Разнообразие животных.
ЦЕЛИ:
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Актуализация знаний.
-Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадки:
1. Живёт спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет: (Черепаха)
2. Скачет зверушка:
Не рот - а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это? (Лягушка)
3. Красногрудый, чернокрылый.
Любит
зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять. (Снегирь)
4.Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
И поделится медком. (Пчела.)
5. В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется…(медведь.)
6. У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
3.Собщение темы и цели урока.
-Посмотрите внимательно и скажите, кто это? (животные)
-Какие животные изображены животные?(разные)
- К какой природе они относятся? (к живой)
- Сегодня мы отправимся с вами в удивительное Царство – это Царство животных. В волшебном Царстве, Животном государстве животный мир называют ещё фауной. В этом государстве приветствует нас сама Богиня Фауна, она бережно охраняет своё Царство. Фауна в римской мифологии – богиня лесов и полей, покровительница животных.
- Какая наука изучает животных? (Зоология.)
-Животных изучает наука зоология. Её название происходит от двух греческих слов: «ЗООН» - «животное» и «ЛОГОС» - «учение».
И сегодня в царстве животных вы будете в роли зоологов.
III. Исследование в малых группах. Применение кейс – технологии.
- На столах у вас лежат листочки-кейсы, указаны источники информации для каждого класса животных: учебники, текст о данной группе животных, фотографии, загадки и таблица, которую надо заполнить. Создать «паспорт» каждого класса животных. (В каждой группе назначается консультант, который будет направлять деятельность всей команды.)
- Как настоящие учёные, составим план работы.
IV. Обмен информацией.
Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы животных в единую таблицу. Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах.
Ученики представляют вниманию собравшихся информационный продукт – «Паспорт животного».
Паспорт насекомого.
1. |
Представители группы. |
Кузнечик, бабочка, пчела, муравей, стрекоза, божья коровка, светлячок, сверчок, муха… |
2. |
Среда обитания. |
Вода, воздух, земля. |
3. |
Строение тела (отделы ). |
Тело делится на 3 части: голова, грудь, брюшко. |
4. |
Покровы тела. |
Хитиновый покров. |
5. |
Органы движения. |
6 ног, 4 крыла |
6. |
Органы дыхания. |
трахеи |
7. |
Размножение. |
Выводятся из яиц. |
8. |
Температура тела. |
Непостоянная, зависит от температуры окружающей среды. Относятся к холоднокровным животным. |
- Почему данная группа получила название «насекомые»?
(Имеют насечки на брюшке.)
- Какой признак является характерным для всех насекомых?
(Шесть ног.)
Паспорт рыбы.
1. |
Представители группы. |
Акула, карась, окунь, щука, карп, морской конёк, осётр, горбуша, сельдь… |
2. |
Среда обитания. |
Вода |
3. |
Строение тела (отделы ). |
Голова, туловище, хвост. |
4. |
Покровы тела. |
Тело покрыто чешуёй. |
5. |
Органы движения. |
Плавники. |
6. |
Органы дыхания. |
Жабры |
7. |
Размножение. |
Выводятся из икры. |
8. |
Температура тела. |
Непостоянная. Подвижность рыб зависит от температуры воды. Холоднокровные. |
- Какой признак является характерным для рыб?
(Тело покрыто чешуёй.)
Паспорт земноводного (амфибии).
1. |
Представители группы. |
Жаба, лягушка, тритон, саламандра, квакша… |
2. |
Среда обитания. |
Часть жизни живут на суше, часть – в воде. |
3. |
Строение тела (отделы ). |
Голова, туловище, 4 ноги. У некоторых есть хвост. |
4. |
Покровы тела. |
Тело покрыто голой влажной кожей. |
5. |
Органы движения. |
4 ноги |
6. |
Органы дыхания. |
Жабры, лёгкие и кожа. |
7. |
Размножение. |
Выводятся из икры. |
8. |
Температура тела. |
Непостоянная, зависит от температуры окружающей среды. Относятся к холоднокровным животным. |
- Почему данная группа получила название «земноводные»?
(Часть жизни живут на суше, часть – в воде.)
- Какой признак является характерным для всех земноводных?
(Голая влажная кожа.)
Паспорт пресмыкающегося (рептилии).
1. |
Представители группы. |
Крокодил, черепаха, змея, ящерица, удав, хамелеон… |
2. |
Среда обитания. |
Преимущественно на суше. |
3. |
Строение тела (отделы ). |
Голова, шея, туловище, хвост. |
4. |
Покровы тела. |
Кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками или панцирем. |
5. |
Органы движения. |
4 ноги или совсем отсутствуют. |
6. |
Органы дыхания. |
Лёгкие . |
7. |
Размножение. |
Выводятся из яиц. |
8. |
Температура тела. |
Непостоянная, зависит от температуры окружающей среды. Относятся к холоднокровным животным. |
-Почему данная группа получила название «пресмыкающиеся»?
(Эти животные ползают, пресмыкаются.)
- Какой признак является характерным для всех пресмыкающихся?
(Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.)
Паспорт птицы.
1. |
Представители группы. |
Аист, сова, пеликан, колибри, страус, павлин, пингвин, дятел, ласточка, цапля… |
2. |
Среда обитания. |
На суше, в воздухе. |
3. |
Строение тела (отделы ). |
Голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги |
4. |
Покровы тела. |
Тело покрыто перьями. |
5. |
Органы движения. |
2 ноги, 2 крыла. |
6. |
Органы дыхания. |
Лёгкие. |
7. |
Размножение. |
На свет появляются из яиц. |
8. |
Температура тела. |
Постоянная, примерно +42. Она не зависит от температуры окружающей среды. Теплокровные. |
- Какой признак является характерным для всех птиц?
(Тело покрыто перьями.)
Паспорт млекопитающего, или зверя.
1. |
Представители группы. |
Зебра, дельфин, белка, крот, кенгуру, летучая мышь, слон, тигр, морж, лев, олень, жираф, кит… |
2. |
Среда обитания. |
На суше, в воде, в земле. |
3. |
Строение тела (отделы ). |
Голова, шея, туловище, хвост, 4 ноги. |
4. |
Покровы тела. |
Тело покрыто шерстью. |
5. |
Органы движения. |
4 ноги |
6. |
Органы дыхания. |
Дышат лёгкими. |
7. |
Размножение. |
Рождают живых детёнышей. Детёнышей кормят молоком. |
8. |
Температура тела. |
Постоянная, примерно +37. Теплокровные животные. |
- Почему данная группа получила такое название «млекопитающие»?
(«Млеко»- «молоко». Детёнышей кормят молоком.)
- Какой признак является главным, отличительным для данной группы?
(Детёнышей кормят молоком.)
-Рождение живых детёнышей нельзя считать признаком, характерным для всех зверей. По этому признаку биологи делят зверей на 3 группы:
Ø яйцекладущие;
Ø сумчатые;
Ø плацентарные.
Первые, как вы догадались, откладывают яйца (утконос, ехидна).
Вторые донашивают детёнышей в сумке на животе (кенгуру, коала).
У плацентарных детёныши развиваются в теле матери (лиса, кит).
- Тело покрыто шерстью – тоже нельзя считать признаком, характерным для всех зверей. У дельфина и кита нет шерсти. Как и дельфины, огромные морские животные киты дышат лёгкими и рождают живых детёнышей, которых кормят своим молоком.
Утконос и ехидна – два необычных млекопитающих, которые откладывают яйца в мягкой скорлупе.
Холоднокровные и теплокровные животные.
Для сохранения жизни крайне важно поддерживать определённую температуру тела. Животные решают эту проблему двумя способами. Одни, как, например, рептилии, используют солнечную энергию. Они греются на солнце и охлаждаются в тени. Эти животные называются холоднокровными. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. К холоднокровным животным относятся насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
В отличие от них, птицы и млекопитающие получают энергию из пищи. Благодаря коже, волосам, меху или оперению они сохраняют энергию, полученную в процессе обмена веществ, и поддерживают постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды. Они относятся к теплокровным животным.
- К какой группе принадлежишь ты?
- А динозавры?
Общая сводная таблица
Группы животных |
Отличительные признаки группы |
Насекомые |
6 ног, насечки на брюшке. |
Рыбы |
Тело покрыто чешуёй. Передвигаются при помощи плавников. |
Земноводные |
Голая влажная кожа. |
Пресмыкающиеся |
Сухая кожа с роговыми чешуйками. |
Птицы |
Тело покрыто перьями. |
Млекопитающие, или звери |
Детёнышей кормят молоком. |
- Какая группа животных наиболее богата видами? (Насекомые.)
- Какая группа включает особенно мало видов? (Земноводные.)
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление. Учитель предлагает задания в устной форме. Учитель называет признаки животных, а учащиеся определяют, для какой группы они характерны.
Ø Тело покрыто голой влажной кожей. (Земноводные.)
Ø Передние конечности – крылья. (Птицы.)
Ø Имеют шесть ног. (Насекомые.)
Ø Тело покрыто шерстью. (Млекопитающие.)
Ø Имеют четыре крыла. (Насекомые.)
Ø Выкармливают детёнышей молоком. (Млекопитающие.)
Ø Тело покрыто чешуёй. (Рыбы.)
Ø Тело покрыто роговыми чешуйками. (Пресмыкающиеся.)
Ø Органы передвижения – плавники. (Рыбы.)
Ø Тело покрыто перьями. (Птицы.)
Ø Органы дыхания – жабры. (Рыбы.)
VII. Какие ещё бывают животные? Работа по учебнику (стр. 104-105).
- А к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду, улитку?
(Ответы учеников.)
Учитель. Учёные-зоологи делят царство животных на большее число групп.
- Какие группы животных ещё существуют? Найдите ответ в учебнике (стр.104-105)
Ø Черви
Ø Моллюски
Ø Ракообразные
Ø Паукообразные
Ø Иглокожие
Учитель. Давайте познакомимся с ними поближе.
Материал вариативной части учебника представлен только рисунками. Работа с рисунками определяется содержанием заданий 1-4 (стр.105 учебника). Одновременно обсуждение сопровождается показом слайдов № 24-28.
Ответы на вопросы учебника (стр.105).
№1. Общие признаки всех червей – удлинённое тело, стенки которого состоят из кожного покрова и мускулатуры. Передвижение происходит путём сокращений мускулов тела.
№2. Все ракообразные имеют 10 ног: первая пара – клешни, остальные 4 пары – ходильные ноги. Органы дыхания – жабры. Это водные беспозвоночные.
№3. а)У всех паукообразных 8 ног.
Пауки принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых у них 8 ножек и нет крыльев. Тело их состоит из двух частей, зато глаз целых восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков – желёзок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нитки-паутины.
б)От насекомых паукообразные отличаются количеством ног (у насекомых 6 ног).
№4. Моллюски различаются формой, размером, окраской. Общее: у всех есть голова, туловище, нога (у кальмаров и осьминогов видоизменена в щупальца); имеют раковину (у кальмаров и осьминогов остаток раковины внутри тела).
Иглокожие. Как показывает название, кожа иглокожих вооружена разной длины иглами и бугорками. Все иглокожие порой закапываются в ил. Большинство иглокожих питается животной пищей. Иглокожие водятся только в морях и океанах. К ним относятся морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы.
Группы животных |
Отличительные признаки группы |
Черви |
Удлинённое мягкое тело. |
Моллюски |
Мягкое тело обычно защищено раковиной. |
Иглокожие |
Имеются иглы. |
Ракообразные |
10 ног: первая пара – клешни, остальные 4 пары – ходильные. |
Паукообразные |
8 ног. Тело делится на две части: головогрудь и брюшко. |
VIII. Организация информации.
- Как много групп животных мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства? (Беспозвоночные и позвоночные.)
- Как вы думаете, чем отличаются эти группы животных друг от друга?
Позвоночные животные – это животные, имеющие позвоночник.
- Какие группы животных мы отнесём к беспозвоночным?
- Какие – к позвоночным?
Животные
беспозвоночные позвоночные
черви рыбы
моллюски земноводные
иглокожие пресмыкающиеся
ракообразные птицы
паукообразные млекопитающие
насекомые
IX. Связывание информации. Обобщение.
У.- Итак, какие классы животных могут встречаться в Царстве животных?
Д.- Царство животных разнообразно. В него входят звери (или млекопитающие), птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, паукообразные, ракообразные, иглокожие, моллюски, черви.
У.- Каждая группа животных имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать животных.
Д.- (Обращение к сводной таблице.)
Ø Насекомые имеют 6 ног.
Ø У рыб тело покрыто чешуёй.
Ø У земноводных голая влажная кожа.
Ø У пресмыкающихся кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками или панцирем.
Ø Тело птиц покрыто перьями.
Ø Млекопитающие, или звери, кормят детёнышей молоком.
X. Подведение итогов. Рефлексия.Тест.
1. Животных, тело которых покрыто перьями, называют _________________.
Ещё их называют «дети воздуха».
2. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе:
а) земноводных;
б) насекомых;
в) пресмыкающихся.
3. Это водные животные, их тело покрыто чешуёй в виде колечек, есть плавники: ________________________.
4. Лягушки и жабы относятся к особой группе:
а) пресмыкающихся;
б) земноводных;
в) насекомых.
5. У этих животных три пары ног, у большинства развиты крылья:
а) пауки;
б) насекомые;
в) черви.
6. Лось, кабан, лиса, заяц, лиса, мышь, волк – это_______________________.
2 – вариант.
1. Эти животные – очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. Это __________________________________.
2. Мухи, комары, тараканы, блохи – переносчики болезней. Они относятся к группе _____________________________.
3. Лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке, называют:
а) земноводными;
б) насекомыми;
в) пресмыкающимися.
4. Ящериц, змей, черепах относят к группе:
а) земноводных;
б) насекомых;
в) пресмыкающихся.
5. Эти животные живут в морях, реках и океанах, имеют удлинённое и обтекаемое тело, покрытое скользкой чешуёй. Назовите, к какой группе животных их относят:
а) пресмыкающихся;
б) рыб;
в) земноводных.
6. Беркут, сапсан, фламинго, дрофа, аист, воробей, голубь – это________________.
XI. Домашнее задание.
Стр.101-105
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.