Урок письма и развития речи " Правописание глаголов с -тся и -ться"
Оценка 4.8

Урок письма и развития речи " Правописание глаголов с -тся и -ться"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык +1
9 кл
22.01.2022
Урок письма и развития речи " Правописание глаголов с -тся и -ться"
Урок письма и развития речи.docx

Государственное  бюджетное  образовательное  учреждение 

Республики Мордовия

«Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей,  с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  урока письма и развития речи в 9 классе

 

«Правописание глаголов с -тся и -ться»

 

 

 

Учитель: Жданкина И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

 

Тема урока: Правописание глаголов с -тся и -ться.

Тип урока: изучение нового материала

Цели: познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах; научить обучающихся правилу

написания -тся, -ться в глаголах.

Задачи :

образовательные :

научить обучающихся правилу написания -тся, -ться в глаголах, использую алгоритм действий;

коррекционно-развивающие: коррегировать внимание путём выполнения

коррекция связной устной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы..

 

воспитательные: воспитывать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, любовь к родному языку, к труду.

 

Оборудование: раздаточный материал, классная  доска, карточки, презентация, картинки для словарного диктанта.

Ход урока.

I.Организационная часть урока.

Цель - подготовка учащихся к работе на уроке , настрой учащихся на работу, организация внимания)

 У:  Добрый день!   Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

- Сегодня, ребята, у нас  гости. Давайте поприветствуем их, а теперь садитесь. 

 

II.      Проверка домашнего задания

Цель: Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания,  определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, устранит  в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

 Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по образцу.

У:  - Какое упражнение было задано на дом?

-Какое задание нужно было выполнить?

IIІ. Актуализация опорных знаний.

У: А сейчас отгадайте загадку. Слайд №2

1. Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает,  расскажет,

Чертит, пишет , иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам … (глагол.)

- О какой части речи говорится в загадке?  Слайд № 3

2) Устный опрос.

- Итак вспомним всё то , что мы знаем о глаголе. Дополни (вывешиваются ответы на доску)

Глагол – это ..

Обозначает ..

Отвечает на вопросы ..

Имеет неопределённую форму  ..

-Молодцы!

3. Работа с пословицей

Прочитайте пословицу:        

Тот труда не бои…ся, кто умеет труди…ся.

Как вы понимаете смысл пословицы?

Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

Сравните свои работы со слайдом.

Как вы проверяли,  где надо написать с ь, а где нет?

Что же получается? (вы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло?

Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или –ться.

ІV. Сообщение темы и цели урока.

Цель - сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
 

У.: - Кто догадался над какой темой мы с вами будем работать?

( ответы детей и появление темы на доске) Слайд № 4

У: - Правильно. Тема нашего урока  «Правописание глаголов с- тся и – ться»

 Открываем наши рабочие тетради и записываем число, месяц, тему нашего урока.

V.Объяснение нового материала.

Цель - дать учащимся конкретное представление об изучаемом правиле.

 1.- Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.

- Прочитайте слова 1 столбика

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)

- В какой форме стоят? (неопределённая форма)

- Прочитайте слова 2 столбика

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делает?, что сделает?)

- В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., ) Слайд № 5

                Неопред.ф                                                        3-е лицо

       Что делать? Что сделать?                         Он что делает?что сделает?  

 

учиться                                                                                  учится

лениться                                                                                 ленится

броситься                                                                               бросится

 

 - От чего зависит написание -тся, -ться ? ( От того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

 ВЫВОД:  выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу. Слайд № 6

 

 На экран проецируется стихотворение: Слайд № 7

 ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГЛАГОЛ ПИСАТЬ,

НЕ ЗАБУДЬ ВОПРОС ЗАДАТЬ:

ЕСЛИ МЯГКИЙ ЗНАК В ВОПРОСЕ,

ТО В ГЛАГОЛ ЕГО МЫ ВНОСИМ.

- Помните, дети! Вопрос - ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

 

У: Я сейчас я вам раздам правила, чтобы они у вас были перед глазами.

VІ.   Физминутка

Цель: снять наступающее утомление, восстановить работоспособность детей.

 

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

 

У:  Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянуться, поклониться, нагнуться, разогнуться)

- Запишем их в столбик.

- Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)

- Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.

 

Потянуться – потянется.

Поклониться – поклонится.

Нагнуться – нагнется.

Разогнуться – разогнется.

 

3.    Составление алгоритма- на доске- коллективная работа. Слайд № 8

- У: Я сейчас мы с вами, составим алгоритм, который поможет вам в работе.

                                                        Глагол

                                                  -тся        -ться

                                                     Поставь вопрос

                                                          Если

          что (с) делать?                                   что делает? , что сделает?,

                                                                        что делают? , что сделают?

неопределённая форма                                 3-е лицо, ед. или мн.ч

    в вопросе есть ь знак,                                 в вопросе нет ь знака,                             

         то пиши -ться                                                то пиши -тся

Слайд № 9

VІІ. Первичное закрепление изученного материала.  Слайд №10

Цель - закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, используя алгоритм.

   1.Замени, одним словом

Проявлять стремление  -                                    стремит…ся

Они испытывают  волнение      –                       волнуют…ся

Допускать ошибки           -                                  ошибат…ся

Он испытывает  радость    -                                радует…ся

2. Работав парах.

Задание : Составьте из слов пословицу. Объясните правописание Ь знака в глаголах. 

Грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегда.

Друзья, в, беда, познают…ся.

 Физ. минутка

VІІІ .Закрепление.  Слайд № 11

2.Самостоятельная работа на карточках.  

Задание: Отгадайте загадки. Запишите их. Объясните правописание Ь знака в глаголах.

Кто в холод не боит?ся

Остат?ся без перинки

И вытряхнет на землю

Летящие пушинки.   (Зима)

 

Мы в морозный день с друзьями

Снег из шланга поливали.

Как появит?ся ледок,

Значит, все — готов... (каток)

 

Льет?ся речка – мы лежим.

Лед на речке – мы бежим.  (коньки)

 

С ветром кружит?ся, играет,

Небо синее скрывает,

То поземкой стелет?ся

Зимняя... (метелица)

 

3. Игра «Услышь Ь».

У: Давайте теперь поиграем.  Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет - потопайте:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.

 

ІX. Подведение итогов и рефлексия. 

Цель - сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Выводы:  вопросы на понимание изученного материала; · разбор и запись домашнего задания; · оценка работы учащихся.

Учитель

-Что новое узнали на уроке?

 - От чего зависит написание -тся, -ться ?

- За работу на уроке получили отметки.

 

X. Задание на дом:  работа по карточкам.

 Цель – закрепить полученные на уроке знания и умения.

 


 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Тема урока: Правописание глаголов с -тся и -ться

Тема урока: Правописание глаголов с -тся и -ться

IIІ. Актуализация опорных знаний

IIІ. Актуализация опорных знаний

У : - Правильно. Тема нашего урока «Правописание глаголов с- тся и – ться»

У : - Правильно. Тема нашего урока «Правописание глаголов с- тся и – ться»

Цель: снять наступающее утомление, восстановить работоспособность детей

Цель: снять наступающее утомление, восстановить работоспособность детей

VІІ. Первичное закрепление изученного материала

VІІ. Первичное закрепление изученного материала

Кто в холод не боит?ся Остат?ся без перинки

Кто в холод не боит?ся Остат?ся без перинки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2022