Открытый урок по теме:
«Моря, озера и реки России» в 4 классе
Дата: 1310.2021 г.
Класс: 4
Предмет: «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
Тема: Моря, озера и реки России.
Цель: Способствовать формированию умения работать по карте.
Задачи:
1. Находить на физической карте географические объекты;
2. Рассказывать о географических объектах по карте;
3. Обозначать (отмечать) географические объекты на контурной карте.
Личностные результаты: готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям; навыки адаптации к миру, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнениям одноклассников, гибкость в суждениях в процессах диалогов со сверстниками и взрослыми; понимание и сопереживание чувствам других людей;
Метапредметные результаты: понимать, принимать и формулировать учебную задачу; сохранять УЗ в течение всего урока; планировать свои высказывания и свои действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение к концу действия и по ходу ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения УЗ; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться и задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; понимать различные позиции других людей, отличных от собственных, признавать свои ошибки, озвучивать их; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты: находить на карте мира РФ, на карте России — Москву, свой регион, его главный город; показывать на карте границы России, местоположение географических объектов.
Оборудование для учителя: политическая карта мира, физическая карта России, карта полушарий, презентация.
Оборудование для ученика: учебник, РТ, 3 цв. карандаша (к,ж,с.).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дети, лучшие на свете! Сегодня к нам на урок пришли гости-учителя. Давайте поприветствуем их.
Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели, сладко-сладко потянулись, и друг другу улыбнулись))) Начинаем наш урок!
2. Актуализация опорных знаний.
Даны слова: Россия. Рельеф (форма земной поверхности). Что вы можете сказать?
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.
Россия – страна огромных равнин и величественных гор. Крупнейшие равнины России – Восточно-Европейская равнина (Русская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Наиболее известные горы нашей страны – Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны.
- Назови и покажи на карте равнины России. (Работа в паре). (Соблюдать правила показа географических объектов: площади обводить по контуру; транспортные пути по линиям движения; реки – по направлению течения; горы – по направлению хребтов; города – по условному знаку)
- Какая из известных тебе равнин России относится к холмистым равнинам, а какая – к плоским?
- Какие горы нашей страны знаешь? Покажи их на карте. (Работа в паре)
- Молодцы! Сделаем вывод!
- Вывод: Россия богата земельными ресурсами (много равнин и гор).
3. Постановка проблемной ситуации.
Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения). Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды.
Мы знаем, что Россия богата земельными ресурсами. (Россия занимает 1 место в мире по территории, 2 место-Канада, 3 м.- КНР, 4 м.- США)
- А как вы думаете, богата ли наша страна водными ресурсами? (да, по карте видно, что много морей, озер, рек).
- Какие моря, озера, реки России вы уже знаете? Возможно, на каких-то из них вам довелось побывать? Расскажите об этом. Молодцы, Хорошо, озера, реки России знаете, можете рассказать про них.
- А вы можете показать на карте эти объекты? Да, покажите.
- Что мы не умеем, ребята?
Задача нашего урока какая:
1. Находить и показывать на карте географические объекты;
2. Рассказывать о географических объектах по карте; (получить информацию по карте)
3. Отмечать географические объекты на контурной карте.
4. Операционно-содержательный этап.
План:
1. Какие моря омывают берега России?
2. Какие озера самые крупные?
3. Какие реки самые крупные?
Откройте в учебнике на с.58-59 физическую карту России.
Работа в паре.
Найдите на карте моря Северного Ледовитого океана (Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, В-Сибирское, Чукотское), Тихого океана. (Моря надо обводить указкой вокруг).
Найдите Балтийское, Черное и Азовское моря.
С помощью карты полушарий убедитесь, что Балтийское, Черное и Азовское моря являются частью Атлантического океана, очень глубоко вдающейся в сушу. ( Море-часть океана, отделенная от него сушей и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями)
Что вы можете рассказать по карте о морях России? (или Работа с учебником) (Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом.)
(Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.)
(Балтийское, Черное и Азовское моря – это моря Атлантического океана, они особенно глубоко вдаются в сушу. Черное море теплое, большая часть его никогда не замерзает. Летом здесь отдыхает очень много людей.)
Правила работы с к/к.
1. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.
2. Названия морей, озер и рек пишите четко, печатным шрифтом.
3. Объекты рельефа наносятся черным цветом, водные объекты – синим.
4. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.
ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 моря России. (12 морей).
Тихий океан |
Северный Ледовитый океан |
Атлантический океан |
Охотское море |
Белое море |
Балтийское море |
Японское море |
Баренцево море |
Чёрное море |
Берингово море |
Карское море |
Азовское море |
|
Море Лаптевых |
|
|
Чукотское море Восточно-Сибирское море |
|
Вывод: Берега России омывают моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Показ на карте 12 морей.
-Найдите на карте Каспийское море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро.
- Что вы можете рассказать о них по карте? (В России множество озер. Самое большое Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем. Это крупнейшее озеро в мире. А самое глубокое озеро в мире Байкал. Его глубина- 1637 м. Крупнейшие озера в Европейской части России – Ладожское и Онежское. Ладожское озеро – самое крупное в Европе. Онежское озеро – второе по величине в Европе.)
ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 озера России.
Сделаем вывод! Крупнейшие озера России - Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Показать на карте.
- Найдите на карте реки Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Расскажите об этих объектах.
(В нашей стране около 120 тысяч рек длиной более 10 км. Самые крупные реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Москва стоит на реке Москва. Еще какие города стоят на реках?)
- Научитесь правильно показывать на карте реки: их всегда показывают от истока к устью.
ПР. Используя карту в учебнике, в РТ подпиши на контурной карте с.30-31 эти объекты.
Сделаем вывод!
Вывод: Крупнейшие озера России - Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Крупнейшие реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Показ на карте.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Задача урока – …. Мы выполнили задачи урока? Да.
Работа в тетради «Проверь себя». Задание на с. 22, 23.
Проверка работ. Оценивание.
6. Оценивание работ. Итог урока.
Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.
На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – воду!
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.