читали.
3. Работа с рассказом (учебник, с. 94)
Упражнение в чтении трудных слов. / слова записаны зигзагом /
Читаем слова по словам, целым словом :
ВЕ –ЛИ –КИЙ
РУС-СКИЙ
ПИ –СА –ТЕЛЬ
ИН –ТЕ –РЕС- НЫ-Е
Рассмотрите картинку.
Как вы думаете о ком этот рассказ?
Прочитайте рассказ про коня.
Чтение самостоятельное
Чтение цепочкой по предложению
- У кого был конь?
- Что произошло между Петей и Митей?
- Кто решил их спор?
- Почему мама отобрала коня?
-Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали?
- А с вами происходили такие ситуации?
- Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Главная мысль рассказа.
4. Чтение рассказа «Помню я была мала» (с.94 учебника)
Послушайте рассказ.
- О ком этот рассказ?
- Почему вы так решили? Прочитайте это предложение.
- Какая получилась сумка у девочки?
- Почему девочка гордилась своей работой?
- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть?
5. Просмотр видеозаписи рассказа « Косточка»
- Как вы охарактеризуете мальчика Ваню?
Приём «Шесть шляп», использование приёма критического мышления «Шесть шляп».
V. Рефлексия
¾ Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л.Н.Толстой?
¾ Ещё раз прочитать эпиграф урока. Как вы понимаете эти слова?
¾ Чему же учат нас произведения Л.Н.Толстого?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.