Урок ОРКСЭ "Хроам". (модуль "Основы православной культуры ")

  • docx
  • 18.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Храм . Урок по ОРКСЭ ..docx

МКОУ «Средняя  общеобразовательная  школа»,

село Щелканово, Юхновского района  Калужской  области.

 

 

 

Урок    «Храм».

(Модуль

«Основы православной  культуры».)

              

 

                   

 

Учитель начальных  классов

Черная  Галина  Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема : Храм.

Цель: Формирование представления у  учащихся  о  православном храме как о общенародном доме для молитв и значении в жизни  православного  человека, с  внутренним и  внешним  устройством храма , традициями поведения в нем.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с понятиями  «православный храм», с внешним видом и внутренним устройством православного храма ,традициями поведения в нем.

2.Обогащать знания  детей  о православных храмах , расположенных  на территории  села  и близ лежащих  деревень.

3.Формировать  представления о православном  храме, о ценности  храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей, о ценности  креста как символа  духовной  красоты , древа  жизни.

 

4.   Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, пополнять, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

 

5.Способствовать  развитию речи у  детей, логики  мышления,  умения  работать с иллюстрациями ,текстами учебника.

 

6.Воспитывать   доброту, милосердие, терпимость , бережное  отношение  к историческому  и  культурному   наследию  своего  народа.

 

7. Воспитывать уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре, научиться правилам поведения в храме.

 

  Планируемые  результаты:

 

Личностные:

 

Развивать навыки общения с ребятами и взрослыми в различных  ситвуациях

Осознание своей  принадлежности к своему  народу, гордости за свой народ, уважение к  традициям  своего  народа;

 

Предметные :

 Уметь находить  необходимую  информацию в тексте, в различных источниках , осмысливать её.

 

Метапредметные:

Оценивать высказывания свои и одноклассников, Понимать цель действий, уметь ставить учебную задачу.

Понимать информацию, уметь представить в виде рисунков, сообщения, презентации;  определять основные понятия и находить их в тексте.

 Грамотно, точно высказывать свои мысли;  уметь  вести диалог  с одноклассниками, с родителями; применение полученных  знаний  в жизни; понимание значения этого для себя.

 

 

Основные  понятия:

  Храм- это  здание, дом Божий, куда  человек  приходит  для  общения  с  богом, для  молитвы, место  ,освящённое  особым присутствием  Божественной благодати.

Притвор – это  преддверие  храма. В  древности  здесь  стояли  готовящиеся  к  крещению и  кающиеся, отлучённые  от святого  причастия.    Средняя часть , собственно  храм, предназначена  для верующих мирян.

Алтарь –самая  важная( восточная )часть храма. Здесь  находится  главная  святыня – престол, на  котором  совершается Таинство Святой  Евхаристии.

Иконостас- стена  с  вратами, отделяющая  среднюю часть храма  от  алтаря.                   Храмовая  икона- с изображением  святого  или  события, в честь  которого  построен  и  назван  этот  храм.

Крест- главный  священный символ  христианства, обозначающий  Искупление, спасение  человечества, победу  над  смертью, являющейся  результатом  греха.

 

Оборудование:    мультимедийный  проектор,  компьютер, ноутбуки,  презентация слайдов, аудиозапись колокольного  звона фильм,   словарь -  справочник А. Бородиной  «Основы  православной  культуры.»

 учебник « Основы  православной  культуры» А. В. Кураева , рабочие  тетради  к учебнику,    пластилин,    раздаточный  материал(карточки для учащихся  ).

Иллюстрации с  изображениями православных  храмов.

 

 

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:

экскурсии: в храм Рождества Христова(с. Щелканово,   в храм Николая  Чудотворца( д. Недоходово); учащиеся готовят выступление и вместе с родителями находят информацию о храмах; рисуют рисунки.

Просмотр фильмов: « Устройство православного храма», «Храм и его  устройство».

Индивидуальное задание для хорошо читающих учеников – выучить стихотворение о храме.

 

Межпредметные связи.

1. Окружающий мир.

2.Литературное чтение.

3.Изобразительное искусство.

4.Музыка.

 

Ход урока.

1. Организация   деятельности. (Подготовка  класса  к  работе.)

 - Прозвенел  звонок, начинается  урок.

                   Эпиграф  урока :

Без  бога  нация  - толпа,

Объединённая  пороком,

Или  слепа, или  глуха,

Иль, что  ещё  страшней, - жестока.

И  пусть  на  трон  взойдёт  любой,

Глаголящий  высоким  слогом,

Толпа  останется  толпой,

Пока  не  обратится  к Богу.

2.Актуализация  знаний . Определение темы..

         А)    Разгадывание кроссворда (работа в парах):

*Человек, который принял учение Христа.(Христианин).

*Что способствует росту души человека, помогает другим людям радует Бога? (добро).

*Правила, данные людям от Бога на горе Синай. (заповеди).

*Одно из дел милосердия. (милостыня).

 

                

Х

Р

И

С

Т

И

А

Н

И

Н

 

Д

О

Б

Р

о

 

 

 

З

А

П

О

В

Е

Д

И

 

 

 

 

 

 

М

И

Л

О

С

Т

Ы

Н

Я

 

- Какое ключевое слово у вас получилось?

 

         Б)  Выразительное  чтение  стихотворения  учеником.(Включена  аудиозапись колокольного  звона в  конце  чтения  стихотворения?.)

Светлым  облаком  сияет
На  горе  воздушный  храм-

Точно  с  озера  взлетает

Белый  лебедь  к  небесам,

Там, меж  сосен  изумрудных,

Блещет  озера  хрусталь.

Как  молитва  в звуках  чудных,

Звон  церковный  льётся  в  даль.

- Ребята, а что  вы  представляете, когда  слышите  колокольный  звон?(Храм  красивый, высокий,  светлый, к  которому  идут люди.)

 

         - Как  вы  думаете,  какой теме  мы  посвятим  сегодняшний  урок?( О храме.)

 

-Давайте сделаем  ещё  один  шаг к  нашему  чудесному  дереву- древу  Мудрости  и Красоты нашего  народа –православной  культуре.

 -У каждого человека есть дом в котором он живёт вместе с родственниками. Это общий дом для всех членов его семьи. - Но есть особое место, где Бог особенно близок  -это  Храм Есть общий дом для всех  верующих в Бога людей . Такой дом называют ХРАМОМ. Это место для молитв, обрядов.  Христиане любят свой дом ,потому что в храме душа верующего  обретает спокойствие, находит защиту.

 

Храм или церковь - всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки про них придуманы, так ласково они названы в загадках. Настолько храм был важен в жизни человека, что от того, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет - деревня, независимо от размеров и количества домов. Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте? (В храме служится литургия, происходит преосвящение Святых Даров и люди причащаются и почитают  Бога.)

 

 

 

 - Как  вы думаете, о чём же сегодня на уроке пойдёт речь?

3.Открытие  новых  знаний. Работа  над  новой  темой .

А)-  Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации на страницах 50-51   помогут вам в этом.

(Обучающиеся дают определения слову «храм»)

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

    Зачем люди посещают  храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

    - Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Куда бы не  переселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

Б).Беседа   с обучающимися   -Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

    На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

    Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

    Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.                                  Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

   - Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- (Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. )

В.) Просмотр   презентации-                                                                         -Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

     Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

- Сейчас мы свами  познакомимся  с  презентацией «Православный храм». После  просмотра , пожалуйста, постарайтесь  ответить на вопросы _Какие  части  храма вы запомнили?

-Сколько  куполов  может  украшать  храм?

-Попытаться объяснить. Что обозначает число  куполов?

4. Первичное закрепление.

А)Работа  со  статьёй  учебника.(Страница 48 – 50)

 

-Чтение  текста.Ответы на вопросы № 2 и№3 (стр. 51)

         б)Словарная работа .

в) Найти в словаре – справочнике « Основы  православной  культуры»(автор Л. Бородина) значение слов «икона, иконостас, Царские врата, кадило, священник, благословение», запиши новые слова в тетрадь.

г)Объясните значение  выражения « Казанская Богоматерь». Какие  иконы  Богоматери вы знаете?

д)К каждой  картинке подбери  соответствующие подписи:

   

----------------------                        ---------------------------------

-------------------------------------------------

        

----------------------            --------------------------------------

 

5. Обобщение  и  систематизация изучаемого материала.

а)Коллективная  работа.

-       Часто ли вы бываете в храме?

       Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

       Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

 

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

 

          Богомольцев не толкай,

          К чину в храме привыкай.

          Не гляди по сторонам —

          Неполезно это нам...

 

          Хоть старушка, хоть девица

          Не посматривай на лица,

          Глазки в землю опусти,

          О грехах своих грусти.

 

        Учитель:      И  скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

 

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

 

Б) Творческая  работа. «Построй  храм».(Макет  храма  из  пластилина.)

1) Раздели кусок  жёлтого  пластилина  на  две части. Скатай 2  шарика. Разрежь один  шарик  стеком  пополам.

2) Из одной  половинки  шарика  вытяни купол.(С  чем  можно  сравнить форму  купола?)

 3)Раздели кусок  белого пластилина  на 3  части.

4) Положи части друг на друга, сгладь  стены получившегося  здания стеком.

5)Поставь в центр  крыши получившегося  здания  купол.

6) Из  второго  жёлтого  шарика  скатай  несколько  пластилиновых  верёвочек.

7) Раздели их  стеком  на 2 части. Из двух верёвочек  вылепи  крест.

8) Укрась  свой храм ,обозначь  вход.

В) Работа  с пословицей « Без  Бога – ни до  порога.»

Г)Работа  в  парах «Задаю  вопрос  соседу.»

Один  ученик  задаёт  вопрос соседу по  парте по изученному материалу.

 (О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

И  так  далее.)

Работа  в группах(С  дифференцированным текстом).Закончите предложения.

Икона – это картина…                               Канун – это панихидный …

Иконостас – это стена…                            Свеча – это символ …

Царские  врата – это …                               Благословение – это пожелание ..

 

6. Рефлексивно – оценочный  этап.

 

Наш  урок  заканчивается. Мне бы очень хотелось, чтобы он  оставил след  в  ваших  юных  прекрасных  душах, чтобы  пригодился  вам  в  вашей жизни

 

hello_html_m711a8971.jpg

 

Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Поскольку  храм является  таинственным  жилищем невидимого Бога, входить  в  храм  нужно с трепетом  и  благоговением. У дверей  храма  ,осенив  себя  крестным  знамением  , следует  сделать  3 поясных  поклона, выражая этим наше  смирение и  благоговение  перед  Богом.  Храм и  крест  являются  символами святости  православной  культуры.

 

7. Домашнее задание.

- Узнать, какие иконы  есть у  вас дома. Поинтересуйся у  взрослых  об истории их  появлений  в  вашей  семье.

-подготовить сообщения по  собранным материалам «Православные  храмы нашего  поселения.»

 

 

Индивидуальное (по  выбору):

-выполнить  аппликацию или  нарисовать картину  «Храм  моей  мечты»;.