ХОД УРОКА.
1.Организация детей к уроку. Внимание на экран.
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
книжка, ручка и тетрадка? (Слайд №2)
2.Повторение ранее изученного материала.
-Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены в
волшебную страну. В этой стране есть дворец. А кто в нем живет,
отгадайте загадку.
Тридцать три богатыря
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
-А как же сам дворец называется?
Буквы - значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все: (алфавит)
- Правильно, ребята:
-Каждая буква в алфавите имеет свое место.
-А что обозначает каждая буква?
Его не видно.
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук)
Каждая буква в алфавите обозначает звук.
-На какие две группы делятся звуки?
Звуки делятся на гласные и согласные.
- Какие звуки мы называем гласными?
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать.
- С помощью чего мы произносим гласные звуки?
- Гласные звуки произносятся с помощью голоса.
-Какие звуки мы называем согласными?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- Что мы встречаем при произношении этих звуков?
При произношении этих звуков мы встречаем преграды, (зубы, губы,
язык).
-А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а Вы называть
звук.
-Ребята, а почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь
знаки?
-Ъ и Ь знаки не обозначают звуков.
-И так, как мы в волшебной стране, мне хочется удивить и
порадовать Вас. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у
меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами,
дарить радость и знания.
-Девиз нашего урока. Внимание на экран.
• 3 слайд:
«Друзья, ученье нас объединяет».
-Как вы понимаете это предложение?
(Показываю детям мягкую игрушку – сердце.)
- А вот сердце, в которое объединены все
наши сердца.
Наполним же наши сердца любовью и добротою.
-А теперь посмотрите на доску, что Вы видите?
(Мы видим слова.)
- Разделите эти слова на две группы. (парная работа)
платье отъезд объяснил съёмка
прутья Марья съел семья
3. Сообщение темы урока. Внимание на доску.
Кто догадался, какая сегодняшняя тема урока?
Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки.
-Мы уже сказали, что звуков они не обозначают. Но для чего же
тогда они нужны?
Вот сегодня мы это и исследуем.
4. Работа над новым материалом.
- Вспомните, что Вы знаете про мягкий знак.
Буква Ь обозначает мягкость согласного звука (мать, жизнь, любовь). Чтение с доски хором этих слов.
• ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ.
-Ребята, посмотрите на доску. Кого вы видите?
• Пьеро (-Из какого произведения этот герой?)
• Перо (-Что такое перо?)
• -Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?
-Напечатайте эти слова в тетрадях.
-На какой вопрос отвечают эти слова?
-Пьеро - кто? (одушевленный предмет, собственное имя)
-Перо — что? (неодушевленный предмет)
При произношении слова Пьеро, что мы слышим?
( Слово как будто разрывается).
СЕЛ – СЪЕЛ
В слове съел тоже слышим разрыв.
Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.
-Для чего нужны нам ъ и ь? ( ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)
Не всегда, ребята, твёрдый знак делает согласный твёрдым, например, в слове съел звук с’мягкий.
- Посмотрите на наш девиз и назовите слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь знаки.(6 слайд)
ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ.
- А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими звуками. (Согласными и гласными)
З – согл., н – согл., б – согл.
Я – гл., е – гл., е – гл.
- Какие можно сделать выводы?
5. Вывод (7 слайд) Разделительный мягкий знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Вывод (8 слайд) Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
- Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему?
Они образуют двойной звук.
- В каких позициях они образуют двойной звук?
1. В начале слова.
2. После гласной.
Это мы знали.
А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков.
Схемы звукобуквенного анализа слов.
ПЬЕРО СЕЛ
ПЕРО СЪЕЛ
6. Физкультминутка.
7. Различие и сходство в написании ъ и ь.
- Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Графически похожи эти буквы? Да.
(9 слайд)( дети выходят к доске).
Б Ь Б Ъ
- А в чем различие?
-У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.
8. Работа по учебнику.
-Давайте, исследуем .
-Прочитали столбики слов.
-Подчеркнули разделительные ъ, ь.
_Разделили слова на слоги, определили число(ед., мн.)
Чтение наизусть стихотворения « Ключ»
-О чём говорится в стихотворении?
-Какие бывают ключи?
(Показ картинок.) Многозначное слово. Омонимы.
Сценка. В. Орлов «Что написано в тетрадке?»
-О чём говорится в сценке?
-Красиво ли хвастаться?
-Что вы для себя взяли?
9. Физкультминутка.
Внимание на экран.
10 слайд . Внимание на экран. Встали мальчики.
Прочитали слова с разделительным ъ.
11 слайд. Встали девочки. Прочитали слова с разделительным ь.
12 слайд. Встали мальчики и сделали вывод, где стоит разделительный ъ. (ъ «бежит» в круг)
Встали девочки и сделали вывод, где стоит ь.
(ь «бежит» в круг)
Чтение учителем рассказа « Правда всего дороже»
-Понравился ли вам рассказ?
Чтение учащимися рассказа.
-О ком говорится в этом произведении?
-Рассмотрите рисунок на доске.
-Какой момент рассказа показан на рисунке?
-Почему мальчик затрясся от страха?
-Как поступил отец?
-Как поступили бы вы на месте мальчика?
-Почему рассказ называется «Правда всего дороже?»
-Какие выводы вы для себя сделали?
-Что вы для себя взяли поучительного из рассказа?
- Подходит к концу наш урок.
- Какая была тема нашего урока?
Тема урока: Разделительные твердый и мягкий знаки.
-Мы с вами провели исследовательскую работу и сделали выводы.
-Какие?
10. Итог урока.
- Вы очень хорошо работали на уроке. Доказали, что наши сердца умеют дружить, любить, давать и получать знания.
Так давайте же подарим частицу нашего сердца – наполненного любовью и добротой нашим гостям.
Рефлексия.
(13 слайд)
Используемая литература:
1. В.Волина .Занимательное азбуковедение. Москва «Просвещение», 1991г.
2. Л.Г.Моршнева. Занимательные упражнения по русскому языку. Саратов ОАО Издательство «Лицей», 2004г.
3. Нечаева Н.В. , Белорусец К.С. Азбука. – Самара: Корпорация «Федоров», 2004г.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.