Урок Основание греческих колоний.

  • docx
  • 20.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Основание греческих колоний.docx

Урок  Основание греческих колоний.

1.   Учитель-Павлова Наталья Викторовна

2.   Место работы – МБОУ «СОШ №2 «Шкла будущего» МОГО г. Ялта РК

3.   Должность – учитель истории и обществознания

4.   Предмет – история

5.   Класс – 5

 

Цели урока:

Выявить причины «Великой греческой колонизации».

Показать, где основывались греческие колонии и чем занимались переселенцы.

Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстами, иллюстрациями, сравнивать природные условия Древней Греции и колонии.

Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Планируемые результаты:

Предметные

Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков; характеризовать важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам

Коммуникативные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование навыков анализа, индивидуальной и коллективной работы проектирования. Осознание роли зарождения античного мира

 

Оборудование: учебник История Древнего мира А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая под редакцией А.А. Искендерова . М.: Просвещение, 2014.

 Атласы по истории Древнего мира

План урока.

Актуализация опорных знаний.

Как было образовано Спартанское государство?

Как происходило расширение территории Спартанского государства?

Расскажите о борьбе между спартанцами и илотами.

Как было организовано управление  Спартой?

На что была направлена система воспитания спартанских юношей?

План изучения

1.      Почему греки покидали родину.

2.      В каких местах греки основывали колонии.

3.      Греки и скифы на северных берегах Черного моря.

 

1.Вводное слово учителя. Афинское и Спартанское государства были крупными греческими государствами, но и они уступали по размерам. Например, древнему Египту и Вавилонскому государству. Такие маленькие государства принято называть городами – государствами

Вопрос классу. Между какими группами свободного населения в Греции  шла ожесточенная борьба?

Ответ учащихся. Крестьянами и крупными  землевладельцами.

Почему крестьяне вынуждены были делать долги?

Ответ учащихся. Скудные урожаи из-за неплодородной  земли.

Создание проблемной ситуации.

В те времена, когда в Греции возникали города – государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что заставило их бросмть родной дом и переселиться в дальние страны?

 

Работа с учебником. Почитать 1 пункт параграфа и записать в тетрадь причины греческой колонизации.

Учащиеся записывают следующие причины:

- в Греции не хватало земли;

- необходимость покинуть родину после поражения в политической борьбе;

- расширение торговых связей.

2. В каких местах  реки основывали  колонии.

Работа с картой.

Учащиеся работают с атласом . а учитель с настенной картой и определяют основные направления греческой колонизации:

Западное – Южная Италия и Сицилия;

Северо- Западное – фракийское побережье Эгейского моря, побережье Черного моря;

Южное – финикийское побережье.

4.      Греки основали много колоний. На территории Р.Ф.  (Крыма) сохранилось много греческих названий:  Ялта – «прибрежная», Феодосия -  «Божественные дары». Кроме названий на территории Крыма сохранились остатки бывших греческих поселений.

Пантикапей – «рыбный путь» - основан в 6 веке до н.э. (Керчь)

Херсонес – «полуостров» - основан в 5 веке до н.э.

Давайте познакомимся с жизнью греческих колоний на примере Херсонеса.

 

Работа  документом.

Учитель. Каждый житель Херсонеса, достигший определенного возраста приносил присягу на верность своему полису.Перед вами присяга  жителей Херсонеса. Прочитайте ее и дайте ответы на вопросы.

Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями Олимпийскими и героями, кои владеют городом, землей и укреплениями херсонеситов: Я буду единомыслен относительно благосостояния города и граждан и не предам Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной Гавани, прочих укреплений из области, которою херсонеситы владеют или владели. Ничего никому – ни эллину, ни варвару, но буду охранять для народа херсонеситов; не нарушу демократии и желающему предать или нарушить не дозволю и не утаю вместе с ним. Но заявлю демиургам, правящим в городе; буду врагом злоумышленнику и предателю или склоняющему к падению Херсонес, Керкинитиду, Прекрасную Гавань или укрепления и область херсонеситов; буду служить демиургом и членом совета как можно лучше и справедливее для города и граждан; и верность народу сохраню и не передам на словах ни эллину, ни варвару ничего тайного, что может повредить городу; не дам и не приму дара во вред города и сограждан; не замыслю никакого неправедного деяния против кого-либо из граждан и никакому злоумышленнику не дозволю, и не утаю вместе с ним. Но заявлю и на суде подам голос по законам; не вступлю в заговор ни против общины херсонеситов, ни против кого-либо из сограждан, кто не объявлен врагом народу; если же я с кем-либо вступил в заговор, связан какой-либо клятвой или обетом, то нарушение да будет лучше для меня, а не нарушение – обратное; и если я узнаю о каком-либо заговоре, существующий или составляющийся, то заявлю демиургам; и хлеба не буду продавать и вывозить с равнины в другое место, лишь только в Херсонес. Зевс, Гея, Гелиос, Дева и боги Олимпийские, поддерживающие меня в этом, даруют благо мне самому и роду моему, а не выполняющему – зло мне самому и роду моему, пусть тогда не приносит мне плода ни земля, ни море, женщины не рождают прекрасных детей…

 

Вопросы.

- Каким был государственный строй в Херсонесе?

- Каким богам поклонялись жители города?

- Как вы считаете, почему херсонеситы приносили присягу? Что именно для них имело особое значение?  

Самостоятельная работа с учебником.

Задание: составьте сравнительную  таблицу «Жизнь греков и скифов».

 

Вопросы для сравнения

 

Греки

 

Скифы

Чем занимались?

 

 

Как управлялся полис?

 

 

В каких домах жили?

 

 

Проверка выполнения задания.

 

Подведение итогов урока.

Текст с ошибками.

Жители Херсонеса были выходцами из Афин.После подавления восстания демоса часть населения уехала из города и основали новый город в Северном Причерноморье. Со своей метрополией херсонеситы не поддерживали ни каких отношений. Одним из основных занятий жителей  города была торговля.Торговали в основном вином. Зерном и рыбой.

Как и в любом греческом полисе. В Херсонесе были театр, храм, посвященный греческим богам. монетный двор. Херсонес управлялся царями.

Проверка выполнения задания.

Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие умения и навыки отработали7

- Что понравилось и не понравилось на уроке?

- Какие выводы сделали?

Домашнеее задание.