Урок окружающего мира в 4 классе на тему: "День народного единства"
Оценка 4.8

Урок окружающего мира в 4 классе на тему: "День народного единства"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
10 кл—11 кл
08.01.2021
Урок окружающего мира в 4 классе на тему: "День народного единства"
Урок окружающего мира в 4 классе.docx

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока:  День народного единства

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Знакомство с историей возникновения праздника «День народного единства» и событиях, связанных с 1612г.

Задачи:

ü  Обучающие:

- познакомить учащихся с историей праздника;

- подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;

- расширить представления детей о территории России, народах её населяющих.

ü  Развивающие:

- совершенствовать умения и навыки работы с текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала;

- развивать воображение.

ü  Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства;

- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории.

Формировать УУД:

ü  Личностные:

- понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.

- проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность

ü  Коммуникативные:

- слушать  других,  пытаться  принимать  другую  точку  зрения,  быть готовым изменить свою точку зрения;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- читать вслух и про себя тексты  учебников  и при  этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и  искать  ответы; проверять себя); отделять новое  от известного; выделять главное; составлять план;

ü  Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать свои достижения на уроке;

- ориентироваться в учебнике;

- планировать свои действия на уроке.

ü  Познавательные:

- осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию:

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация.);

Оборудование: учебник «Окружающий мир.», 4 класс, 2 часть, презентация, тест.

Ход урока

Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Содержание (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I Организация класса на работу

Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. 

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

- Здравствуйте, ребята.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Приветствуют учителя!

 

 

 

Настраиваются на работу.

 

Регулятивные УУД: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи.

Организовывает проверку домашнего задания

Метод – практический.

Прием – тест.

Давайте вспомним, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке.

Сейчас я вам раздам листочки, вам нужно написать  правильный ответ.

1.     На каком материке расположена Россия?  

А) Евразия           Б) Австралия 

В) Африка            Г) Северная Америка  

2.       Киев – столица, какой страны?

А) Россия              Б) Финляндия

В) Украина            Г) США 

3.       Как называется столица Франции?

А) Токио                 Б) Москва

В) Нью-Йорк          Г) Париж 

4.      На каком языке разговаривают в Великобритании? 

А) Русский                 Б) Английский

В) Французский         Г) Японский

5.     Какой самый знаменитый памятник США? 

А) Статуя Свободы       Б) Эйфелева башня

В) Белый дом                 Г) Бик-Бен  

6.     Минск- столица, какой страны?

А) Россия              Б) Финляндия

В) Украина            Г) Белоруссия 

7.       Как называется столица Китая? 

А) Москва              Б) Пекин

В) Киев                   Г) Нью-Йорк 

Теперь поменяйтесь листочками  с соседом, возьмите ручку другого цвета. За каждый правильный ответ поставьте +, за неверный -. (проверка по эталону)

Поднимите руку те, у кого все правильно.

Молодцы!

Вспоминают тему

 

 

Выполняют задания в карточках

 

Проверяют работу соседа

 Выполнение учебного действия

 

II Актуализация знаний

Мотивировать учащихся на изучение темы.

Чтобы нам узнать тему урока, вам нужно ответить на вопросы. За правильный ответ вы будете получать слово, затем вам необходимо составить из полученных слов тему урока.

- Для начала скажите, какой город является столицей России?

- Верно, город Москва.

- Какой год считается годом рождения Москвы?(1147 год)

Какая река протекает? (Москва- река)

Каким стал Кремль при внуке Ивана Калиты — Дмитрии Донском? (Белокаменный)

Чем знаменита Спасская башня? (На ней находятся Кремлевские куранты — главные часы страны)

Кого считают основателем Москвы? (Князя Юрия Долгорукого)

4 ноября – день народного единства

-Как вы понимаете слово единство (объединение, сплоченность, взаимная связь)

 

 

С помощью ответов на вопросы составляют тему урока.

 

Отвечают на вопросы учителя;

 

Внимательно слушают;

 

Вспоминают пройденный материал;

 

Отвечают на вопросы;

 

Слушают внимательно учителя;

Размышляют;

Высказывают свою точку зрения;

Вспоминают, думают;

 

уметь видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Познавательные УУД:  Способствовать самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной и письменной форме;

 

 

 

 

 

 

III  Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

 

-Тема сегодняшнего урока как вы уже поняли: День народного единства.

 

-Как вы думаете, с какими событиями связан этот праздник? (ответы детей)

 

 

 

Слушают тему урока;

 Отвечают на Вопрос; Размышляют; высказывают свою точку зрения.

Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

 

Познавательные УУД:  Способствовать самостоятельно, выделять и формулировать познавательные цели; строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной и письменной форме;

 

IV Изучение нового материала

 

-Ребята, вспомним те исторические события

 

После правления Ивана Грозного не осталось законных  наследников престола.  И поэтому государством в эти времена пытались править  многие: бояре, князья, самозванцы и т.д.

 

-Это были тяжелые времена для Руси. Не случайно они вошли в историю под названием – «Смутное время».

-Как понимаете, что обозначает слово Смута?

 

-Смута - период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий, интервенцией и другими потрясениями.

 

Москва была захвачена  и разграблена  польскими  войсками, к которым присоединились их сторонники – русские бояре предатели.

Они решили отдать Россию под власть польского короля. Возникла угроза существованию страны.

Действительно, к осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории, включая Москву, была захвачена поляками. На юге страны хозяйничали многочисленные самозванцы. Новгородская земля перешла под власть Швеции. Более или менее нормальным было положение на северо-востоке страны: Нижнем Новгороде, Ярославле, Вологде, там, где правили дворяне и горожане.

 

- Ребята, я предлагаю вам мысленно перенестись на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени. На площади шум, гам. Нижегородцы обсуждают  грамоту (письмо), полученную ими от монахов одного из подмосковных монастырей.

До нас дошли документы того времени в плохом состоянии.

Ваша задача, объединившись в группы, расшифровать отрывок из этой грамоты.

 

Задание для групп:

Отрывок из грамоты:

«Гибнет…. от поляков, а…. есть основание. Не забудьте, что пока крепок….., то и….. крепко; не будет корня, на чем оно будет держаться?» (Слова для справок: Москва, столица, корень, дерево)

2.Представьте, что от вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое вы примите решение? Обоснуйте его.

А) «У москвичей своя земля, а у вас своя! Каждый сам за себя!»

 

Б) «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Все отдадим, чтобы ратным(военным) людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»

 

- Почему выбрали именно этот вариант? Те из вас. Кто выбрал второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные вами слова.

Купеческий староста города Кузьма отдал всё своё имущество на содержание и вооружение ополченцев и призвал князя Дмитрия Пожарского возглавить войско добровольцев.

-Кто такие ополченцы? ( вооружённые силы ряда государств. В народное ополчение могли входить все совершеннолетние граждане государства)

 

- 4 ноября  1612 года ополченцы штурмом взяли Китай-город, а затем изгнали иноземцев и предателей из Москвы. С тех давних пор этот день почитался народом как день избавления Москвы от недругов.

 

- А Минин и Пожарский стали народными героями Руси. В трудные дни они  смогли сплотить русский народ и поднять их на борьбу против захватчиков.

 

-Освобождение Москвы от иноземных захватчиков было  ВСЕНАРОДНЫМ ДЕЛОМ. В ЕДИНОМ порыве объединились все патриоты страны. Поэтому мы отмечаем 4 ноября как ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА,  который чтили наши предки.

 

 

Физминутка

 

Работа с иллюстрацией.

- Откройте в учебнике страницу 95. Посмотрите на левую иллюстрацию.

- Как думаете, в каком городе установлен этот памятник?

- Где установлена копия памятника? - Почему в этом городе?

- Памятник установлен в Москве на Красной площади, возле храма Василия Блаженного установлен памятник Минину и Пожарскому. Это самый первый памятник в России.

- Давайте рассмотрим этот памятник.

- Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Какими они изображены?

- На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

 

Вспоминают пройденный материал;

 

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

Делятся на группы;

 

 

 

Внимательно слушают задание;

 

 

Выполняют задание;

 

Озвучивают, что получилось;

 

Зачитывают полученный результат;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя;

 

Рассуждают;

 

Высказывают свою точку зрения;

 

Отвечают на вопросы.

 

Внимательно слушают;

 

Делают выводы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся на микрогруппы;

 

Внимательно слушают задание;

 

Выполняют задание;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя;

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы;

Рассуждают;

Высказывают своё мнение;

 

Внимательно слушают учителя;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.

 

 

 

 

 

 

уметь оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уметь оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей; уметь, опираясь на опыт предков, определять свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уметь, опираясь на опыт предков, определять свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

 

 

умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей;

 

Регулятивные УУД: Уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи.

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; внимательно слушать друг друга; уметь выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

 

 

 

Познавательные УУД:  Способствовать самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной и письменной форме;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:  Способствовать самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной и письменной форме;

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем.

 

 

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

V Закрепление изученного материала

 

- А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал. На слайдах будут вопросы, я их зачитываю, а вы мне быстро отвечаете.

Вопросы:

- Какая беда обрушилась в те года на Русь?

- Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?

- Кто возглавил русское войско?

- Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

- Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

- Что же такое 4 Ноября для русского народа?

- А теперь, возвращаясь к теме нашего урока,  попытайтесь ответить, почему праздник носит название День народного единства? Что означает название праздника?

- Освобождение Москвы от иноземных захватчиков было всенародным делом. В едином порыве объединились все патриоты страны. Поэтому мы отмечаем 4  ноября как День Народного Единства, который чтили наши предки.

 

Внимательно слушаю задание;

 

 

 

 

 

Выполняют предложенные задания;

 

 

 

Размышляют; обсуждают;

 

Высказывают свою точку зрения;

 

 

Вспоминают; Размышляют; Обсуждают; Анализируют; Высказывают свою точку зрения, доказывают совою точку зрения.

 

 

 

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им ;

Регулятивные УУД: Уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи.

VI Подведение итогов.

 

-Как звали  народных героев, которые спасли Москву от иноземцев? (Минин и Пожарский).

 

-В каком году  была освобождена Москва от иноземцев? (4 ноября 1612 года).

 

-Какой праздник мы празднуем 4 ноября? (День народного единства).

Подводят итоги; Отвечают на вопросы учителя.

Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

 

Личностные УУД: способствовать  самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности. Формировать умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев. 

 

VII Рефлексия

 

-Познавательный был урок?

Я раздам Вам на парты ики, Ваша задача дорисовать веселую или грустную мордочку у смайлика. Это будет соответствовать Вашему настроению на сегодняшнем уроке.

 

Высказывают свои впечатления об уроке;

Слушают оценки.

 

Регулятивные УУД: Адекватно оценивать свои возможности. Оценивать свою работу, обсуждать успешность или неуспешность своих действий

Домашнее задание.

Прочитать текст из 2-й части учебника «День народного единства»

(с. 93-95) ответить на вопрос после текста.

Составить рассказ о Минине и Пожарском.

 

Записывают домашнее задание

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Предмет: Окружающий мир. Тема урока:

Предмет: Окружающий мир. Тема урока:

Оборудование: учебник «Окружающий мир

Оборудование: учебник «Окружающий мир

Как называется столица Франции?

Как называется столица Франции?

Для начала скажите, какой город является столицей

Для начала скажите, какой город является столицей

Слушают тему урока; Отвечают на

Слушают тему урока; Отвечают на

Возникла угроза существованию страны

Возникла угроза существованию страны

Слова для справок: Москва, столица, корень, дерево) 2

Слова для справок: Москва, столица, корень, дерево) 2

Китай-город, а затем изгнали иноземцев и предателей из

Китай-город, а затем изгнали иноземцев и предателей из

Где установлена копия памятника? -

Где установлена копия памятника? -

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою

В каком году была освобождена

В каком году была освобождена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2021