Урок русского языка в 5-м классе по теме "Паронимы"
Разделы: Русский язык
Ход урока:
I. Повторение
- Здравствуйте! Записываем число, классная работа.
Давайте повторим, что мы изучили уже с вами, какие понятия. Я вам загадаю загадки. а вы мне-ответ.
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все эти слова
Всегда противоположны
(АНТОНИМЫ)
Различен смысл в словах. И что же?
Как близнецы, они похожи.
Груз подает подъемный кран,
И воду льет в квартире кран
(ОМОНИМЫ)
А про что же мы
забыли? (Видео). Смотрим на экран и выписываем какие синонимы мы встретили
здесь (безвредный-безопасный, безоблачный и ясный, таинственный- секретный,
невидный-незаметный, настигнем и догоним, коснемся и затронем,
вышло-получилось, умный- с головой, сено-сушеная трава, поесть и подкрепиться,
спешить и торопиться, пернатые и птицы, колы и единицы, потерянный-пропащий,
сверкающий-блестящий, старт-начало, финиш-конец.
Какие части речи?
- А теперь попробуем определить, какую нам лексическую группу слов осталось изучить. Нас ждет кроссворд. Я описываю предмет или понятие,вы говорите что это,а буквы, которые выделены розовым выписываете, что получилось что-то особенное.
Что у нас за слово в итоге получилось? ПАРОНИМЫ. Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока. Какая у нас сегодня тема? Записываем посреди строки. Итак каковы наши цели на этом уроке?
Цели урока:
1)
усвоение лексического понятия “паронимы”;
2) формирование умений:
а) разграничивать по
значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные
слова;
б) использовать их в речи как средство художественной выразительности
(наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических
ошибок).
3) развитие творческого воображения учащихся.
Как думаете, что это за группа слов по лексическому значению?
Записываем определение и примеры с ударением. Чем они отличаются?
|
1. Мероприятия для
осуществления важной общественной задачи. |
Какие из слов в кроссворде являются паронимами?
II. Усвоение нового материала
Кто прав?
Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится
за стол и бормочет:
- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.
- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.
- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.
- Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)
Возможные версии:
1) Оба правы. Можно
говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова
“рыба”.
2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они
отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит,
прав Витя.
3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он
принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.
Вывод:
Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.
- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)
Записываем: рыбий хвост - рыбный суп
III. Тренировочные упражнения:
1. Ребята, я слышала разговор ваших одноклассников разговор одноклассников.
Например, Ангелина говорит:
- Паронимы, по-моему, просто-напросто ехидные слова. Им бы только сбить человека! Ножку подставить! Вот эти: Представить и предоставить. Я их всегда путаю…
А Вера внушительно сказала:
- Ну, и не надо их употреблять. Вот я, например: если вижу, что кто-то ехидный, то я с ним не вожусь. С такими словами ты не знайся. Пусть они по себе, а ты сама по себе.
(В результате обмена мнениями создаётся мотивация изучения темы: паронимы надо изучать, чтобы не смешивать в речи)
- В каком случае вы употребите слово “представить”, в каком “предоставить”? (В случае затруднения предлагаем обратиться к толковому словарю или словарю паронимов)
Предоставить - дать возможность пользоваться чем-либо, позволить пользоваться. Представить - предъявить, показать.
2. Переписываем со слайдов, выделяем морфемы:
Единичный
Единственный
Единый
Добрый
Добротный
Обосновать
Основать
Гарантийный
Гарантированный
III. Физминутка
А теперь отдохнем немного, встанем и повторяем
4. Закрепление материала
1. Один из самых сложных случаев в русском языке - паронимы одеть и надеть. Когда который употребляется? (Обсуждение)
Дать в помощь два словосочетания:
Надеть одежду.
Одеть Надежду.
(на примере картинки)
Одеть Надежду, надеть одежду
«Одень», «Надень»... Два слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
А шуба, стало быть, НАдета.
«Одень», «НАдень»… Давай глядеть:
Когда Одеть и что НАдеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть НАдето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть НАдет!
В чем комичность реплики?
2. а теперь обратимся к учебнику.- Упр 202. Читаем задание.
На всякий случай:
Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. (При необходимости обращайтесь за помощью к словарю).
Понятливый - понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо).
Расчетливый - расчетный (купец, счет, рассудительность, таблица).
Удачливый - удачный (день, охотник, дело, торговец.)
5. Итоги урока
Итак, с каким понятием мы сегодня познакомились? Как избежать смешения паронимов? Выполнили мы цели урока, узнали, что это такое?
6. Домашнее задание:
I. По рядам: переписываем, дома составить предложения с каждым словом.
Понятливый – понятный, соседний - соседский, сытный - сытый, обидный - обидчивый, адресат - адресант, зачинатель – зачинщик, невежественный – невежливый, линючий - линялый, жесткий – жестокий, абонент – абонемент, безответный – безответственный, праздный – праздничный.
Объяснить значение каждого слова, придумать предложение с каждым словом
+§26, повторить §24, 25
ОЦЕНКИ(с комменатриями)
2). К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.
Воздух, край
(лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.