Урок "Паронимы" 5 кл
Оценка 4.6

Урок "Паронимы" 5 кл

Оценка 4.6
Документация
docx
русская литература +1
5 кл—7 кл
29.04.2023
Урок "Паронимы" 5 кл
открытый урок по русскому языку в 5 классе
паронимы.docx

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Паронимы"

Разделы: Русский язык

Ход урока:

I. Повторение

- Здравствуйте! Записываем число, классная работа.

Давайте повторим, что мы изучили уже с вами, какие понятия. Я вам загадаю загадки. а вы мне-ответ.

Минусплюс, огоньвода,

Дерзкийосторожный,

Все эти слова

Всегда противоположны

(АНТОНИМЫ)

Различен смысл в словах. И что же?

Как близнецы, они похожи.

Груз подает подъемный кран,

И воду льет в квартире кран

(ОМОНИМЫ)

А про что же мы забыли? (Видео). Смотрим на экран и выписываем какие синонимы мы встретили здесь (безвредный-безопасный, безоблачный и ясный, таинственный- секретный, невидный-незаметный, настигнем и догоним, коснемся и затронем, вышло-получилось, умный- с головой, сено-сушеная трава, поесть и подкрепиться, спешить и торопиться, пернатые и птицы, колы и единицы, потерянный-пропащий, сверкающий-блестящий, старт-начало, финиш-конец.
Какие части речи?

- А теперь попробуем определить, какую нам лексическую группу слов осталось изучить. Нас ждет кроссворд. Я описываю предмет или понятие,вы говорите что это,а буквы, которые выделены розовым выписываете, что получилось что-то особенное.

Что у нас за слово в итоге получилось? ПАРОНИМЫ. Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока. Какая у нас сегодня тема? Записываем посреди строки.   Итак каковы наши цели на этом уроке?

Цели урока:

1) усвоение лексического понятия “паронимы”;
2) формирование умений:

а) разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова;
б) использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок).

3) развитие творческого воображения учащихся.

 

Как думаете, что это за группа слов по лексическому значению?

Записываем определение и примеры с ударением. Чем они отличаются?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/511986/img1.jpg

1. Мероприятия для осуществления важной общественной задачи. 
2. Перерыв между действиями спектакля, концерта. 
3. Краски, растворимые в воде. 
4. Способность к восприятию и различению запахов. 
5. Очарование, притягательная сила.
6. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. 
7. Группа людей. 
8. Овощ.

Какие из слов в кроссворде являются паронимами?

II. Усвоение нового материала

Кто прав?

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится

за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

- Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)

Возможные версии:

1) Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”. 
2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя.
3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.

Вывод:

Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)

Записываем: рыбий хвост - рыбный суп

III. Тренировочные упражнения:

1. Ребята, я слышала разговор ваших одноклассников разговор одноклассников.

Например, Ангелина  говорит:

- Паронимы, по-моему, просто-напросто ехидные слова. Им бы только сбить человека! Ножку подставить! Вот эти: Представить и предоставить. Я их всегда путаю…

А Вера  внушительно сказала:

- Ну, и не надо их употреблять. Вот я, например: если вижу, что кто-то ехидный, то я с ним не вожусь. С такими словами ты не знайся. Пусть они по себе, а ты сама по себе.

(В результате обмена мнениями создаётся мотивация изучения темы: паронимы надо изучать, чтобы не смешивать в речи)

- В каком случае вы употребите слово “представить”, в каком “предоставить”? (В случае затруднения предлагаем обратиться к толковому словарю или словарю паронимов)

Предоставить - дать возможность пользоваться чем-либо, позволить пользоваться. Представить - предъявить, показать.

2. Переписываем со слайдов, выделяем морфемы:

Единичный

Единственный

Единый

Добрый

Добротный

Обосновать

Основать

Гарантийный

Гарантированный

III. Физминутка

А теперь отдохнем немного, встанем и повторяем

 

4. Закрепление материала

1. Один из самых сложных случаев в русском языке -  паронимы одеть и надеть. Когда который употребляется? (Обсуждение)

Дать в помощь два словосочетания:

Надеть одежду.

Одеть Надежду.

(на примере картинки)

Одеть Надежду, надеть одежду

«Одень», «Надень»... Два слова

Мы путаем так бестолково!

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

А шуба, стало быть, НАдета.

«Одень», «НАдень»… Давай глядеть:

Когда Одеть и что НАдеть.

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть НАдето.

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть НАдет!

В чем комичность реплики?

2. а теперь обратимся к учебнику.-  Упр 202. Читаем задание.

На всякий случай:

 Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. (При необходимости обращайтесь за помощью к словарю).

Понятливый - понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо).

Расчетливый - расчетный (купец, счет, рассудительность, таблица).

Удачливый - удачный (день, охотник, дело, торговец.)

5. Итоги урока

Итак, с каким понятием мы сегодня познакомились? Как избежать смешения паронимов? Выполнили мы цели урока, узнали, что это такое?

6. Домашнее задание:

I. По рядам: переписываем, дома составить предложения с каждым словом.

Понятливый – понятный, соседний - соседский, сытный - сытый, обидный - обидчивый, адресат - адресант, зачинатель – зачинщик, невежественный – невежливый, линючий - линялый, жесткий – жестокий, абонент – абонемент, безответный – безответственный, праздный – праздничный.

Объяснить значение каждого слова, придумать предложение с каждым словом

+§26, повторить §24, 25

ОЦЕНКИ(с комменатриями)

 

2). К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.

Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Паронимы"

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Паронимы"

Мероприятия для осуществления важной общественной задачи

Мероприятия для осуществления важной общественной задачи

Предоставить - дать возможность пользоваться чем-либо, позволить пользоваться

Предоставить - дать возможность пользоваться чем-либо, позволить пользоваться

Составьте и запишите словосочетания “прилаг

Составьте и запишите словосочетания “прилаг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2023