Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных",3 класс
Оценка 4.7

Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных",3 класс

Оценка 4.7
Документация
docx
окружающий мир
3 кл—4 кл
13.01.2022
Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных",3 класс
Урок изучение нового материала. На уроке расшириться знания детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракообразными, паукообразными и моллюсками;будут учиться сравнивать и выявлять существенные признаки.
Разнообразие животных.docx

Разнообразие животных.

ЦЕЛИ:

  • познакомить учащихся с классификацией животных;
  • выявить отличительные групповые признаки;

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

  • Углубление знаний о животном мире, их существенных отличительных признаках;
  • Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
  • Развивать умение детей работать с текстом;
  • Расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности;
  • Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
  • развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
  • Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
  • Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
  • Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Актуализация знаний.

-Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадки:

 

1. Живёт спокойно, не спешит.

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет: (Черепаха)

 

2. Скачет зверушка:

Не рот - а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это? (Лягушка)

 

3. Красногрудый, чернокрылый.

Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять. (Снегирь)

 

4.Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

И поделится медком. (Пчела.)

5. В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется…(медведь.)

6. У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)

3.Собщение темы и цели урока.

-Посмотрите внимательно и скажите, кто это? (животные)

-Какие животные изображены животные?(разные)

- К какой природе они относятся? (к живой)

- Сегодня мы отправимся с вами в удивительное Царство – это Царство животных. В волшебном Царстве, Животном государстве животный мир называют ещё фауной. В этом государстве приветствует нас сама Богиня Фауна, она бережно охраняет своё Царство. Фауна в римской мифологии – богиня лесов и полей, покровительница животных.

- Какая наука изучает животных?  (Зоология.)

-Животных изучает наука зоология. Её название происходит от двух греческих слов: «ЗООН» - «животное» и «ЛОГОС» - «учение».

И сегодня в царстве животных вы будете в роли зоологов.

III. Исследование в малых группах. Применение кейс – технологии.

-  На столах у вас лежат листочки-кейсы, указаны источники информации для каждого класса животных: учебники, текст о данной группе животных, фотографии, загадки и таблица, которую надо заполнить. Создать «паспорт» каждого класса животных. (В каждой группе назначается консультант, который будет направлять деятельность всей команды.)

- Как настоящие учёные, составим план работы.

IV. Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы животных в единую таблицу. Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах.

Ученики представляют вниманию собравшихся информационный продукт – «Паспорт животного».

              Паспорт насекомого.

 

1.

Представители группы.

Кузнечик, бабочка, пчела, муравей, стрекоза, божья коровка, светлячок, сверчок, муха…

2.

Среда обитания.

Вода, воздух, земля.

3.

Строение тела (отделы ).

Тело делится на 3 части: голова, грудь, брюшко.

4.

Покровы тела.

Хитиновый покров.

5.

Органы движения.

6 ног, 4 крыла

6.

Органы дыхания.

трахеи

7.

Размножение.

Выводятся из яиц.

8.

Температура тела.

Непостоянная, зависит от температуры окружающей среды. Относятся к холоднокровным животным.

 

- Почему данная группа получила название «насекомые»?

(Имеют насечки на брюшке.)

 

- Какой признак является характерным для всех насекомых?

(Шесть ног.)

Паспорт рыбы.

 

1.

Представители группы.

Акула, карась, окунь, щука, карп, морской конёк, осётр, горбуша, сельдь…

2.

Среда обитания.

Вода

3.

Строение тела (отделы ).

Голова, туловище, хвост.

4.

Покровы тела.

Тело покрыто чешуёй.

5.

Органы движения.

Плавники.

6.

Органы дыхания.

Жабры

7.

Размножение.

Выводятся из икры.

8.

Температура тела.

Непостоянная. Подвижность рыб зависит от температуры воды. Холоднокровные.

 

- Какой признак является характерным для рыб?

(Тело покрыто чешуёй.)

Паспорт земноводного (амфибии).

 

1.

Представители группы.

Жаба, лягушка, тритон, саламандра, квакша…

2.

Среда обитания.

Часть жизни живут на суше, часть – в воде.

3.

Строение тела (отделы ).

Голова, туловище, 4 ноги. У некоторых есть хвост.

4.

Покровы тела.

Тело покрыто голой влажной кожей.

5.

Органы движения.

4 ноги

6.

Органы дыхания.

Жабры, лёгкие и кожа.

7.

Размножение.

Выводятся из икры.

8.

Температура тела.

Непостоянная, зависит от температуры окружающей среды. Относятся к холоднокровным животным.

- Почему данная группа получила название «земноводные»?

(Часть жизни живут на суше, часть – в воде.)

 

- Какой признак является характерным для всех земноводных?

(Голая влажная кожа.)

 

 

Паспорт пресмыкающегося (рептилии).

1.

Представители группы.

Крокодил, черепаха, змея, ящерица, удав, хамелеон…

2.

Среда обитания.

Преимущественно на суше.

3.

Строение тела (отделы ).

Голова, шея, туловище, хвост.

4.

Покровы тела.

Кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками или панцирем.

5.

Органы движения.

4 ноги или совсем отсутствуют.

6.

Органы дыхания.

Лёгкие .

7.

Размножение.

Выводятся из яиц.

8.

Температура тела.

Непостоянная, зависит от температуры окружающей среды. Относятся к холоднокровным животным.

 

-Почему данная группа получила название «пресмыкающиеся»?

(Эти животные ползают, пресмыкаются.)

- Какой признак является характерным для всех пресмыкающихся?

(Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.)

 

Паспорт птицы.

 

1.

Представители группы.

Аист, сова, пеликан, колибри, страус, павлин, пингвин,

дятел, ласточка, цапля…

2.

Среда обитания.

На суше, в воздухе.

3.

Строение тела (отделы ).

Голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги

4.

Покровы тела.

Тело покрыто перьями.

5.

Органы движения.

2 ноги, 2 крыла.

6.

Органы дыхания.

Лёгкие.

7.

Размножение.

На свет появляются из яиц.

8.

Температура тела.

Постоянная, примерно +42. Она не зависит от температуры окружающей среды. Теплокровные.

- Какой признак является характерным для всех птиц?

(Тело покрыто перьями.)

 

Паспорт млекопитающего, или зверя.

 

1.

Представители группы.

Зебра, дельфин, белка, крот, кенгуру, летучая мышь,

слон, тигр, морж, лев, олень, жираф, кит…

2.

Среда обитания.

На суше, в воде, в земле.

3.

Строение тела (отделы ).

Голова, шея, туловище, хвост, 4 ноги.

4.

Покровы тела.

Тело покрыто шерстью.

5.

Органы движения.

4 ноги

6.

Органы дыхания.

Дышат лёгкими.

7.

Размножение.

Рождают живых детёнышей. Детёнышей кормят молоком.

8.

Температура тела.

Постоянная, примерно +37. Теплокровные животные.

 

- Почему данная группа получила такое название «млекопитающие»?

                           («Млеко»- «молоко». Детёнышей кормят молоком.)

 

- Какой признак является главным, отличительным для данной группы?

(Детёнышей кормят молоком.)

 

-Рождение живых детёнышей нельзя считать признаком, характерным для всех зверей. По этому признаку биологи делят зверей на 3 группы:

Ø яйцекладущие;

Ø сумчатые;

Ø плацентарные.

Первые, как вы догадались, откладывают яйца (утконос, ехидна).

Вторые донашивают детёнышей в сумке на животе (кенгуру, коала).

У плацентарных детёныши развиваются в теле матери (лиса, кит).

- Тело покрыто шерстью – тоже нельзя считать признаком, характерным для всех зверей. У дельфина и кита нет шерсти. Как и дельфины, огромные морские животные киты дышат лёгкими и рождают живых детёнышей, которых кормят своим молоком.

 

Утконос и ехидна – два необычных млекопитающих, которые откладывают яйца в мягкой скорлупе.

                    Холоднокровные и теплокровные животные.

          Для сохранения жизни крайне важно поддерживать определённую температуру тела. Животные решают эту проблему двумя способами. Одни, как, например, рептилии, используют солнечную энергию. Они греются на солнце и охлаждаются в тени. Эти животные называются холоднокровными. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. К холоднокровным животным относятся насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

          В отличие от них, птицы и млекопитающие получают энергию из пищи. Благодаря коже, волосам, меху или оперению они сохраняют энергию, полученную в процессе обмена веществ, и поддерживают постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды. Они относятся к теплокровным животным.

 

- К какой группе принадлежишь ты?

- А динозавры?

Общая сводная таблица

Группы животных

Отличительные признаки группы

Насекомые

6 ног, насечки на брюшке.

Рыбы

Тело покрыто чешуёй. Передвигаются при помощи плавников.

Земноводные

Голая влажная кожа.

Пресмыкающиеся

Сухая кожа с роговыми чешуйками.

Птицы

Тело покрыто перьями.

Млекопитающие, или звери

Детёнышей кормят молоком.

 

- Какая группа животных наиболее богата видами?  (Насекомые.)

 

 

- Какая группа включает особенно мало видов? (Земноводные.)

 

V. Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление. Учитель предлагает задания в устной форме. Учитель называет признаки животных, а учащиеся определяют, для какой группы они характерны.

 

Ø Тело покрыто голой влажной кожей. (Земноводные.)

Ø Передние конечности – крылья. (Птицы.)

Ø Имеют шесть ног. (Насекомые.)

Ø Тело покрыто шерстью. (Млекопитающие.)

Ø Имеют четыре крыла. (Насекомые.)

Ø Выкармливают детёнышей молоком. (Млекопитающие.)

Ø Тело покрыто чешуёй. (Рыбы.)

Ø Тело покрыто роговыми чешуйками. (Пресмыкающиеся.)

Ø Органы передвижения – плавники. (Рыбы.)

Ø Тело покрыто перьями. (Птицы.)

Ø Органы дыхания – жабры. (Рыбы.)

 

VII. Какие ещё бывают животные? Работа по учебнику (стр. 104-105).

- А к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду, улитку?

(Ответы учеников.)

 

Учитель. Учёные-зоологи делят царство животных на большее число групп.

 

- Какие группы животных ещё существуют? Найдите ответ в учебнике (стр.104-105)

Ø Черви

Ø Моллюски

Ø Ракообразные

Ø Паукообразные

Ø Иглокожие

Учитель. Давайте познакомимся с ними поближе.

Материал вариативной части учебника представлен только рисунками. Работа с рисунками определяется содержанием заданий 1-4 (стр.105 учебника). Одновременно обсуждение сопровождается показом слайдов № 24-28.

 

Ответы на вопросы учебника (стр.105).

№1. Общие признаки всех червей – удлинённое тело, стенки которого состоят из кожного покрова и мускулатуры. Передвижение происходит путём сокращений мускулов тела.

№2.  Все ракообразные имеют 10 ног: первая пара – клешни, остальные 4 пары – ходильные ноги. Органы дыхания – жабры. Это водные беспозвоночные.

№3. а)У всех паукообразных 8 ног.

           Пауки принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых у них 8 ножек и нет крыльев. Тело их состоит из двух частей, зато глаз целых восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков – желёзок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нитки-паутины.

        б)От насекомых паукообразные отличаются количеством ног (у насекомых 6 ног).

№4. Моллюски различаются формой, размером, окраской. Общее: у всех есть голова, туловище, нога (у кальмаров и осьминогов видоизменена в щупальца); имеют раковину (у кальмаров и осьминогов остаток раковины внутри тела).

 

Иглокожие. Как показывает название, кожа иглокожих вооружена разной длины иглами и бугорками. Все иглокожие порой закапываются в ил. Большинство иглокожих питается животной пищей. Иглокожие водятся только в морях и океанах. К ним относятся морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы.

 

 

Группы животных

Отличительные признаки группы

Черви

Удлинённое мягкое тело.

Моллюски

Мягкое тело обычно защищено раковиной.

Иглокожие

Имеются иглы.

Ракообразные

10 ног: первая пара – клешни, остальные 4 пары – ходильные.

Паукообразные

8 ног. Тело делится на две части: головогрудь и брюшко.

 

VIII. Организация информации.

- Как много групп животных мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?    (Беспозвоночные и позвоночные.)

 

- Как вы думаете, чем отличаются эти группы животных друг от друга?

 

Позвоночные животные – это животные, имеющие позвоночник.

- Какие группы животных мы отнесём к беспозвоночным?

- Какие – к позвоночным?

                                         

 

 Животные

 

беспозвоночные                   позвоночные

черви                                               рыбы

моллюски                                        земноводные

иглокожие                                       пресмыкающиеся

ракообразные                                  птицы

паукообразные                                млекопитающие

насекомые

 

IX. Связывание информации. Обобщение.

У.- Итак, какие классы животных могут встречаться в Царстве животных?

Д.- Царство животных разнообразно. В него входят звери (или млекопитающие), птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, паукообразные, ракообразные, иглокожие, моллюски, черви.

 

У.- Каждая группа животных имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать животных.

Д.- (Обращение к сводной таблице.)

Ø Насекомые имеют 6 ног.

Ø У рыб тело покрыто чешуёй.

Ø У земноводных голая влажная кожа.

Ø У пресмыкающихся кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками или панцирем.

Ø Тело птиц покрыто перьями.

Ø Млекопитающие, или звери, кормят детёнышей молоком.

 

X. Подведение итогов. Рефлексия.Тест.

 1.     Животных, тело которых покрыто перьями, называют _________________.

Ещё их называют «дети воздуха».

2. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе:

а) земноводных;

б) насекомых;

в) пресмыкающихся.

3. Это водные животные, их тело покрыто чешуёй в виде колечек, есть плавники: ________________________.

4. Лягушки и жабы относятся к особой группе:

а) пресмыкающихся;

б) земноводных;

в) насекомых.

5. У этих животных три пары ног, у большинства развиты крылья:

а) пауки;

б) насекомые;

в) черви.

6. Лось, кабан, лиса, заяц, лиса, мышь, волк – это_______________________.

 2 – вариант.

1. Эти животные – очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. Это __________________________________.

2. Мухи, комары, тараканы, блохи – переносчики болезней. Они относятся к группе _____________________________.

3. Лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке, называют:

а) земноводными;

б) насекомыми;

в) пресмыкающимися.

4. Ящериц, змей, черепах относят к группе:

а) земноводных;

б) насекомых;

в) пресмыкающихся.

5. Эти животные живут в морях, реках и океанах, имеют удлинённое и обтекаемое тело, покрытое скользкой чешуёй. Назовите, к какой группе животных их относят:

а) пресмыкающихся;

б) рыб;

в) земноводных.

6. Беркут, сапсан, фламинго, дрофа, аист, воробей, голубь – это________________.

XI. Домашнее задание.

 Стр.101-105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Разнообразие животных. ЦЕЛИ: познакомить учащихся с классификацией животных; выявить отличительные групповые признаки;

Разнообразие животных. ЦЕЛИ: познакомить учащихся с классификацией животных; выявить отличительные групповые признаки;

Кто это? (Лягушка) 3. Красногрудый, чернокрылый

Кто это? (Лягушка) 3. Красногрудый, чернокрылый

Органы движения. 6 ног, 4 крыла 6

Органы движения. 6 ног, 4 крыла 6

Паспорт пресмыкающегося (рептилии)

Паспорт пресмыкающегося (рептилии)

Температура тела. Постоянная, примерно +37

Температура тела. Постоянная, примерно +37

Какая группа включает особенно мало видов? (Земноводные

Какая группа включает особенно мало видов? (Земноводные

Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нитки-паутины

Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нитки-паутины

У.- Итак, какие классы животных могут встречаться в

У.- Итак, какие классы животных могут встречаться в

Эти животные – очень разные существа

Эти животные – очень разные существа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022