Татищевский муниципальный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Сокур»
Муниципальный конкурс
«Православный учитель»
Номинация «Лучший урок по основам православной культуры»
Урок №28 «Защита Отечества»
Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры 4-5 классы»,
издательство «Просвещение», Москва 2012 год
Вартанова Светлана Александровна
учитель истории, искусства
высшая квалификационная категория
e-mail: svetlanavartanova@mail.ru
тел: 953-638-31-90
рабочий: (845)58-5-66-16
2019 год
Пояснительная записка
Воспитание ответственного гражданина основывается не только на знании и следовании религиозным заповедям и предписаниям. Человечество и каждое отдельное сообщество людей, особенно в рамках государства, этнической, социальной, профессиональной или местно - региональной общности, постоянно вырабатывало поведенческие нормы и морально – нравственные критерии, помогавшие организовывать мирную и солидарную жизнь людей, предотвращать конфликты, сдерживать негативные чувства, эмоции и действия. Эти нормы включают не только права и законы, но и этику человеческого поведения как свод неписаных, но соблюдаемых на основе согласия и воспитания морально – нравственных норм.
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса модуля «Основы православной культуры» является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. На основе возвышающего чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос патриотического воспитания. Данную проблему можно решать с помощью уроков ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры», через серию уроков по таким темам как: «Россия – наша Родина», «Подвиг», «Зачем творить добро?», «Защита Отечества», «Любовь и уважение к Отечеству».
План урока:
1.Организация начала урока. (1 минута)
2.Актуализация знаний. (4 минуты)
3. Решение учебной задачи. (10 минут)
4. Новые понятия. (17 минут)
5. Закрепление материала. (8 минут)
6. Итог урока (5 минут)
Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу перед Отечеством.
Задачи урока:
1. Предметные:
- закрепить понятия «Отечество», «Родина», «патриотизм»;
- познакомить с библейскими изречениями об обязательной для христианина защите близких людей, своей Родины;
- проанализировать содержание понятий “справедливая война”, “законы милосердия и справедливости”;
- представить учащимся исторические примеры верного служения Отечеству: Александр Невский, герои-земляки Великой Отечественной войны.
Личностные:
- формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;
- прививать любовь и уважение к семье, Родине, памяти предков;
- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества.
Метапредметные:
-развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Оборудование: мультимедийная установка, колонки, презентация урока.
Место проведения: учебный кабинет.
Методы: поисковый, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный.
Межпредметные связи: литература, история, окружающий мир.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие ( 1 мин)
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Сегодня у нас необычный урок. Хочу пожелать вам удачи и творческой активности. А сейчас, повернитесь друг к другу, протяните ваши ладошки (Эмоционально-тактильный приём «Ладошка» - дети касаются пальцев друг друга, произнося слова: желаю-мизинец, успеха - безымянный, большого - средний, во всем - указательный, и всем - большой, удачи – касание ладошками.)
2. Актуализация (Выявление восприятия, мотивация) ( 4 мин)
(Учитель читает стихотворение )
За селом на рассвете, где светло от берез,
Я спросил у России: «Где ты силы берешь?
Где берешь ты отвагу и свою красоту,
Соловьиные зори, синих рек чистоту?»
Там, где ясное небо, где колышется рожь,
Я спросил у России: «Где ты счастье берешь?
Где берешь ты улыбку, где спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь?»
На меже у опушки, в голубой тишине
За селом на рассвете вдруг послышалось мне
В тихом шелесте нивы, в легком звоне ветвей:
- Да от наших любимых, дорогих матерей!
Я домой возвратился, и у мамы спросил:
- Где берешь ты, родная, столько жизненных сил,
Столько нежности, ласки, доброты и тепла,
Что от глаз твоих ясных вся Россия светла?
Призадумалась мама, поправляя платок
И ответила тихо: «У России, сынок…» Н.Якунин.
Учитель: О чём это стихотворение? (ответы детей: о Родине, о России )
Задание: подберите к слову «Родина» синонимы. (Отчизна, Россия, Русь, Отечество).
Учитель: правильно. Молодцы, ребята. А сейчас посмотрите и послушайте музыкальный фрагмент и постарайтесь ответить на вопросы:
1. О чём эта песня? ( О Руси)
2. Какая, по словам автора, Русь? (великая, могучая, православная)
3. Когда, в каком году Русь стала православной? (крещение Руси 988 год)
4. Как обещает служить Руси, автор песни? (верой и правдой)
5. Что, по словам автора, нас оберегает? (вера православная)
Просмотр видеофрагмента «Русь православная»
Учитель: (задаёт вопросы – дети отвечают). Молодцы, правильно.
Ребята посмотрите, что у меня в руке (показываю горошину) На что она похожа?
Эта горошина, ребята похожа на нашу планету Земля, если посмотреть на неё из космоса – такая же маленькая и хрупкая. Чтобы сохранить Землю её надо беречь.
А что это значит БЕРЕЧЬ? ( охранять, заботиться, защищать)
Испокон веков на Руси бережно относились к родной земле – матушке. Оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания: голод, нашествия врагов и государственную смуту. Защищали от врагов.
Ребята, как вы думаете. О чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (ответы детей)
Учитель: Правильно. Тема нашего урока «Защита Отечества»
Что же такое Отечество? ответы детей (Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, близкие, где жили наши предки).
Прочитайте слова Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна:
«Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь»
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей) Молодцы! ( Объяснение)
Учитель: Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, лесами, полями. Но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли - святой долг тех, кто ест ее хлеб, пьет её воду, любуется её красотой.
Учитель : Ребята, А как вы понимаете слово ЗАЩИТА, ЗАЩИЩАТЬ? (за щитом, в укрытии)
Ассоциации – составление кластера «Защищать» (вывешиваю на доску слова «Защищать»- любить, заботиться, охранять, оберегать)
Учитель: Ребята, у вас на столе лежит «ромашка». В ходе урока вы будете записывать на лепестках те понятия и слова, которые помогут нам и всем людям на Земле жить в мире и согласии. Задание понятно? – любовь и тд. (ответы детей)
Учитель: Откройте учебник на стр.88. давайте прочтём « Не раз мирный труд людей и тихая жизнь Руси-России нарушалась военными грозами. Почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах».
3.Постановка проблемы. Решение учебной задачи (10 мин)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, является ли война злом? Почему? Попробуем разобраться. Представьте, что есть мир, а что есть война. Представили?
Сейчас я буду показывать вам карточки, а вы подскажите мне к какой группе их отнести (показываю карточки со словами). МИР: счастье, радость, свет, дети, улыбки, сады, красота, любовь, новостройки, прогресс, спасение. ВОЙНА: трагедия, плач, слёзы, смерть, угроза, взрывы, разруха, голод, грех.
Учитель:- Какая из этих словесных картин вам больше по душе? Картина войны или картина мира? (ответы детей - Картина мира) – Конечно. Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми.
Ребята, мы с вами выяснили, что мир – это необходимое условие для жизни людей. Без мира на Земле не будет и жизни. Запись на ромашке
Но почему же люди допускают войны?
- В чем же причина ссор, конфликтов, войн между людьми, странами?
Учитель Ребята, а вам приходилось в жизни ссориться с окружающими людьми? - Что вы чувствовали? (Ответы детей) стыд, чувство вины, тревогу.
- А чем заканчивались ваши ссоры?
-Как вы думаете, что произойдёт, если поссорятся между собой все страны? (происходят войны).
-Что означает слово «война»?- (Война – это гибель миллионов невинных людей, вооружённая борьба)
- На что похоже это слово: вой - сирен, вой снарядов, вой танков и самолётов.
-Что приносит людям война? (смерть, ужас, разрушение, голод)
-Найдите антоним к слову война (мир)
-Что надо делать, чтобы родная семья, страна, жила мирно? Заботиться о своей земле, сохранять мир в своей стране, защищать ее. Запись на ромашке
4. Новые понятия. (17 минут)
Работа с учебником (стр. 88)
Учитель: Христос говорил: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».
- Ребята, так почему же Христос не допускал такое поведение человека? К каким последствиям приводит неумение человека совладать с гневом? Чем это может закончиться? Дети дерутся из-за игрушки, становясь взрослыми - соседи враждуют между собой из-за парковки около дома. Одно слово гнев. А если слово гнев, заменить на слово - война? Получается, что Христос против войны? И христиане не вправе воевать, брать в руки оружие? Тогда почему в мире не утихают военные конфликты? Почему люди не умеют договариваться и им проще решать проблемы с позиции силы?
Учитель – Ребята, какие войны в истории России вы знаете? ответы детей (Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, Чеченская). Какие это были войны справедливые или захватнические? ответы детей
Учитель: чтение из учебника: Именно поэтому с христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война, когда жители страны встали на защиту своей Родины - «за алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою Родину и за её святыни. Но нельзя силой оружия навязывать свою веру. Русская поговорка гласит «Невольник – не богомольник». Христос никого не заставлял слушать его слова. Он много раз говорил Своим ученикам, что их будут преследовать из-за веры в Него, никогда не говорил Христос «Вы должны преследовать других во имя Моё». Но если надо защитить Родину, семью и веру, православный человек берётся за оружие.
Ещё в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Но Русичи храбро защищали свою родную землю, объединялись, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам.
Учитель - Какие битвы вы можете назвать? От кого защищали Русь наши предки? (Невская битва-1240 год-Александр Ярославович, Куликовская битва-1380 год Дмитрий Донской )
На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю.
Это были славные князья, воеводы, великие полководцы. В народе их любили, уважали, шли за ними в бой, слагали о них песни, сказки и былины.
Учитель - Издавна защитниками Русской Земли были русские богатыри.
Кто может назвать имена этих богатырей. (ответы детей: Илья Муромец, Добрыня, Алёша Попович) Правильно, молодцы!
Учитель: Посмотрим на репродукцию картины русского художника Виктора Михайловича Васнецова. - Кто на ней изображен? ответы детей (Богатыри )
Учитель: - Кто такие богатыри? (ответы детей Богатыри – это сильные люди)
Учитель - Только ли - сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а ещё раз посмотрим на репродукцию. Скажите, все ли богатыри физически сильны? Попытайтесь, глядя на репродукцию, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц. Как вы думаете, каков Добрыня, а каков Алеша? (ответы детей Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, а Алеша хитроват) (Три ученика изображают богатырей)
Учитель:- Вслушайтесь в слово “богатырь”. Как вы думаете, от какого слова оно произошло? (ответы детей “Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”, «бог, а ты с ним» и др.)
Учитель - Каков же дар дан каждому из них? (ответы детей Одному – сила, другому – ум, третьему – доброта).
Учитель – Ребята, а что, по-вашему, важнее для человека из этих 3-х качеств? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты, что принесет человечеству? (ответы детей Зло, несчастье.)
- Так что же делает человека поистине богатым духовно? ( Все вместе: и сила, и ум, и доброта). Не случайно, многие защитники Отечества были причислены Церковью к лику Святых и получили чин «святой благоверный», потому что храбрость и мужество они соединяли с мудростью, справедливостью и стремлением сохранить мир и православную веру.
Учитель: (работа в группах) ребята, выберите одну из карточек, характеризующих Защитника Отечества и объясните свой выбор: смелый, отважный, бесстрашный, решительный, героический, доблестный, храбрый, разумный, глупый, трусливый, добрый, злой, сильный, слабый, милосердный, жестокий (слова на карточках
( На доске висит рисунок богатыря. Рядом с ним учитель по ходу объяснения детей прикрепляет таблички с выбранными детьми качествами Защитника Отечества).
Учитель: Каким же должен быть защитник Родины? (ответы детей читают с доски) Запись на ромашке
Учитель: Правильно. Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам.
Обратимся к нашей истории, которая хранит в памяти много имен святых героев. Герой добрыми делами служит Богу. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов. Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена.
Видеоряд: Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков.
Учитель: Ребята, кто эти люди? (ответы детей русские полководцы.)
Учитель - Почему этих людей мы считаем святыми? ответы детей (Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество).
Учитель - Кто такие святые? (ответы детей Святые признаны Богом образцом для других людей, за свою праведную жизнь и стойкость в вере).
Учитель - Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского? ответы детей (Сражение Александр Невский начинал с обращения к Богу. «Перед битвой князь долго молился и сказал воинам такие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!».).
Учитель - Что делали полководцы после окончания сражения? ответы детей (Благодарили Бога за помощь, за спасение).
Что же обозначает слово «БЛАГОВЕРНЫЙ»? Это значит верный благу, добру, справедливости.
Учитель: ребята, кто может рассказать об этих святых? ответы детей
Видеофрагмент «Александр Невский»
Учитель: Делаем вывод: Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо – и защищать.
Учитель: Ребята как вы думаете, какие войны вел Александр Невский – завоевательные или оборонительные? Почему вы так думаете? (ответы детей)
Учитель: Да, ребята, Александр Невский причислен к лику святых. С помощью Божией князь одержал много побед над врагами. В его честь построено много храмов, его именем назван величественный монастырь: Александро-Невская лавра в Петербурге. 18 апреля в нашей стране отмечается День воинской славы России — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере… -В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждали самых отважных и храбрых воинов Великой Отечественной войны.
3. Адмирал Федор Фёдорович Ушаков сражался с флотами Франции и Турции. Он провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того, он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. В последние годы жизни Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве за Отечество и благотворительной деятельности.
В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
- Учитель: Как вы думаете, почему на Руси престарелые воины часто уходили в монастырь? ответы детей
(Подсказка) Когда физические силы оставляли тело и чувствовалась близость кончины, в традициях Руси было посвящать остаток жизни Богу. И многие бывшие воины, свершив свои ратные подвиги, чувствуя приближение старости, уходили в монастыри молиться за Святую Русь, за родных и близких, за себя.
Учитель: Молодцы, справились с заданием.
Ребята, скажите, на что должна быть похожа жизнь православного человека. Правильно, на свечу, сгорая, отдавать тепло и свет другим людям.
Физминутка:
Ровно, прямо стоит свечка.
У нее огонь – сердечко. (Руками показали пламя свечи над головой)
Тянет к Богу огонек, (Колыхаем руками, изображая пламя)
Чтоб молитве он помог. (Тянемся вверх)
А тепло и свет с любовью Дарим людям мы с тобою.
(Руки широко развести в стороны и улыбнуться друг другу).
Учитель Ребята мы говорили о событиях и защитниках давно минувших лет. А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание и догадаться, о каком событии идёт речь в этом тексте:
Задание (со слайда): Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок: победа, война, жизнь, народ, май.
Прекрасен месяц ……….. . Весеннее солнышко своими лучами пробуждает природу к …….. , нежной зеленью покрываются луга и леса. В …….. мы празднуем великую … .., которую одержал наш … …….. в самой кровопролитной …… …… в истории.
Учитель: вспомните, какую великую войну вёл наш народ 75 лет назад?
- Когда и чем закончилась эта война? (ответ )
- Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной? (ответы детей Защищали своё Отечество)
- Кто воевал на той войне? (ответы детей) солдаты, женщины, дети.
- Какая это была война - оборонительная, справедливая? (ответы. Почему вы так считаете? (фашисты напали на нашу страну, а мы защищались)
Учитель - О героях Великой Отечественной войны, наших земляках, я хочу начать рассказ, а продолжить его сможет по желанию каждый из вас, так как нет в России дома, семьи, в которой не помнят своего героя. За годы войны в действующую армию было призвано 10 748 земляков-татищевцев. Пали смертью храбрых на ратном поле 2958 воинов. 57 побывали в фашистском плену, из них 40 человек там умерло. 3 тысячи ушедших на фронт пропали безвести. Татищевская земля в годы Великой Отечественной войны дала Родине десять Героев Советского Союза. Золотом вписаны в память поколений их славные имена. Это Иван Алексеевич Евтеев, Евгений Александрович Мясников, Григорий Фролович Шигаев, Анатолий Алексеевич Лапшев, Василий Дмитриевич Конов, Петр Тихонович Пономарев, Владимир Андреевич Васильев, Иван Васильевич Пресняков, Петр Андреевич Мельников, Алексей Петрович Босов.
Прошло уже много лет, но никогда не покинет печаль сердца близких, родных, чьи сыны, мужья, братья и сестры, не дожили до Победы, не вернулись домой с полей сражений. В настоящее время в Татищевском районе проживает 29 ветеранов Великой Отечественной войны и 330 труженников тыла.
Все дальше, уходят в историю страны военные огненные годы, но никогда в памяти народной не померкнет великий подвиг солдат, погибших за свою Отчизну. Памяти, погибших на войне - посвящается (песня «Погибшие в небе за Родину»)
Учитель: Ребята, кому посвящена эта песня? (ответы детей погибшим за Родину)
(Молодым девушкам, которым едва исполнилось 18 лет, летчицам эскадрильи под командованием Марии Расковой, полк базировался в городе Энгельс. Немецкие летчики-ассы называли их «Ночные ведьмы», потому что ночные бомбардировки девушек – летчиц, наводили ужас на врагов)
К чему призывает нас автор песни? (ответы детей беречь мир на Земле)
Учитель: Ребята, Русская Церковь всегда была со своим народом. Во всех войнах рядом с солдатом шел священник. Не исключением стала и Великая Отечественная война. То, что во время войны Господь был на нашей стороне, доказывает Его чудесная помощь и помощь Божьей Матери.
- Когда началась война, наш патриарх стал молиться о спасении нашей страны. Ему явилась Божья Матерь и сказала, что для спасения России должны открыться все церкви и монастыри, которые до этого были закрыты, а также надо обнести крестным ходом Казанскую икону Божьей Матери вокруг Ленинграда и других городов. Так и поступили. Только тогда наша армия стала побеждать.
-Сохранились рассказы о чудесных явлениях Божьей Матери на Курской дуге, в Сталинграде, Кенисберге.
-Вот рассказ очевидца: «Наши войска уже совсем выдохлись. Вдруг видим, приехал командующий фронтом и с ним священники с иконами. Священники отслужили молебен и пошли к передовой с иконами. Мы с недоумением смотрели куда они идут. Их же всех перебьют... И вдруг стрельба с немецкой стороны прекратилась. Тогда наши войска начали штурм города. Как потом рассказывали пленные, перед самым штурмом в небе появилась Божья Матерь, и у всех немцев отказало оружие. Тогда-то наши войска и взяли город».
Учитель: Вы узнали, что Господь помогал нашим войскам победить. Но русские воины хорошо знали слова Христа: « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих». Слово душа здесь понимается как слово – жизнь. Т.е., исполняя свой воинский долг перед Родиной, каждый солдат должен оставаться человеком.
Учитель: Как вы понимаете эти слова? Что значит «оставаться человеком»? (ответ (быть добрым, милосердным, правдивым) Запись на ромашке
Учитель: Один из дней, когда на Руси совершается поминовение умерших христиан, называется Радоница. Он отмечается на 2 неделе после Пасхи. В этот день христиане идут на кладбище и тихонько говорят: «Христос воскрес, усопшие рабы Божии! Радуйтесь, все мы воскреснем!» Поэтому и зовется этот день таким радостным словом - Радоница. И вспоминают в этот день всех тех, кто погиб в войнах за наше Отечество…
5. Закрепление материала. (8 минут)
Работа с учебником:
Откройте учебник, стр. 90, 3 абзац снизу.
Найдите ответы на вопросы:
- Как должен вести себя воин на поле битвы, во время войны:
-с врагами Отечества;
-с мирными жителями;
-с пленными и ранеными.
Учитель: Ещё одно задание
1. Продолжите предложения:
- Цель справедливой войны: защитить свою семью, Родину и её святыни)
- Цель несправедливой войны: (захватить чужие земли, навязать свою веру)
- Православный человек вправе взяться за оружие, если….
. ( надо защитить свою Родину, семью и веру)
- Христианский воин на войне должен оставаться … (человеком)
- На войне должны действовать законы (милосердия и справедливости)
2. Учитель Выберите правильные ответы на вопросы:
Когда война может быть оправдана?
1. Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких, и свою Родину.
2. Когда целью войны является обогащение воюющих.
Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на русскую землю с мечом придет, от меча и погибнет!»?
1. Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого человека в своей правоте.
2. Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.
Что никогда нельзя делать при помощи оружия?
1. Навязывать другим людям свою веру.
2. Защищать свою Родину.
6. Подведение итогов (5 минут)
Ребята, времена изменились, но отношение к войне, воинскому долгу защиты своего Отечества и православной веры не меняется.
- А теперь посмотрите на нашу горошину. Сумели ли мы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. А она превратилась в земной шар (достаю глобус). А мир, в котором мы живём, сохранить ещё труднее. Нужно жить в согласии с другими людьми и с собой. Будьте добрее, внимательнее друг к другу и тогда станет в мире меньше зла, насилия. Давайте прикрепим ваши ромашки к глобусу, и вы увидите, что наша Земля расцвела.
(дети прикрепляют ромашки с надписями на глобус, зачитывают понятия, которые они написали, необходимые для сохранения мира на Земле)
Просмотр видео «Русь православная»
Рефлексия.
Учитель : О чём мы говорили сегодня на уроке? (ответы детей)
О защитниках Отечества. Ответили на вопрос, почему воины, тоже становятся святыми земли русской.
Учитель: Продолжите предложение - Теперь я знаю о …..
Что вы расскажете своим родным о защитниках Отечества?
Какие поступки, с вашей точки зрения, недопустимы даже на войне?
Учитель: Домашнее задание:
1. Есть ли в вашей семье защитники Отечества? Подготовьте вместе с родителями рассказ о них для одноклассников.
2. Нарисуйте героя - богатыря, защитника Отечества.
3. Предлагаю вам выучить песню «Русь православная»
Учитель: Ребята! Где бы вы ни были, что бы вы не делали, всегда помните: перед каждым из нас две дороги - дорога Добра и дорога Зла. Человек свободен в выборе своего пути, своей дороги. Конечно, всегда идти дорогой добра и жить по совести трудно, очень трудно, но надо постараться: и там, где есть ненависть – сеять любовь, там, где есть тьма – сеять свет. Я думаю, у вас это получится.
Спасибо за урок!
Литература и Интернет - источники:
1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, учебное пособие для общеобразовательных учреждений, /М.: Просвещение, 2012 г.
2. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 2010
5. http://songspro.ru/1/Anna-Sizova/tekst-pesni-Rus-Pravoslavnaya
6. Иллюстративный материал.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Илья Муромец
Имя Ильи Муромца не фигурирует в летописях и других документах соответствующей эпохи. Но мощи богатыря, сохраняемые в Киево-Печерской обители, свидетельствуют, что это был не мифический, а вполне реальный персонаж истории, живший в XI—XII веках.
Согласно мнению, доминирующему в научной среде, Илья Муромец служил Владимиру Мономаху — одному из самых выдающихся государей киевской эпохи.
Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности. Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать профессиональным воином.
Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году.
На первую свою войну добрый молодец Илья отправился в составе воинского контингента, выступившего на помощь Мономаху из Мурома.
Бои продолжались 8 дней, после чего Мономах уступил город врагу-родственнику, не желая продолжать междоусобную войну в то время, когда половцы терзали русские земли.
В 1094 году к стенам Переяславля заявился половецкий хан Итларь (Идолище, как его именуют былины) со своей ордой, как бы в гости к «русским друзьям».
Обязанность телохранителя Святослава принял на себя Илья Муромец. Он проник в половецкий стан в обличье «калики перехожего» — нищего богомольца, хромая и опираясь на клюку. Половцы допустили его к Святославу: пусть убогий пришелец развлекает скучающего княжича. В решающий момент ночной схватки Илья закрыл собой княжеского сына от приставленных к нему стражей. Инвалидная клюка в деснице богатыря стала грозным оружием, а на пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то из половцев.После расправы с Итларем вновь разгорелась война, в ходе которой Мономаху удалось объединить большинство русских княжеств в единый союз.
Илья Муромец участвовал во многих боях и походах, но не выслужил «хлеба мягкого» — высоких и комфортных должностей. А потому и не попал в летописи.
Но и рядовым воином богатырь не остался. Его назначили командиром станицы — небольшого отряда, дислоцированного на одной из пограничных застав. Станичники следили за степью, отражали набеги малых половецких ватаг. В больших походах станица Ильи Муромца исполняла функции разведки, добывала языков, уничтожала вражеские сторожевые посты. Это был настоящий пограничный спецназ, действия которого ощутимо способствовали триумфам русского воинства во времена Мономаха.
Невская битва — битва на реке Неве, между новгородским войском под началом новгородского князя Александра Ярославича и шведским войском, состоявшаяся 15 июля 1240 года.
Перед битвой: 1240 год, лето — шведская флотилия во главе с Ульфом Фаси и зятем короля Эрика XI Биргером Магнуссоном вошла в устье Невы.
Цель: овладение Невой, Ладогой в низовьях Волхова, а затем и Новгородом.
Ход битвы: 1240 год, 15 июля, утро – русские внезапно атаковали шведов. Шведское войско было расчленено неожиданным нападением на несколько больших и малых частей, которые новгородцы стали крушить, прижимая к берегу поодиночке. Шведы бежали на свои корабли и отошли от берега, потеряв в битве больше 200 знатных воинов, а прочих «без числа».
Значение победы: этой битвой началась борьба Руси за сохранение выхода к морю, очень важного для будущности русского народа. Победа предотвратила утрату берегов Финского залива и не дала прекратить торговый обмен с другими государствами, тем самым облегчив русскому народу борьбу за свержение татаро-монгольского ига. Она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход в Балтийское побережье.
А теперь подробней…
В 1230-е годы над Русью нависла грозная опасность с Запада. Немецкие крестоносцы (рыцари Тевтонского ордена и ордена Меченосцев, которые объединились с 1237 г. в Ливонский орден), осуществляя широкую насильственную колонизацию и христианизацию прибалтийских племен, приближались к границам Руси. Тем временем шведы, подчинив себе финские племена сумь и емь, не оставляли давних притязаний на новгородские земли — Приневье и Приладожье. Основным организатором походов с целью завоевания русских земель был глава католической церкви — римский папа, стремившийся объединить силы Ордена, епископов Риги и Дерпта, а также Швеции и Дании.
Шведские и немецкие рыцари воспользовались тем, что после разорения Северо-Восточной Руси монголами Новгороду и Пскову неоткуда было ожидать помощи, активизировали свою экспансию в Северо Западной Руси, в расчете на легкую победу. Шведами была сделана первая попытка завоевать русские земли. 1238 год — шведский король получил от римского папы «благословение» на крестовый поход; против новгородцев. Всем, согласившимся принять участие в походе, было обещано отпущение грехов.
1239 год — шведы с немцами вели переговоры, намечая план похода: шведы, захватившие в то время Финляндию, должны были наступать на Новгород с севера, от реки Нева, а немцы — через Изборск и Псков. Шведское правительство короля Эриха Картавого выделило для похода войско под командованием ярла (князя) Ульфа Фаси и королевского зятя — Биргера.
Тем временем в Новгороде княжил Александр — сын великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Он был умным, энергичным и храбрым человеком. Александр уже был известен как искусный политик и понимал, что у ослабленных русских княжеств не было сил для борьбы на два фронта. Потому князь, старался поддерживать мирные отношения с татарами, чем обеспечивал себе безопасный тыл в случае борьбы с немецко-шведской агрессией.
Новгородцы знали о планах шведов, как и о том, что они похвалялись перекрестить их, точно язычников, в латинскую веру (католичество). Шведы представлялись им страшней монголов, потому как шли насаждать чуждую веру.
1240 год, лето — шведское войско под началом Биргера «в силе велице, пыхая духом ратном», появилось на реке Нева на кораблях, ставших в устье р. Ижора. В войске были шведы, норвежцы, представители финских племен, намеревавшиеся идти прямо к Ладоге, чтобы оттуда спуститься к Новгороду. Во вражеском войске находились и католические епископы; они шли с крестом в одной руке и мечом в другой.
Высадившись, шведы с союзниками раскинули свои шатры при впадении Ижоры в Неву. «С причаливших судов были переброшены мостики, на берег сошла шведская знать, в том числе Биргер и Ульф Фаси в сопровождении епископов, …за ними высадились рыцари» (В.Т. Пашуто) Биргер, не сомневаясь в своей победе, послал к князю Александру с заявлением: «Если можешь мне сопротивляться, то я уже здесь, воюю твою землю».
Новгородские границы охраняли в те времена «сторожа». Они были и на морском побережье, где службу несли местные племена. Так, в районе Невы, по обоим берегам Финского залива, находилась «морская сторожа» ижорян, которая несла охрану путей к Новгороду с моря. Социальная верхушка этого небольшого народа уже владела землей и приняла христианство. Как-то на рассвете июльского дня 1240 г. старейшина Ижорской земли Пелгусий, находясь в дозоре, обнаружил шведскую флотилию и спешно послал сообщить обо всем князю.
Получив известие о появлении врага, Александр решил неожиданно атаковать его. Время на организацию войска не было, да и созыв веча затянул бы дело и мог привести к срыву внезапности готовящегося нападения. Потому Александр не стал ждать, пока прибудут отцовские дружины или соберутся ратники с новгородских волостей. Он принял решение выступить против шведов со своей дружиной, усилив ее новгородскими добровольцами. Это были не меньше трех отрядов знатных новгородцев, имевших свои дружины, и ладожский отряд.
Согласно старинного обычая, собрались у святой Софии, помолились, приняли благословение от своего владыки Спиридона и выступили в поход. Шли вдоль Волхова до Ладоги, где к новгородскому князю присоединился отряд ладожан, подрядников Великого Новгорода. Из Ладоги рать Александра повернула влево, направившись к устью р. Ижора.
«Поединок Александра Невского и Биргера» (Ф. Моллер 1856)
Шведский стан, находившийся в устье Ижоры, не охранялся, потому как шведы не подозревали о приближении русских. Вражеские лодки качались, привязанные к берегу; на всем побережье белели шатры и между ними — златоверхий шатер Биргера. 1240 год, 15 июля в 11 часов началось сражение. Новгородцы неожиданно атаковала шведов. Их нападение было таким внезапным, что шведы не успели «опоясать мечи на чресла свои».
Войска Биргера были захвачены врасплох. Не имея возможности построиться для боя, они были не в состоянии оказать организованного сопротивления. Смелым натиском русская дружина прошла через неприятельский лагерь и погнала шведов к берегу. Пешее ополчение, двигалось вдоль берега Невы, не только рубило мостки, соединявшие шведские корабли с сушей, но даже смогло захватить и уничтожить три неприятельские шнеки.
Невская битва длилась до наступления вечера; к ночи противники разошлись. Шведы потерпели поражение, и к утру отступили на уцелевших судах, и переправились на другой берег.
Отходу остатков шведского войска не стали препятствовать. Сказались ли тут рыцарские приемы ведения боя, дававшие возможность во время передышки хоронить своих, или новгородцы сочли дальнейшее кровопролитие напрасным, или князь новгородский не хотел рисковать своим понесшим потери войском — не следует исключить ни одного из этих объяснений.
Потери новгородцев были незначительны, только 20 состоятельных воинов (к этому числу надо добавить их погибших дружинников). Тогда как шведы нагрузили три корабля тела лишь начальных людей, а прочих оставили на берегу. Кроме этого, по сообщению «Жития», на другом берегу Невы на другой день местное население обнаружило много непогребенных тел шведов.
Победа над шведским войском имела большое политическое значение. Она смогла показать всем русским людям, что они еще не утратили прежней доблести и могут постоять за свою землю. Шведы не смогли отрезать Новгород от моря, захватить побережье Невы и Финского залива. Отразив нападение шведов с севера, русские сорвали возможное взаимодействие шведских и немецких феодалов. Для борьбы с немецкой агрессией теперь были надежно обеспечены правый фланг и тыл этого театра военных действий.
В тактическом отношении надо отметить роль «сторожи», обнаружившей противника и своевременно сообщила князю о его появлении. Важное значение имел фактор неожиданности при нападении на лагерь Биргера, войско которого было захвачено врасплох и не смогло оказать организованного сопротивления. Летописец отмечал необыкновенную храбрость русских воинов. За эту победу Александра Ярославича прозвали «Невским». К тому времени ему шел только 22-й год.
Творение св. благоверного князя Александра Невского.
Он читал эту молитву перед Ледовым побоищем
«Суди, Боже, и разсуди прю мою от языка велеречива; изми мя от врагов моих, Боже, и от возстающих на мя избави мя, яко можеши хотяй и помози ми, Господи, яко же древле Моисеови на Амалика и прадеду моему, великому князю Ярославу, на окаянного Святополка!»
Творение св. благоверного князя Димитрия Донского.
Он читал эту молитву перед Куликовской битвой
«О великое имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы! Пречистая Госпоже Богородице, помогай нам на противныя враги, молитвами Твоего угодника, преподобнаго игумена Сергия, спаси души наша!»
Фёдор Фёдорович Ушаков— русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790—1792); командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798—1800)
Участвовал в сражениях:
¾ Русско-турецкая война 1787—1791 годов
¾ Бой у острова Фидониси
¾ Керченское морское сражение
¾ Сражение у мыса Тендра
¾ Сражение у мыса Калиакрия
¾ Действия в Средиземном море
Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.
С 1802 года командовал Балтийским гребным флотом, а с 27 сентября 1804 года являлся начальником флотских команд в Санкт-Петербурге. В 1807 году уволен в отставку с мундиром и пенсией. В 1810 году поселился в приобретённой им д. Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, близ Санаксарского монастыря. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности.
В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Согласно сообщению иеромонаха Нафанаила архиепископу Тамбовскому Афанасию: В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
Татищевский район в годы войны
Пять военных сложных лет было в судьбе нашей Великой Родины. Великая Отечественная война стала серьезным испытанием на прочность для всего советского народа. С первых дней войны люди жили и работали в едином для всей страны ритме. Победа ковалась на фронтах и в тылу. Жители Татищевского района внесли свою лепту в разгром немецко-фашистских захватчиков.
Станция Татищево и поселок Мещановка в те годы являлись войсковым тылом: здесь формировались воинские части перед отправкой на фронт, располагались подсобные хозяйства и склады, игравшие важную роль в работе тыла. Рядом был испытательный полигон, воинские базы, военные госпитали в Октябрьском Городке и Елховке.
В селе Октябрьский Городок госпиталь располагался в здании Сельскохозяйственного техникума им. К.А. Тимирязева. В нем было оборудовано 4 отделения, в том числе хирургическое. Все кабинеты были хорошо оснащены, так как в госпиталь поступало новейшее оборудование. Современные для того времени лекарственные препараты были в отделениях в достаточном количестве. Раненные в госпиталь пребывали из полевых медсанбатов, в специальных эшелонах их привозили на станции Никольский и Татищево, откуда отправляли в Октябрьский госпиталь на повозках.
Ещё до войны между Татищево, Идолгой и Слепцовкой располагались летние учебные лагеря 35-й Саратовской территориальной дивизии, в трёх километрах от села Слепцовка была граница артиллерийского полигона. С осени 1941 года всё это было заполнено призывниками, во всех окрестных лесах и в каждом деревенском доме стояли солдаты, появились новые крупные учебные лагеря по подготовке мобилизованных.
В окрестностях села Слепцовка осенью и зимой 1941 года формировалась 5-я дивизия польской армии генерала Андерса.
В пяти километрах от села Слепцовка (в урочище Мордовино) осенью 1941 была создана база Татищевского районного партизанского отряда.
В 1942 году развернулось строительство Саратовского оборонительного обвода. Противотанковый ров проходил и около села Куликовка. Все жители села самоотверженно трудились на его строительстве. Этот ров сохранился, находится за селом недалеко от мехтока.
В июне-августе 1942 года в селе Карамышка пребывала 308-я стрелковая дивизия (2-го формирования) на пополнении перед переброской на Сталинград.
3 сентября 1942 года по приказу Народного комиссара обороны Союза Советских Социалистических республик был создан Татищевский танковый военный лагерь. 99-я танковая бригада, занимавшая оборону по восточному берегу Волги, 29 октября 1942 года в составе 2-го танкового корпуса вышла в резерв Ставки Верховного Главнокомандования и прибыла в Татищевский танковый военный лагерь на укомплектование.
Население пополнялось многочисленными эвакуированными из западных регионов. В середине 1943 года в район из оккупированных территорий прибыло более 3 тысяч эвакуированных. Это были в основном женщины, старики и дети.
В 1944 году началось строительство трубопровода «Елшанка-Москва». Трасса велась в километре от окраины села Елшанка, многие односельчане участвовали в земляных работах. Но главной рабочей силой стали военнопленные немцы и румыны, лагерь для которых построили в 6 километрах от села у разъезда Никольский.
За годы войны в действующую армию было призвано 10748 земляков-татищевцев. Пали смертью храбрых на ратном поле 2958 воинов. 57 побывали в фашистском плену, из них 40 человек там умерло. На 3 тысячи ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев так и не пришли домой похоронки.
Татищевская земля в годы Великой Отечественной войны дала Родине десять Героев Советского Союза. Золотом вписаны в память поколений их славные имена. Это Иван Алексеевич Евтеев, Евгений Александрович Мясников, Григорий Фролович Шигаев, Анатолий Алексеевич Лапшев, Василий Дмитриевич Конов, Петр Тихонович Пономарев, Владимир Андреевич Васильев, Иван Васильевич Пресняков, Петр Андреевич Мельников, Алексей Петрович Босов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Работа в парах. Составить пословицы, которые подходят к теме нашего урока:
Кто храбро сражается в бою ,… (тот честно защищает Родину свою)
Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)
Умелый воин не … (дрогнет в бою)
За край родной иди … (бесстрашно в бой)
Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)
Кто Родине верен,…(тот в бою примерен)
Бой красен мужеством, …( а товарищ дружеством)
Добра желаешь, … (добро и делай)
Доброго человека … (в красный угол сажают)
Кто храбро сражается в бою ,… (тот честно защищает Родину свою)
Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)
Умелый воин не … (дрогнет в бою)
За край родной иди … (бесстрашно в бой)
Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карточка
Задание: из предложенного списка имен и фамилий нужно выбрать только те, которые являются фамилиями великих русских полководцев, маршалов, генералов.
Георгий Жуков, Иван Грозный, Федор Шаляпин, Михаил Кутузов, Пётр Чайковский, Юрий Гагарин, Михаил Ломоносов, Павел Третьяков, Александр Суворов.
Слова на доску:
Протоиерей Дмитрий Смирнов: "Христианин идет на войну не убивать, а умирать".
***
В чем видел главный секрет своих побед великий полководец Суворов, не проигравший ни одного сражения за всю жизнь? Сам он говорил просто: «Молись Богу, от Него – победа!..»
(93 сражения – 93 победы)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Русь православная
1. Показалось солнышко из-за серых туч
Осветил Господь любовью край велик-могуч
Силушка, эх, ратная, сквозь века до нас
Докатилась славушка: Бог Россию спас!
Русь Православная, Святая Русь!
Вера держаная хранит нас пусть.
Русь Православная, Древняя Русь!
Верой и Правдою служить клянусь.
2. Князь Владимир Красно Солнышко Родную Русь крестил
Бог знамением чудесным его очи исцелил.
А за это перед Богом обещанье князь сдержал,
И великий Днепр могучий, для Руси купелью стал.
Русь Православная, Святая Русь!
Вера держаная хранит нас пусть.
Русь Православная, Древняя Русь!
Верой и Правдою служить клянусь.
3. И свершилось и сбылось, вопреки врагам,
Потянулся стар и млад в Православный Храм!
В каждом сердце засиял правой веры свет,
Что спасает нас с тобой больше тысячи лет.
Русь Православная, Святая Русь!
Вера держаная хранит нас пусть.
Русь Православная, Древняя Русь!
Верой и Правдою служить клянусь.
4. Показалось солнышко из-за серых туч
Осветил Господь любовью край велик-могуч
Силушка, эх, ратная сквозь века до нас
Докатилась славушка: Бог Россию спас!
Кто храбро сражается в бою,
тот честно защищает Родину свою
Тот герой, … кто за Родину стоит горой
Чужой земли не хотим,
но и своей не отдадим
Кто Родине верен,
тот в бою примерен
Бой красен мужеством,
а товарищ дружеством
Добра желаешь,
добро и делай
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.