1. Новошешминский муниципальный район, село Слобода Черемуховая
2. Курбатова Галина Александровна
3. Методические материалы для обучающихся на начальной ступени
образования.
4. Разработка урока окружающего мира в 1 классе «Где зимуют птицы?»
Аннотация.
5. Цель работы: осуществлять деятельностный метод обучения с применением ИКТ.
6. Использование ИКТ, деятельностного метода обучения.
7. Дети учатся определять тему и ставить цели к изучению нового материала, научатся различать перелетных и зимующих птиц, узнают места зимовки перелетных птиц.
8. Апробация урока прошла на уровне школы.
9. Урок составлен на основании рабочей программы по окружающему миру в 1 классе.
10. К уроку приложены карточки для парной и индивидуальной работы, дипломы и смайлики к этапу рефлексии и итога урока.
Конспект урока окружающего мира в 1 классе.
Тема урока: «Где зимуют птицы?».
Цели урока:
1. расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; сформировать представления о научном поиске, методах работы орнитологов;
2. развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мышления, творческих способностей;
3. воспитание бережного отношения к птицам.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы.
Оборудование: карточки для игры, карточки с заданиями для конкурсов, учебник- часть 2, рабочая тетрадь №2, электронная презентация «Где зимуют птицы?», фишки(синие и красные) на каждого ученика, смайлики, дипломы «Знаток птиц».
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте дети!
-Долгожданный дан звонок,
-Начинается урок.
Давайте вспомним правила поведения на уроке.
- Учитель спросит, надо встать.
Когда он сесть позволит - сядь!
- Ответить хочешь - не кричи,
А тихо руку подними!
- На уроке не болтай,
Как заморский попугай!
II. Актуализация знаний.
- В каких районах земного шара мы побывали с вами на прошлом уроке?
- Какие погодные условия на северном и южном полюсах?
- Какие - в тропических странах?
- С какими животными познакомились?
Давайте поиграем в игру «Где живут эти животные?»
- Распределите животных на две группы.
- А теперь скажите, может ли белый медведь охотиться на пингвина?
III. Мотивация учебной деятельности.
- Из каждой группы назовите птиц. (Альбатрос, пингвин, страус)
- Как мы отличаем птиц от других животных? ( Тело птиц покрыто перьями)
IV. Изучение нового материала.
Работа с презентацией.
Слайд №1.
- Отгадайте загадку.
Рассказ учителя о птицах.
Птиц на Земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах. А другие – только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах. А другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают разные…
- А каких птиц вы встречали в нашей местности?
А вот Муравьишка уверяет, что видел в Африке обыкновенную деревенскую ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома.
- Как же так? Что делала ласточка в Африке? (Птицы улетают на юг зимовать.) слайд №3, 4.
- Кто догадался что мы узнаем сегодня на уроке? (Где зимуют птицы?) слайд № 5.
- Я сегодня, когда шла в школу, увидела одну забавную птичку. Отгадайте её по описанию.
-Это красивая птичка, размером с воробья. У нее белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. (Синица)
- Почему она не улетела на юг? (осталась зимовать)
- Каких еще птиц вы знаете, которые зимуют у нас? Слайд № 6- 15.
- Кто знает, как называются птицы, которые улетают зимовать на юг? Слайд №16-24.
Работа по учебнику с. 16.
- Отметьте синими фишками зимующих птиц, а красными перелетных. Проверьте себя по странице 84-85 учебника.
1.Физкультминутка.
Руки подняли и покачали- В стороны руки, плавно помашем-
Это деревья в лесу. Это к нам птицы летят.
Руки согнули, кисти встряхнули- Как они сядут, тоже покажем-
Ветер сбивает росу. Крылья сложили назад.
2. Электронная физкультминутка для глаз.
- Почему перелетные птицы улетают от нас зимой? Слайд № 25-27.
- Куда же именно улетают птицы? Слайд № 28-30.
Работа в рабочей тетради №2. С. 14-15, задание 2.
Проверка по слайдам 29,30.
- А как ученые узнали, где зимуют птицы? слайды № 31-35
- Как перелетные птицы находят дорогу обратно на родину? (Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле.)
V. Закрепление пройденного.
- Проведем небольшую викторину.
1. Конкур загадок. Слайд № 36-41.
2. Конкурс «Кому зимовать?
Учащиеся получают карточки с названиями птиц.
Гусь Сова
Аист Журавль
Синица Ласточка
Грач Скворец
Жаворонок Сорока
Стриж Лебедь
Дятел Чайка
-Поспорили птицы: кому лететь на юг, а кому дома оставаться? Подчеркните названия птиц, которые не улетают зимовать на юг.
Проверка фронтальная.
3.Конкурс «Третий лишний».
В каждой тройке слов-названий птиц назовите «лишнее» слово.
1 команде 2 команде
галка грач воро-бей |
ласточка зяб-лик дятел |
Воро-на Соро-ка кукушка |
|
сова го-лубь соло-вей |
скво-рец поползень жу-равль |
стриж воро-бей галка |
-Как мы с вами можем помочь зимующим птицам? (делать кормушки и не забывать подкладывать корм)
Закончить урок хочется стихотворением А. Яшина «Покормите птиц зимой!»
Слайд 42. – экологический знак.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима!
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
VI. Итог урока Рефлексия.
Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.
- Итак, где же зимуют птицы?
- За участие в викторине вы все получаете грамоты «Знаток птиц».
- У вас на столе лежат смайлики, при помощи которых вы сможете оценить свою работу на уроке.
1.
Я все понял и смогу объяснить товарищу.
2.
Я все понял, но еще не могу объяснить товарищу.
3.
У меня остались вопросы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.