Назарова Лариса Васильевна
Урок окружающего мира в 3 классе Животные. Разнообразие животных. Животные и человек
Аннотация
Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности
учащихся. Данный урок способствует обеспечению:
- элементарные знания о природе и взаимодействии в ней, взаимодействие и взаимовлияние человека и природы;
- понимания ухудшения состояния окружающего мира вследствие нерациональной хозяйственной деятельности и личного участия в экологических проблемах;
- развития ценностного отношения к природе как источника удовлетворения-
эстетических, коммуникативных, познавательных и других потребностей личности;
- формирования здорового способа жизни и навыков экологически целесообразного поведения.
Для лучшего достижения целей и задач используются различные методы и формы обучения: словесный, игровой, наглядный, практический, поисковый. Материал усваивается благодаря загадкам, работе в парах и группах, театрализованной сценке, обмену информацией, наглядному материалу.
Ключевые слова: лес, муравьи дятел, дикие животные, домашние животные, насекомые, белка, крот, растения, лесная школа, кукушка, волк, лиса.
Цель: расширять и уточнять знания обучающихся о животных, их разнообразие и среда обитания; помогать детям находить зависимость жизни животных от тепла, растений, других животных и людей; раскрывать ценность животных в природе; развивать логическое мышление учащихся; воспитывать любовь к природе и уважительное отношение к животным.
Оборудование: сюжетный рисунок дерева, рисунки животных, схемы, карточки с надписями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Нас зовёт звонок в дорогу
Скорей поезд отправляй!
В путешествиях чудесных
Познай родной край.
Открой тайны леса
Для себя, мой друг.
Для тебя искрится
И река, и луг.
- Готовы ли вы к открытию тайн?
II. Актуализация знаний.
(На доске - сюжетный рисунок дерева с таинственными домиками).
Здесь на поляне дуб зеленый,
Дупло какое-то в нем есть.
Под дубом норка и нанос -
Кто - то прячет там свой нос.
Узнать все вместе мы должны,
Кто обитает в дубе том.
Мы загадки отгадаем, -
И расскажем всем о нем.
Отгадывание загадок
- Пушистая, рыжая шуба
От сосны прыгает к дубу.
Хвост у нее, как метла,
А сама ростом мала.
Не зверушка - просто чудо:
Неугомонна и игрива.
Вверх-вниз, на ветку с ветки...
Кто это будет, детки?.. (Белка).
-В земле мои кладовые,
Хорошо рою ходы и норы я.
Я маленький, смешной,
Еще к тому же и слепой. (Крот)
-Верно людям я служу,
Им деревья стерегу.
Длинный, крепкий клюв имею,
Вредителей всех им уничтожаю. (Дятел)
* В большом лесу есть дом.
Очень много комнат в нем.
Здесь живет отара
Добрых санитаров.
Да этот дом не тронь -
Санитарам дай покой. (Муравьи)
К каждой отгадки дети подбирают рисунок животного с доски и прикрепят к соответствующему месту на сюжетном рисунке.
Беседа о муравьях, их роль в жизни леса, бережное отношение людей к ним.
III. Изучение нового материала
1. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Вот и открыли мы с вами первую тайну, узнали об обитателях этого замечательного уголка окружающей среды. Сегодня на нас ждет еще много таких тайн. Одна из них спряталась в отгадках.
Еще раз посмотрите на них (в рисунках) и назовите их. (Белка, крот, муравьи, дятел)
- Как назвать их одним словом? (Животные)
- Правильно, вы открыли вторую тайну, а это является темой нашего урока. Прочитаем ее на доске.
Ученики читают тему урока на доске.
2 Встреча с Незнайкой
Время Незнайку встречать!
Хочет он много знать
О животных и о природе.
Поможем ему на уроке? (Да)
Входит мальчик и спрашивает обучающихся (вопросы подготовлены заранее).
- Помогите мне понять, принадлежат ли животные к природе?
- К какой природе они принадлежат?
- Почему вы так думаете? (Подходит к сюжетному рисунку.)
- Назовите все объекты живой природы, которые есть на рисунке. (Дуб, калина, папоротник)
- Как их назвать одним словом? (Растения)
- Как вы думаете, животные и растения между собой связаны? (Растения дают чистый воздух, без которого не может жить ни одно живое существо; растения являются кормом, жильем для них.)
- Спасибо Вам за интересные рассказы!
3 Работа с учебником (работа в группах)
Учитель. Животные также необходимые для растений. Почему и как они помогают растениям - расскажет вам текст. Поработайте над услышанным текстом в группах, а затем поделитесь результатами своих исследований.
IV. Обмен информацией
1 Игра «В гости к лесной школе». Познавательно-развивающие упражнения.
На опушке среди дня
Собирается животная ребятня.
Учит малышей каждая мать
Ползать, плавать или летать.
На доске прикреплен перечень названий животных: лягушка, ласточка, павлин, слон, утка, уж, дельфин, заяц, щука, волк, лиса, пчела, бабочка, змея.
Вы внимательно читайте,
Быстренько ответ давайте:
-Кто из них летает? (Дети называют.)
-Кто в жизни только прыгает?..
-Кто спокойно прохаживается,
-Потому что для этого лапы имеет?..
-Кто научился только ползать?..
-А кто умеет только плыть?..
2 Работа в парах
Учитель. Посоветуйтесь, какой вывод можно сделать о приспособление животных к жизни.
V. Физкультминутка
Ходит цапля по воде -
Чап! Чап!
Ловит лягушек по одной -
Хап! Хап!
Испуганные лягушки:
- Ква! Ква!
Попрятались под камушки -
Один! Два!
VI. Продолжение работы по теме урока
- Почему цапля ловит лягушек в воде?
- Где могут жить животные? (В лесу, в земле, в воде, в траве, в улье, в хлеву)
Игра " Животные заблудились»
(На партах-карточки с названиями животных. По классу развешаны карточки с указанием места обитания животных).
Потеряли эти дети
Маму, папу, всех на свете.
Где живут, они не знают,
И сидят теперь, рыдают.
Вы животным подскажите,
В дом родной их отведите.
Учитель. Среди животных вы заметили диких и домашних животных. Откуда взялись домашние?
1. Сообщение учеников о приручении собаки, лошади, коровы
2. Работа с учебником
Чтение текста о роли животных в жизни человека.
3. Логические упражнения
Учитель. А как животные относятся к диким? Зачем они нужны? Можем ли мы без них прожить, ведь от диких животных - один вред и страх. Лиса ворует кур, волк может стащить козленка или овечку.
4. Инсценировка «Как животные пришли к деткам на урок»
Появляются дети в костюмах животных.
Все:
- Ой, что вы о нас говорили? Возможно, иногда мы и поступаем плохо, но ведь пользы мы приносим значительно больше!
Кукушка:
- Неправда то, что дикие животные не нужны. Я-кукушка, хоть и подбрасываю свои яйца в гнезда другим птичкам, не высиживаю деток, но делаю одно очень важное дело – нахожу и поедаю мохнатую гусеницу - серьезного врага садов.
Муравей:
- А мы — настоящие труженики. Целыми днями следим за чистотой в лесу!
Волк:
Ходит – бродит серый волк.
И зубами щелк да щелк.
Шерстка, как щетинка,
Вздыбилась на спинке.
Волки в природе также являются санитарами. Люди охотятся на больных и ослабленных животных, таким образом оздоравливая фауну.
Лисица:
Что за шум? Что за гам?
Мы нужны вам еще и как!
Я пушистую шубу ношу,
Вам на одежду дарю:
Шапки, шубы, воротники...
Где б все это взяли вы?
Муравей:
Надо всегда помнить
И взрослым, и детям...
Волк:
Что нет таких животных
И нет таких растений...
Кукушка:
Поблизости и вокруг,
Ненужных для вас всюду!
Все:
Все растения и животные
Крайне нужны для человека!
VII. Итог урока
- Составьте правило экологического поведения человека (дополните словами).
Следует всем запомнить:
Животных надо... (защищать).
Их жилища не... (разрушать),
Лучше зимой... (подкармливать).
Домашнее задание:
Прочитать в учебнике статью о животных. Заполнить соответствующую страницу в тетради.
Дерево, трава, цветы, животные и птицы
Не умеют сами защищаться от людей,
Если будут уничтожены они,
То на планете ми останемся одни…
Используемая литература:
1. Астахова, Е.В. О живой природе. Иллюстрированная энциклопедия для детей / Е.В. Астахова. - М.: Ранок, 2012. - 282 c
2. Атлас мира. Птицы и насекомые. - М.: Геодом, 2014. - 843 c
3. Воронцов, А. И. Охрана природы / А.И. Воронцов, Н.З. Харитонова. - М.: Высшая школа, 1977. - 408 c.
4. Мир животных. - М.: Росмэн-пресс, 2020. - 416 c.
5. Я познаю мир. Животные. - М.: АСТ, Хранитель, Харвест, 2020. - 400 c.
6. Шапошников, Л.К. Вопросы охраны природы / Л.К. Шапошников. - М.: Просвещение, 2003. - 174 c.
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.