Урок Основание греческих колоний.
1. Учитель-Павлова Наталья Викторовна
2. Место работы – МБОУ «СОШ №2 «Шкла будущего» МОГО г. Ялта РК
3. Должность – учитель истории и обществознания
4. Предмет – история
5. Класс – 5
Цели урока:
Выявить причины «Великой греческой колонизации».
Показать, где основывались греческие колонии и чем занимались переселенцы.
Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстами, иллюстрациями, сравнивать природные условия Древней Греции и колонии.
Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Планируемые результаты:
Предметные
Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков; характеризовать важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам
Коммуникативные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Формирование навыков анализа, индивидуальной и коллективной работы проектирования. Осознание роли зарождения античного мира
Оборудование: учебник История Древнего мира А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая под редакцией А.А. Искендерова . М.: Просвещение, 2014.
Атласы по истории Древнего мира
План урока.
Актуализация опорных знаний.
Как было образовано Спартанское государство?
Как происходило расширение территории Спартанского государства?
Расскажите о борьбе между спартанцами и илотами.
Как было организовано управление Спартой?
На что была направлена система воспитания спартанских юношей?
План изучения
1. Почему греки покидали родину.
2. В каких местах греки основывали колонии.
3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.
1.Вводное слово учителя. Афинское и Спартанское государства были крупными греческими государствами, но и они уступали по размерам. Например, древнему Египту и Вавилонскому государству. Такие маленькие государства принято называть городами – государствами
Вопрос классу. Между какими группами свободного населения в Греции шла ожесточенная борьба?
Ответ учащихся. Крестьянами и крупными землевладельцами.
Почему крестьяне вынуждены были делать долги?
Ответ учащихся. Скудные урожаи из-за неплодородной земли.
Создание проблемной ситуации.
В те времена, когда в Греции возникали города – государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что заставило их бросмть родной дом и переселиться в дальние страны?
Работа с учебником. Почитать 1 пункт параграфа и записать в тетрадь причины греческой колонизации.
Учащиеся записывают следующие причины:
- в Греции не хватало земли;
- необходимость покинуть родину после поражения в политической борьбе;
- расширение торговых связей.
2. В каких местах реки основывали колонии.
Работа с картой.
Учащиеся работают с атласом . а учитель с настенной картой и определяют основные направления греческой колонизации:
Западное – Южная Италия и Сицилия;
Северо- Западное – фракийское побережье Эгейского моря, побережье Черного моря;
Южное – финикийское побережье.
4. Греки основали много колоний. На территории Р.Ф. (Крыма) сохранилось много греческих названий: Ялта – «прибрежная», Феодосия - «Божественные дары». Кроме названий на территории Крыма сохранились остатки бывших греческих поселений.
Пантикапей – «рыбный путь» - основан в 6 веке до н.э. (Керчь)
Херсонес – «полуостров» - основан в 5 веке до н.э.
Давайте познакомимся с жизнью греческих колоний на примере Херсонеса.
Работа документом.
Учитель. Каждый житель Херсонеса, достигший определенного возраста приносил присягу на верность своему полису.Перед вами присяга жителей Херсонеса. Прочитайте ее и дайте ответы на вопросы.
Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями Олимпийскими и героями, кои владеют городом, землей и укреплениями херсонеситов: Я буду единомыслен относительно благосостояния города и граждан и не предам Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной Гавани, прочих укреплений из области, которою херсонеситы владеют или владели. Ничего никому – ни эллину, ни варвару, но буду охранять для народа херсонеситов; не нарушу демократии и желающему предать или нарушить не дозволю и не утаю вместе с ним. Но заявлю демиургам, правящим в городе; буду врагом злоумышленнику и предателю или склоняющему к падению Херсонес, Керкинитиду, Прекрасную Гавань или укрепления и область херсонеситов; буду служить демиургом и членом совета как можно лучше и справедливее для города и граждан; и верность народу сохраню и не передам на словах ни эллину, ни варвару ничего тайного, что может повредить городу; не дам и не приму дара во вред города и сограждан; не замыслю никакого неправедного деяния против кого-либо из граждан и никакому злоумышленнику не дозволю, и не утаю вместе с ним. Но заявлю и на суде подам голос по законам; не вступлю в заговор ни против общины херсонеситов, ни против кого-либо из сограждан, кто не объявлен врагом народу; если же я с кем-либо вступил в заговор, связан какой-либо клятвой или обетом, то нарушение да будет лучше для меня, а не нарушение – обратное; и если я узнаю о каком-либо заговоре, существующий или составляющийся, то заявлю демиургам; и хлеба не буду продавать и вывозить с равнины в другое место, лишь только в Херсонес. Зевс, Гея, Гелиос, Дева и боги Олимпийские, поддерживающие меня в этом, даруют благо мне самому и роду моему, а не выполняющему – зло мне самому и роду моему, пусть тогда не приносит мне плода ни земля, ни море, женщины не рождают прекрасных детей…
Вопросы.
- Каким был государственный строй в Херсонесе?
- Каким богам поклонялись жители города?
- Как вы считаете, почему херсонеситы приносили присягу? Что именно для них имело особое значение?
Самостоятельная работа с учебником.
Задание: составьте сравнительную таблицу «Жизнь греков и скифов».
Вопросы для сравнения |
Греки |
Скифы |
Чем занимались? |
|
|
Как управлялся полис? |
|
|
В каких домах жили? |
|
|
Проверка выполнения задания.
Подведение итогов урока.
Текст с ошибками.
Жители Херсонеса были выходцами из Афин.После подавления восстания демоса часть населения уехала из города и основали новый город в Северном Причерноморье. Со своей метрополией херсонеситы не поддерживали ни каких отношений. Одним из основных занятий жителей города была торговля.Торговали в основном вином. Зерном и рыбой.
Как и в любом греческом полисе. В Херсонесе были театр, храм, посвященный греческим богам. монетный двор. Херсонес управлялся царями.
Проверка выполнения задания.
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие умения и навыки отработали7
- Что понравилось и не понравилось на уроке?
- Какие выводы сделали?
Домашнеее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.