Урок ОБЖ. Миротворческая деятельность ВС РФ.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Миротворческая деятельность ВС РФ
Иконка файла материала Урок Миротворческая деятельность.doc

Раздел 3.Основы обороны государства и воинская обязанность

Тема: Миротворческая деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

 

ЦЕЛЬ: Изучить с учащимися назначение и задачи миротворческой деятельности ВС РФ.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ.

ВРЕМЯ: 45 минут.

МЕСТО:  Кабинет ОБЖ.

МЕТОД: Лекция.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: презентация «Миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Международная деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации сегодня неразрывно связана с проведением военной реформы и реформированием Вооруженных Сил.

Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов в РФ отдается предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. В то же время учитывается, что неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют достаточной для обороны военной силы.

В этой связи важнейшей задачей ВС является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной военной угрозы.

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечивать осуществление РФ миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности России определяют также необходимость участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных ситуаций на стадии их зарождения.

Вооруженные Силы рассматриваются как фактор сдерживания, крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Вооруженных Сил по поддержанию мира за пределами страны.

Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995г.).

В мае 1996г. Президентом РФ подписан Указ № 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». В соответствии с данным указом в Вооруженных Силах России был сформирован специальный воинский контингент общей численностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов.

С 1945 г. до начала 2010 г. по официальным данным Департамента миротворческих операций ООН в мире было проведено 64 операции по мандатам ООН. Из них 77000 составляли военные (в том числе военные наблюдатели), 11000 полицейский персонал, 5000 международный гражданский персонал, 15000 местный гражданский персонал и 2000 – добровольцы.

Военная операция – участие Вооружённых Cил Российской Федерации в боевых действиях на стороне правительственных войск и проправительственных военизированных формирований за пределами РФ.

Всего до апреля 2002г. одна тысяча военнослужащих из миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в двух регионах – Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии.

Воинский контингент в зону конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова был введен 23 июня 1992г. на основании Соглашения между Республикой Молдова и Российской Федерацией о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Общая численность миротворческого контингента составляла около 500 человек. 20 марта 1998г. в Одессе прошли переговоры по урегулированию приднестровского конфликта при участии российской, украинской, молдавской и приднестровской делегаций.

Воинский контингент в зону конфликта в Южной Осетии (Грузия) был введен 9 июля 1992г. на основании Дагомысского соглашения между Российской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более 500 человек.

В зону конфликта в Абхазии воинский контингент был введен 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединении сил. Общая численность данного контингента составляла около 1600 человек.

В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооруженных Сил РФ в соответствии с Договором между Российской федерацией и Республикой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более 6 тыс. человек (вклейка, фото 36).

С 11 июня 1999 г. российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьезное вооруженное противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного межнационального конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобританией, Германией, Францией, Италией).

Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.

В период прохождения службы в составе специального воинского контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992г.

Личный состав специального воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ.

Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются на базах ряда соединений Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская область).

Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.

Международная деятельность Вооруженных Сил РФ включает в себя проведение совместных учений, дружественные визиты и другие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимание.

Операция в Сирии стала первой в истории постсоветской России, когда российские военные приняли участие в боевых действиях за пределами бывшего СССР. Как указывает авторитетный американский журнал Military Review «Российские вооруженные силы вступили в конфликт в разгар продолжающейся модернизации и масштабных реформ. Им приходилось вести боевую работу при нехватке опыта экспедиционных операций, в условиях ограниченных возможностей по дальнему снабжению, обеспечению и задействованию местной сирийской инфраструктуры. В начале конфликта было совершенно непонятно, каким образом те силы, которые Россия сможет выставить на отдаленный театр военных действий в Сирии, окажут какое-либо значимое влияние на общее направление развития событий. Кроме этого, российские военачальники были невысокого мнения о боеспособности сирийской армии, а взаимодействие с Ираном и шиитским ополчением Хезболла значительно затрудняло координацию усилий. Более того, российское руководство сделало все, чтобы минимизировать шансы на втягивание страны в долгосрочную кампанию, где местные игроки могли бы спекулировать на интересах своего покровителя, увязшего в конфликте. Для этого в ходе боевых действий поддерживалась возможность оперативного вывода в любой момент всех задействованных сил. Даже после серьезных инвестиций в сирийскую инфраструктуру российский Генеральный Штаб продолжал ограничивать состав введенного войскового контингента исходя из принципа минимальной необходимости. На ранних этапах это стало причиной скепсиса по поводу перспектив российской операции со стороны ряда сторонних наблюдателей. Как правило, в основу их сомнений ложился неудачный опыт западных стран во время экспедиционных войн на Ближнем Востоке».

К началу 2018 года стало понятно, что коалиция сил, ведомая Россией (Сирия, Иран и разнообразные местные ополчения), в общем уже близка к выполнению своих главных военно-стратегических задач. Этот военный успех привёл к достижению политических преимуществ и установлению политического соглашения на российских условиях. В дополнение к этому, Турция и Саудовская Аравия убедились в бесперспективности участия в войне спонсируемых ими группировок, а США были вынуждены забыть о своем намерении сменить власть президента Башара Асада.

Боевые действия российской армии в Сирии были активно использованы как полигон для испытания новых боевых платформ и систем вооружений. Благодаря частым ротациям, сирийская операция оказала огромное влияние на повышение опытности личного состава российских вооруженных сил.

 

Полные данные о силах, привлекаемых для ведения боевых действий в Сирии, руководством ВС РФ не раскрываются.

28 декабря 2017 года президент России Владимир Путин сообщил, что за всё время проведения военной операции в ней приняло участие более 48 тысяч солдат и офицеров. Это представители практически всех воинских профессий: лётчики и моряки, военнослужащие спецподразделений и военной полиции, сапёры, разведчики, связисты, специалисты медицинской службы и тылового обеспечения, офицеры органов управления и военные советники.

Возможно сформулировать следующие перспективные направления реформирования российского миротворчества:

-Формирование механизма консультаций в составе квинтета Россия–США–НАТО–ЕС–ООН при возникновении конфликтных ситуаций и необходимости реагирования в евразийском регионе.

-Создание евразийского Координационного совета региональных международных организаций в составе НАТО, ЕС, ОДКБ, ШОС, ОБСЕ с участием ООН для согласования распределения функций и ответственности между организациями в решении кризисных проблем международной безопасности.

-Инициирование Россией как членом СБ ООН формулирования мандата СБ ООН для ОДКБ на стабилизацию ситуации на афгано-таджикской и афгано-узбекской границе и к северу от нее, при соотнесении параметров этого мандата с уже существующими резолюциями, закрепляющими за НАТО координацию действий международной коалиции к югу от этой границы на афганской территории.

-Гораздо более тесное и масштабное сотрудничество России с евроатлантическим сообществом в проведении на основе общего мандата СБ ООН реконструкции в Афганистане (со своей территории и с территории стран Центральной Азии, без направления российских контингентов в состав коалиции в самом Афганистане).

-Разработка и принятие комплекса соглашений по совместному кризисному реагированию Москва–Брюссель плюс, которые, развивая опыт взаимодействия ЕС с НАТО по соглашениям Берлин-плюс, закрепили бы принципы и механизмы взаимодействия России и НАТО (с элементами взаимодействия ОДКБ–НАТО) в ходе возможных совместных действий в кризисных ситуациях и совместных операциях по поддержанию и установлению мира.

-Взаимная координация программ подготовки, а затем и собственно совместная подготовка военных миротворцев в рамках специальных контингентов России и НАТО, предназначенных для оперативного взаимодействия в ходе совместных операций Россия–НАТО в конфликтных регионах.

-В целях отработки политического взаимодействия и оперативной совместимости российских и западных военных расширение практики направления российских контингентов (смешанных многофункциональных бригад) в состав международных сил по поддержанию или установлению мира по мандатам ООН в разных регионах, включая африканский континент, в перспективе Ближний Восток, иные регионы.

В порядке сопоставления опыта следует отметить, что законодательство США предусматривает три различных вида операций с участием американских сил, осуществляемых по мандатам ООН: действия в составе сил ООН, действия по поддержке сил ООН и действия по выполнению резолюций СБ ООН. Возможно, России также следует предусмотреть разные правовые и организационные формы участия в операциях «в составе сил ООН» и «в составе сил региональных организаций» (имея в виду силы ОДКБ), а также на других основаниях «совместно с силами региональных организаций» (имея в виду НАТО и ЕС) или «по поддержке сил региональных организаций». 

Задание для самостоятельной подготовки:

1. Правовая база проведения миротворческой деятельности ВС РФ.
2. Статус военнослужащего контингента миротворческих сил РФ.

Литература:

1.А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Издательства «Просвещение» 2016 г.