Урок объяснения нового материала в 10 классе по теме «Неофициальные и официальные тосты»
Оценка 4.9

Урок объяснения нового материала в 10 классе по теме «Неофициальные и официальные тосты»

Оценка 4.9
doc
14.06.2020
Урок объяснения нового материала в 10 классе по теме «Неофициальные и официальные тосты»
урок риторики.doc

Урок риторики  (урок объяснения нового материала в 10 классе по теме «Неофициальные и официальные тосты»)

 

Методическая база:

1.     Программа: Т. А. Ладыженской (10 класс), учебник: Риторика, 10 класс, Уч. пособие для общеобразовательной школы/под ред. Т. А. Ладыженской.- М.: Издательский дом «С - инфо», Издательство «Баласс», 2002. – 272 с.

2.     Цели урока:

     А) образовательные: вспомнить о тосте как речевом жанре; узнать, чем отличается официальные и неофициальные тосты; рассмотреть ситуации, когда уместны официальные и неофициальные тосты;

Б) развивающие: научиться отличать официальный и неофициальный тосты; научиться анализировать тост, выявлять его особенности на структурном, содержательном и языковом уровнях; научиться создавать тосты разным  адресатам; развивать мыслительные операции, связную речь, память, воображение, творческие способности;

В) воспитательные: продолжить формирование чувства ответственности за свое речевое поведение.

3.  Методы и приемы работы: традиционные (репродуктивный: слово учителя, анализ текста – образца и продуктивный: беседа, сопоставление текстов) и собственно риторические (метод развития коммуникативных способностей: риторический анализ  текстов, прием мыслительной и речевой разминки; метод работой над техникой речи: воспроизведение заданного тона произношения текста; метод формирования навыков публичного выступления: корректировка «языка внешнего вида», выбор способа подготовки к публичному выступлению).

 

Ход урока:

1.     Вступительное слово учителя:

 

Сегодня мы продолжаем освоение огромного количества существующих речевых жанров. В 8 классе вы познакомились с тостами, которые произносятся в неофициальной, непринужденной обстановке. А в каких ситуациях звучат официальные тосты? Встречи на высшем уровне, деловой банкет партнеров по бизнесу, юбилей начальника – вот далеко не полный перечень событий, на которых звучат официальные тосты. Официальный тост определяется особенностями официальной обстановки общения, которая регламентирует не только речь за столом, но и невербальные средства, стиль в одежде (деловой костюм, фрак, вечернее платье).

2.     Объяснение нового материала:

 

Чтение текста учебника на стр. 219. Вопросы к классу:

- В каких речевых ситуациях произносятся неофициальные тосты? (неофициальные тосты произносятся в не принужденной, дружеской обстановке)

- А когда и где звучат официальные тосты? (официальные тосты произносятся на деловых встречах, открытиях учреждений и т.п.)

- Чем отличаются официальные тосты от неофициальных? (официальные тосты произносятся сдержанно, предполагают соблюдение определенного речевого регламента, формальностей. Круг тем официального тоста ограничивается поводом торжества.)

     3. Закрепление:

 

1.     Выполнение упражнения 314 (с. 219 - 220)

 Слово учителя:

- Нам нужно сравнить два тоста. Прочитаем их (читают 2 ученика): 1. Однажды, много лет назад  человек построил дом. Был он, конечно, неказист, с виду несимпатичен. Но внутри тепл и практичен. Остальные люди поначалу недоверчиво поглядывали на него из пещер, затем стали строить такие же и с тех пор стараются жить исключительно в домах.

Так выпьем за то. Что у нас есть дом, в котором мы смогли сегодня собраться!

2.Уважаемые коллеги! Мы собрались здесь, чтобы приветствовать торжественное событие сегодняшнего дня. Сегодня празднуется открытие нашей гимназии.

Никто из нас. В обязанности которых входило воспитание молодежи и подготовка ее к жизни, никто из нас, которые посчитали своим долгом направлять молодежь к истине, ко всему прекрасному и благородному, никто из нас, повторяю я, не будет сомневаться в глубоком смысле и большом значении события сегодняшнего дня.

В нашем городе с сегодняшнего дня появилось новое классическом учебное заведение, которое должно приучить молодежь к духовной работе и идеальному мышлению, которое должно вселить любовь к Отечеству, должно посеять в юношеских сердцах любовь к ближнему и человечеству вообще.

Давно ощущалась среди сограждан этого города потребность в классическом заведении, и вот наконец при пожертвовании и горячем участии известных нам лиц удалось сегодня открыть гимназические  двери для молодежи.

И подобно тому как теперь устремилась жажадущая науки молодежь, точно так же, к отраде города, родителей и учителей, чрез 10 лет устремится в жизнь, поднявшись со школьной скамьи, та же молодежь, полная знаний и идей, жаждущая жизни и желающая применить все усвоенное в школе на благо  Родины.

Едва ли уместно более подробно распространяться на эту тему; самое правильное теперь – поднять бокалы и осушить их за процветание нашей гимназии и за счастливое долголетние всех способствовавших ее открытию.

- Скажите, в каких ситуациях могут быть произнесены данные тосты? (первый тост произносится в неофициальной обстановке, за дружеским столом. Второй - в официальной обстановке, на открытии гимназии)

- Чем они отличаются по композиции и содержанию? (первый тост более краток, он представляет собой небольшой рассказ, в конце которого произносится тост. Второй тост – официальный, поэтому соблюдается определенный речевой регламент. Так как он посвящен открытию гимназии, много внимания уделяется проблеме воспитания, столь актуальной сегодня, говорится о том, чем вызвана необходимость открытия этого учебного  заведения)

- Охарактеризуйте язык тостов (Язык первого тоста более эмоционален, в нем много эмоционально-оценочных эпитетов, некоторые из них – разговорного стиля: неказист, тепл, несимпатичен, практичен.  Второй тост официальный, поэтому в нем много общественно-политических и морально-этических слов и фразеологизмов (уважаемые коллеги, торжественное событие, воспитание молодежи и т. п.))

- Какое из застольных высказываний вы прочитаете приподнято-оптимистическим тоном, какое - торжественным? (первое – приподнято-оптимистическим, второе – торжественным тоном)

2. Работа с упражнением 316 и 317 (с. 221).

Чтение текста упражнения 316 (читает 1 ученик): Мы учимся у всех, и в првую очередь у вас. Но мы даем слово не тлько вас догнать в соревновании за развитие современной науки и техники, но и перегнать. И просим извинить нас за то, что через полюс к вам первыми перебрались мы, советские летчики!

(вопросы к учащимся):

- Этот тост произнес Валерий Чкалов в Америке. Подумайте, по поводу каких торжественных событий он мог быть произнесен? (Этот тост мог быть произнесен в Америке , после того, как в 1937 году Валерий Чкалов совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в Америку)

Чтение текста упражнения 317 (читает 1 ученик): Пусть англичанин выпьет за Англию, русский – за Россию, японец – за Японию, а я выпью за Грузию. Пусть индианка ходит в сари. Узбек – в тюбетейке, японец – в кимоно, русская – в сарафане, грузин – чохэ. Земля прекрасна потому, что населена разными народами.

Выпьем за то, чтобы наши народы не были стерты с карты, как некогда этруски и финикийцы…

(вопросы учащимся):

- Этот тост произнес Реваз Мишвеладзе, ученый, писатель, в Японии на банкете, посвященном встрече деятелей культуры разных стран мира. Оцените его художественные способности (Хотя этот тост произнесен в официальной обстановке, язык его прост, эмоционален и приближен к разговорному. В нем много неполных предложений, нет слов общественно-политической лексики. Эмоциональность текста создается использованием фразеологизма (стерты с карты), эпитета (земля прекрасна), повтором слов (выпьет – выпью - выпьем) ).

4. Подведение итогов, домашнее задание:

 

Сегодня на уроке, мы с вами обратились к такому востребованному и актуальному вопросу, как официальные и неофициальные тосты, смогли провести четкие грани между ними, и поэтому домашним заданием будет составить (по выбору) или официальный, или неофициальный тост.

 

 

 

 

 

     

 


Урок риторики (урок объяснения нового материала в 10 классе по теме «Неофициальные и официальные тосты»)

Урок риторики (урок объяснения нового материала в 10 классе по теме «Неофициальные и официальные тосты»)

В каких речевых ситуациях произносятся неофициальные тосты? (неофициальные тосты произносятся в не принужденной, дружеской обстановке) -

В каких речевых ситуациях произносятся неофициальные тосты? (неофициальные тосты произносятся в не принужденной, дружеской обстановке) -

Скажите, в каких ситуациях могут быть произнесены данные тосты? (первый тост произносится в неофициальной обстановке, за дружеским столом

Скажите, в каких ситуациях могут быть произнесены данные тосты? (первый тост произносится в неофициальной обстановке, за дружеским столом

Эмоциональность текста создается использованием фразеологизма (стерты с карты), эпитета (земля прекрасна), повтором слов (выпьет – выпью - выпьем) )

Эмоциональность текста создается использованием фразеологизма (стерты с карты), эпитета (земля прекрасна), повтором слов (выпьет – выпью - выпьем) )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020