Урок обучения грамоте.
Тема: Мягкие и твердые согласные звуки.
Цель. Познакомить с понятиями “твердые” и “мягкие” согласные; научить различать их.
1. Повторение о звуке и букве М.
Детям предлагается карточка со слогами: ма, мы, му, мо и изображением предметов: мост, мыло, муравей, малина, мишка.
- Что объединяет все слова? Какой звук обозначает буква М? как отличить согласный от гласного?
-Прочитайте слоги и соедините с картинкой.
-Какая картинка лишняя? Почему? Послушайте первый звук в словах: одинаково ли они произносятся?
-С какой темой мы сегодня познакомимся? Мы сегодня будем говорить о согласных звуках, обозначаемых одной буквой. Например, одна буква М, а звуков 2- М, М, .
2. Знакомство с понятие твердый и мягкий согласный звук.
В гостях Тим и Том (изображение)
-А сейчас я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Страны слов — Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим — Том. Кто может сказать, одинаковые или разные первые звуки в этих именах? Назовите первый звук в имени Тим ([Т’]), а первый звук в имени Том ([Т]). Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть они и братья, совсем не похожи друг на друга. Давайте вместе скажем: [Т] и [Т’]. (Учитель вместе с детьми отчетливо произносит пару звуков, стараясь выделить разность их звучания.) Как вам кажется, какой звук мягче: [Т] или [Т’]? [Т’] мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест [Т’] — тефтели, но никогда не пьет [Т] — томатный сок, не любит [М] — молоко, с удовольствием ест [М’] — мед, рисует только [К’] — кисточкой и никогда не берет в руки [К] — карандаш.
Брат Тима, Том, наоборот, очень твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит [Т] — томатный сок и не ест [Т’] — тянучки, носит [П] — пальто и никогда не надевает [П’] — пиджак, не берет в руки [М’] — мяч, но любит пускать [М] — мыльные пузыри.
Как называются согласные звуки, которые любит Том? (Твердые согласные.) Как называются согласные звуки, которые любит Тим? (Мягкие согласные.) Синий и зелёный квадраты.
3. Упражнение в распознавании твердых и мягких согласных звуков.
- Давайте угостим Тима и Тома. Помните правило: название угощения должно начинаться на твердый согласный звук. Если угощение будет начинаться с мягкого согласного звука, кто его возьмет? (Тим.)
Детям предлагаются изображения продуктов (см. в конце конспекта), дети рисуют в тетради зеленый или синий квадраты.
Молоко, печенье, вафли, торт, лимон, персик.
ФИЗМИНУТКА
Игра “Беговые дорожки”.
- Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.
Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать “спортсмен” (фишка), если в слове первый звук – мягкий согласный?(Зеленая дорожка.) Если твердый? (Синяя.)
Дети по очереди выходят и выбирают нужный квадрат, прикрепляют его к Тому или Тиму.
Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лист, стол, гвоздь, вишня, лютик, жук, флаг, лейка, медведь.
Подведите итоги: какой “спортсмен” победил. (Тим)
4. Повторение о делении на слоги, постановке ударения.
В русском языке ударение может падать на любой слог. А во французском ударение падает всегда на последний слог. Представьте, что вы французы и по-русски говорить не умеете. Вы повторяете слово, но ударение ставите на последний слог, например, РЫБА.
Масло, персик, полка, книжка, линейка, ручка.
- Какие смешные и непонятные слова получились. Давайте правильно по-русски скажем слова и напишем в схеме ударный гласный.
Загадки:
Вспушит
она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет. (Подушка)
Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А меня люди топчут ногами,
Да потом ещё бьют батогами. (Коврик)
Без
языка живет,
Не ест и не пьет,
А говорит и поет.
(Радио)
5. Итог.
-Что нового узнали?
ма му мы мо
ма
му мы мо
ма му мы мо
ма му мы мо
ма му мы мо
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.