Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия
«Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе
«Правописание глаголов с -тся и -ться»
Учитель: Жданкина И.Н.
2022 г.
Тема урока: Правописание глаголов с -тся и -ться.
Тип урока: изучение нового материала
Цели: познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах; научить обучающихся правилу
написания -тся, -ться в глаголах.
Задачи :
образовательные :
научить обучающихся правилу написания -тся, -ться в глаголах, использую алгоритм действий;
коррекционно-развивающие: коррегировать внимание путём выполнения
коррекция связной устной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы..
воспитательные: воспитывать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, любовь к родному языку, к труду.
Оборудование: раздаточный материал, классная доска, карточки, презентация, картинки для словарного диктанта.
Ход урока.
I.Организационная часть урока.
Цель - подготовка учащихся к работе на уроке , настрой учащихся на работу, организация внимания)
У: Добрый день! Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!
- Сегодня, ребята, у нас гости. Давайте поприветствуем их, а теперь садитесь.
II. Проверка домашнего задания
Цель: Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, устранит в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по образцу.
У: - Какое упражнение было задано на дом?
-Какое задание нужно было выполнить?
IIІ. Актуализация опорных знаний.
У: А сейчас отгадайте загадку. Слайд №2
1. Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет,
Чертит, пишет , иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол.)
- О какой части речи говорится в загадке? Слайд № 3
2) Устный опрос.
- Итак вспомним всё то , что мы знаем о глаголе. Дополни (вывешиваются ответы на доску)
Глагол – это ..
Обозначает ..
Отвечает на вопросы ..
Имеет неопределённую форму ..
-Молодцы!
3. Работа с пословицей
Прочитайте пословицу:
Тот труда не бои…ся, кто умеет труди…ся.
Как вы понимаете смысл пословицы?
Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.
Сравните свои работы со слайдом.
Как вы проверяли, где надо написать с ь, а где нет?
Что же получается? (вы по-разному написали слова с пропущенными буквами)
Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло?
Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или –ться.
ІV. Сообщение темы и цели урока.
Цель - сообщить
тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость
изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой
темы.
У.: - Кто догадался над какой темой мы с вами будем работать?
( ответы детей и появление темы на доске) Слайд № 4
У: - Правильно. Тема нашего урока «Правописание глаголов с- тся и – ться»
Открываем наши рабочие тетради и записываем число, месяц, тему нашего урока.
V.Объяснение нового материала.
Цель - дать учащимся конкретное представление об изучаемом правиле.
1.- Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.
- Прочитайте слова 1 столбика
- Что их объединяет? (глаголы)
- На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)
- В какой форме стоят? (неопределённая форма)
- Прочитайте слова 2 столбика
- Что их объединяет? (глаголы)
- На какой вопрос они отвечают? (что делает?, что сделает?)
- В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., ) Слайд № 5
Неопред.ф 3-е лицо
Что делать? Что сделать? Он что делает?что сделает?
учиться учится
лениться ленится
броситься бросится
- От чего зависит написание -тся, -ться ? ( От того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)
ВЫВОД: выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу. Слайд № 6
На экран проецируется стихотворение: Слайд № 7
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГЛАГОЛ ПИСАТЬ,
НЕ ЗАБУДЬ ВОПРОС ЗАДАТЬ:
ЕСЛИ МЯГКИЙ ЗНАК В ВОПРОСЕ,
ТО В ГЛАГОЛ ЕГО МЫ ВНОСИМ.
- Помните, дети! Вопрос - ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.
У: Я сейчас я вам раздам правила, чтобы они у вас были перед глазами.
VІ. Физминутка
Цель: снять наступающее утомление, восстановить работоспособность детей.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
У: Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянуться, поклониться, нагнуться, разогнуться)
- Запишем их в столбик.
- Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)
- Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.
Потянуться – потянется.
Поклониться – поклонится.
Нагнуться – нагнется.
Разогнуться – разогнется.
3. Составление алгоритма- на доске- коллективная работа. Слайд № 8
- У: Я сейчас мы с вами, составим алгоритм, который поможет вам в работе.
Глагол
-тся -ться
Поставь вопрос
Если
что (с) делать? что делает? , что сделает?,
что делают? , что сделают?
неопределённая форма 3-е лицо, ед. или мн.ч
в вопросе есть ь знак, в вопросе нет ь знака,
то пиши -ться то пиши -тся
Слайд № 9
VІІ. Первичное закрепление изученного материала. Слайд №10
Цель - закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, используя алгоритм.
1.Замени, одним словом
Проявлять стремление - стремит…ся
Они испытывают волнение – волнуют…ся
Допускать ошибки - ошибат…ся
Он испытывает радость - радует…ся
2. Работав парах.
Задание : Составьте из слов пословицу. Объясните правописание Ь знака в глаголах.
Грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегда.
Друзья, в, беда, познают…ся.
Физ. минутка
VІІІ .Закрепление. Слайд № 11
2.Самостоятельная работа на карточках.
Задание: Отгадайте загадки. Запишите их. Объясните правописание Ь знака в глаголах.
Кто в холод не боит?ся
Остат?ся без перинки
И вытряхнет на землю
Летящие пушинки. (Зима)
Мы в морозный день с друзьями
Снег из шланга поливали.
Как появит?ся ледок,
Значит, все — готов... (каток)
Льет?ся речка – мы лежим.
Лед на речке – мы бежим. (коньки)
С ветром кружит?ся, играет,
Небо синее скрывает,
То поземкой стелет?ся
Зимняя... (метелица)
3. Игра «Услышь Ь».
У: Давайте теперь поиграем. Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет - потопайте:
Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.
ІX. Подведение итогов и рефлексия.
Цель - сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
Выводы: вопросы на понимание изученного материала; · разбор и запись домашнего задания; · оценка работы учащихся.
Учитель
-Что новое узнали на уроке?
- От чего зависит написание -тся, -ться ?
- За работу на уроке получили отметки.
X. Задание на дом: работа по карточкам.
Цель – закрепить полученные на уроке знания и умения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.