Урок ОРКСЭ "Хроам". (модуль "Основы православной культуры ")
Оценка 4.9

Урок ОРКСЭ "Хроам". (модуль "Основы православной культуры ")

Оценка 4.9
docx
18.04.2023
Урок  ОРКСЭ "Хроам". (модуль "Основы  православной  культуры ")
Храм . Урок по ОРКСЭ ..docx

МКОУ «Средняя  общеобразовательная  школа»,

село Щелканово, Юхновского района  Калужской  области.

 

 

 

Урок    «Храм».

(Модуль

«Основы православной  культуры».)

              

 

                   

 

Учитель начальных  классов

Черная  Галина  Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема : Храм.

Цель: Формирование представления у  учащихся  о  православном храме как о общенародном доме для молитв и значении в жизни  православного  человека, с  внутренним и  внешним  устройством храма , традициями поведения в нем.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с понятиями  «православный храм», с внешним видом и внутренним устройством православного храма ,традициями поведения в нем.

2.Обогащать знания  детей  о православных храмах , расположенных  на территории  села  и близ лежащих  деревень.

3.Формировать  представления о православном  храме, о ценности  храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей, о ценности  креста как символа  духовной  красоты , древа  жизни.

 

4.   Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, пополнять, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

 

5.Способствовать  развитию речи у  детей, логики  мышления,  умения  работать с иллюстрациями ,текстами учебника.

 

6.Воспитывать   доброту, милосердие, терпимость , бережное  отношение  к историческому  и  культурному   наследию  своего  народа.

 

7. Воспитывать уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре, научиться правилам поведения в храме.

 

  Планируемые  результаты:

 

Личностные:

 

Развивать навыки общения с ребятами и взрослыми в различных  ситвуациях

Осознание своей  принадлежности к своему  народу, гордости за свой народ, уважение к  традициям  своего  народа;

 

Предметные :

 Уметь находить  необходимую  информацию в тексте, в различных источниках , осмысливать её.

 

Метапредметные:

Оценивать высказывания свои и одноклассников, Понимать цель действий, уметь ставить учебную задачу.

Понимать информацию, уметь представить в виде рисунков, сообщения, презентации;  определять основные понятия и находить их в тексте.

 Грамотно, точно высказывать свои мысли;  уметь  вести диалог  с одноклассниками, с родителями; применение полученных  знаний  в жизни; понимание значения этого для себя.

 

 

Основные  понятия:

  Храм- это  здание, дом Божий, куда  человек  приходит  для  общения  с  богом, для  молитвы, место  ,освящённое  особым присутствием  Божественной благодати.

Притвор – это  преддверие  храма. В  древности  здесь  стояли  готовящиеся  к  крещению и  кающиеся, отлучённые  от святого  причастия.    Средняя часть , собственно  храм, предназначена  для верующих мирян.

Алтарь –самая  важная( восточная )часть храма. Здесь  находится  главная  святыня – престол, на  котором  совершается Таинство Святой  Евхаристии.

Иконостас- стена  с  вратами, отделяющая  среднюю часть храма  от  алтаря.                   Храмовая  икона- с изображением  святого  или  события, в честь  которого  построен  и  назван  этот  храм.

Крест- главный  священный символ  христианства, обозначающий  Искупление, спасение  человечества, победу  над  смертью, являющейся  результатом  греха.

 

Оборудование:    мультимедийный  проектор,  компьютер, ноутбуки,  презентация слайдов, аудиозапись колокольного  звона фильм,   словарь -  справочник А. Бородиной  «Основы  православной  культуры.»

 учебник « Основы  православной  культуры» А. В. Кураева , рабочие  тетради  к учебнику,    пластилин,    раздаточный  материал(карточки для учащихся  ).

Иллюстрации с  изображениями православных  храмов.

 

 

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:

экскурсии: в храм Рождества Христова(с. Щелканово,   в храм Николая  Чудотворца( д. Недоходово); учащиеся готовят выступление и вместе с родителями находят информацию о храмах; рисуют рисунки.

Просмотр фильмов: « Устройство православного храма», «Храм и его  устройство».

Индивидуальное задание для хорошо читающих учеников – выучить стихотворение о храме.

 

Межпредметные связи.

1. Окружающий мир.

2.Литературное чтение.

3.Изобразительное искусство.

4.Музыка.

 

Ход урока.

1. Организация   деятельности. (Подготовка  класса  к  работе.)

 - Прозвенел  звонок, начинается  урок.

                   Эпиграф  урока :

Без  бога  нация  - толпа,

Объединённая  пороком,

Или  слепа, или  глуха,

Иль, что  ещё  страшней, - жестока.

И  пусть  на  трон  взойдёт  любой,

Глаголящий  высоким  слогом,

Толпа  останется  толпой,

Пока  не  обратится  к Богу.

2.Актуализация  знаний . Определение темы..

         А)    Разгадывание кроссворда (работа в парах):

*Человек, который принял учение Христа.(Христианин).

*Что способствует росту души человека, помогает другим людям радует Бога? (добро).

*Правила, данные людям от Бога на горе Синай. (заповеди).

*Одно из дел милосердия. (милостыня).

 

                

Х

Р

И

С

Т

И

А

Н

И

Н

 

Д

О

Б

Р

о

 

 

 

З

А

П

О

В

Е

Д

И

 

 

 

 

 

 

М

И

Л

О

С

Т

Ы

Н

Я

 

- Какое ключевое слово у вас получилось?

 

         Б)  Выразительное  чтение  стихотворения  учеником.(Включена  аудиозапись колокольного  звона в  конце  чтения  стихотворения?.)

Светлым  облаком  сияет
На  горе  воздушный  храм-

Точно  с  озера  взлетает

Белый  лебедь  к  небесам,

Там, меж  сосен  изумрудных,

Блещет  озера  хрусталь.

Как  молитва  в звуках  чудных,

Звон  церковный  льётся  в  даль.

- Ребята, а что  вы  представляете, когда  слышите  колокольный  звон?(Храм  красивый, высокий,  светлый, к  которому  идут люди.)

 

         - Как  вы  думаете,  какой теме  мы  посвятим  сегодняшний  урок?( О храме.)

 

-Давайте сделаем  ещё  один  шаг к  нашему  чудесному  дереву- древу  Мудрости  и Красоты нашего  народа –православной  культуре.

 -У каждого человека есть дом в котором он живёт вместе с родственниками. Это общий дом для всех членов его семьи. - Но есть особое место, где Бог особенно близок  -это  Храм Есть общий дом для всех  верующих в Бога людей . Такой дом называют ХРАМОМ. Это место для молитв, обрядов.  Христиане любят свой дом ,потому что в храме душа верующего  обретает спокойствие, находит защиту.

 

Храм или церковь - всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки про них придуманы, так ласково они названы в загадках. Настолько храм был важен в жизни человека, что от того, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет - деревня, независимо от размеров и количества домов. Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте? (В храме служится литургия, происходит преосвящение Святых Даров и люди причащаются и почитают  Бога.)

 

 

 

 - Как  вы думаете, о чём же сегодня на уроке пойдёт речь?

3.Открытие  новых  знаний. Работа  над  новой  темой .

А)-  Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации на страницах 50-51   помогут вам в этом.

(Обучающиеся дают определения слову «храм»)

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

    Зачем люди посещают  храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

    - Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Куда бы не  переселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

Б).Беседа   с обучающимися   -Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

    На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

    Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

    Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.                                  Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

   - Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- (Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. )

В.) Просмотр   презентации-                                                                         -Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

     Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

- Сейчас мы свами  познакомимся  с  презентацией «Православный храм». После  просмотра , пожалуйста, постарайтесь  ответить на вопросы _Какие  части  храма вы запомнили?

-Сколько  куполов  может  украшать  храм?

-Попытаться объяснить. Что обозначает число  куполов?

4. Первичное закрепление.

А)Работа  со  статьёй  учебника.(Страница 48 – 50)

 

-Чтение  текста.Ответы на вопросы № 2 и№3 (стр. 51)

         б)Словарная работа .

в) Найти в словаре – справочнике « Основы  православной  культуры»(автор Л. Бородина) значение слов «икона, иконостас, Царские врата, кадило, священник, благословение», запиши новые слова в тетрадь.

г)Объясните значение  выражения « Казанская Богоматерь». Какие  иконы  Богоматери вы знаете?

д)К каждой  картинке подбери  соответствующие подписи:

   

----------------------                        ---------------------------------

-------------------------------------------------

        

----------------------            --------------------------------------

 

5. Обобщение  и  систематизация изучаемого материала.

а)Коллективная  работа.

-       Часто ли вы бываете в храме?

       Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

       Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

 

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

 

          Богомольцев не толкай,

          К чину в храме привыкай.

          Не гляди по сторонам —

          Неполезно это нам...

 

          Хоть старушка, хоть девица

          Не посматривай на лица,

          Глазки в землю опусти,

          О грехах своих грусти.

 

        Учитель:      И  скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

 

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

 

Б) Творческая  работа. «Построй  храм».(Макет  храма  из  пластилина.)

1) Раздели кусок  жёлтого  пластилина  на  две части. Скатай 2  шарика. Разрежь один  шарик  стеком  пополам.

2) Из одной  половинки  шарика  вытяни купол.(С  чем  можно  сравнить форму  купола?)

 3)Раздели кусок  белого пластилина  на 3  части.

4) Положи части друг на друга, сгладь  стены получившегося  здания стеком.

5)Поставь в центр  крыши получившегося  здания  купол.

6) Из  второго  жёлтого  шарика  скатай  несколько  пластилиновых  верёвочек.

7) Раздели их  стеком  на 2 части. Из двух верёвочек  вылепи  крест.

8) Укрась  свой храм ,обозначь  вход.

В) Работа  с пословицей « Без  Бога – ни до  порога.»

Г)Работа  в  парах «Задаю  вопрос  соседу.»

Один  ученик  задаёт  вопрос соседу по  парте по изученному материалу.

 (О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

И  так  далее.)

Работа  в группах(С  дифференцированным текстом).Закончите предложения.

Икона – это картина…                               Канун – это панихидный …

Иконостас – это стена…                            Свеча – это символ …

Царские  врата – это …                               Благословение – это пожелание ..

 

6. Рефлексивно – оценочный  этап.

 

Наш  урок  заканчивается. Мне бы очень хотелось, чтобы он  оставил след  в  ваших  юных  прекрасных  душах, чтобы  пригодился  вам  в  вашей жизни

 

hello_html_m711a8971.jpg

 

Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Поскольку  храм является  таинственным  жилищем невидимого Бога, входить  в  храм  нужно с трепетом  и  благоговением. У дверей  храма  ,осенив  себя  крестным  знамением  , следует  сделать  3 поясных  поклона, выражая этим наше  смирение и  благоговение  перед  Богом.  Храм и  крест  являются  символами святости  православной  культуры.

 

7. Домашнее задание.

- Узнать, какие иконы  есть у  вас дома. Поинтересуйся у  взрослых  об истории их  появлений  в  вашей  семье.

-подготовить сообщения по  собранным материалам «Православные  храмы нашего  поселения.»

 

 

Индивидуальное (по  выбору):

-выполнить  аппликацию или  нарисовать картину  «Храм  моей  мечты»;.

 


 

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа», село

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа», село

Тема : Храм. Цель : Формирование представления у учащихся о православном храме как о общенародном доме для молитв и значении в жизни православного человека, с…

Тема : Храм. Цель : Формирование представления у учащихся о православном храме как о общенародном доме для молитв и значении в жизни православного человека, с…

Оценивать высказывания свои и одноклассников,

Оценивать высказывания свои и одноклассников,

Или слепа, или глуха,

Или слепа, или глуха,

Ребята, а что вы представляете, когда слышите колокольный звон?(Храм красивый, высокий, светлый, к которому идут люди

Ребята, а что вы представляете, когда слышите колокольный звон?(Храм красивый, высокий, светлый, к которому идут люди

Б).Беседа с обучающимися -

Б).Беседа с обучающимися -

---------------------- --------------------------------- -------------------------------------------------

---------------------- --------------------------------- -------------------------------------------------

Обобщение и систематизация изучаемого материала

Обобщение и систематизация изучаемого материала

И со всеми ты молись.

И со всеми ты молись.

Работа в группах( С дифференцированным текстом)

Работа в группах( С дифференцированным текстом)

Индивидуальное (по выбору): -выполнить аппликацию или нарисовать картину «Храм моей мечты»;

Индивидуальное (по выбору): -выполнить аппликацию или нарисовать картину «Храм моей мечты»;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023