Тема: «Изменение глагола по лицам. Первое лицо».
Цель урока:
- закреплять у учащихся понятия о глаголе, как части речи;
- формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, определять лицо и число глагола;
- развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником;
- воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, положительные качества личности;
- прививать интерес к предмету.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетради, учебник для 7 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Интересная часть речи,
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Совершенно верно, мы продолжаем с вами изучать такую часть речи как глагол.
- Назовите глаголы, которые вы услышали в стихотворении?
-А какие действия мы будем выполнять на уроке?
(писать, говорить, слушать, смотреть, читать, работать и т.д.)
II. Актуализация внимания и знаний учащихся.
Синтаксическая пятиминутка.
- Сегодняшний урок мы, как всегда, начнём с разбора предложений. Запишите и разберите по членам предложения (к доске):
По серебряному блюдечку катится золотое яблочко.
-Мы продолжаем знакомиться с такой интересной и важной частью речи, как глагол. Давайте вспомним, что такое ГЛАГОЛ? (Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать, что сделать?).
- СЛАЙ №1. Внимание на доску. Здесь записаны слова: кошка, ветер, цветы, телефон, учебник, кислый, любимый, скучный, блестящий, умный, прыгал, бежал, ползёт; любит, построит, смастерит.
- Разделите их на три группы (Работа по рядам)
- СЛАЙД№2. Что вы отнесли в первую группу? (существительные) Во вторую? (прилагательные). Какие слова определили в третью группу? (глаголы).
-Теперь глаголы разделите на три группы по разнообразию действий. По сколько слов в каждой подгруппе?
- СЛАЙД №3. На прошлых уроках мы выяснили, что глаголы изменяются по временам. Вспомните, какие бывают времена глаголов? (настоящее, прошедшее, будущее)
- Помимо времени и числа глагол так же изменяется еще и по лицам. Верно? На прошлом уроке мы с вами начали изучать тему изменение глаголов по лицам. И так, сколько лиц у глагола. ( 3 лица).
- СЛАЙД №4. Итак ребята, глагол изменяется по лица, имеет 3 лица. Как вы считаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (Изменение глагола по лицам. 1 лицо.)
- А какие задачи мы с вами будем сегодня решать, что мы с вами будем делать?
(1. Находить глаголы 1лица. 2. Ставить к ним вопросы. 3. Определять число у глаголов.)
III. Объяснение нового материала.
- Итак, первое лицо глагола, давайте вспомним, у какой части речи тоже есть лицо. ( числительное) СЛАЙД № 5.
- Мы с вами обратим внимание на первое лицо, я-мы. Я – ед.ч., мы – мн.ч.. Давайте подберем к ним глаголы. Запишем.
(Записываем ответы).
- А теперь поставим к глаголам вопросы. ( что делаю, что сделаю, что делаем, что сделаем).
- Какой можно сделать вывод?
- Откроем учебник на странице 212 и прочитаем правило. СЛАЙД № 6.
Физминутка.
«Всё наоборот». Подбери противоположные по смыслу глаголы.
Я называю глагол, кидаю мяч, вы называете свой глагол 1 лица и возвращаете мяч.
Говорю, плачу, отдыхаю, возьму, ругаю, потеряю, грущу, шепчу, иду.
IV. Закрепление.
Упражнение 277. ВЫВОД.
СЛАЙД №7. Работа по карточкам (групповая и индивидуальная).
Глухманюк Д., Гребенников А., Гадомский М.
Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.
1. Я на улице ( …?) бегу.
2. Мы пол для мамы (…?) подметем.
3. Мы (…?) любим походы в леса.
Вывод.
Остальные учащиеся.
(Работа по группам)
СЛАЙД №8.
Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. (беду, разведу, Чужую, руками, а ума, к своей, не приложу).
Мы в ответе за тех, кого приручили. (в ответе, за тех, Мы, приручили, кого).
Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, но вовлеки меня, и я пойму. (мне, Расскажи, забуду, я, покажи, и я, мне, запомню, но вовлеки, пойму, и я).
СЛАЙД №9.
V. Рефлексия.
Рефлексия ( на партах - по три кружка разного цвета, на доске – таблица: красный – да, коричневый – нет, зеленый – не знаю).
- Все ли было понятно на уроке?
- Понравился ли вам урок?
VI. Подведение итогов. Д./з.
СЛАЙД №10.
Повторить правило стр.212.
Упражнение 276.
Приложение
Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.
1. Я на улице ( …?) бегу.
2. Ты пол для мамы (…?) подметешь.
3. Они (…?) любят походы в лес.
Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.
1. Я на улице ( …?) бегу.
2. Ты пол для мамы (…?) подметешь.
3. Они (…?) любят походы в лес.
Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.
1. Я на улице ( …?) бегу.
2. Ты пол для мамы (…?) подметешь.
3. Они (…?) любят походы в лес.
Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.
4. Я на улице ( …?) бегу.
5. Ты пол для мамы (…?) подметешь.
6. Они (…?) любят походы в лес.
Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.
4. Я на улице ( …?) бегу.
5. Ты пол для мамы (…?) подметешь.
6. Они (…?) любят походы в лес.
Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.
4. Я на улице ( …?) бегу.
5. Ты пол для мамы (…?) подметешь.
6. Они (…?) любят походы в лес.
Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.
7. Я на улице ( …?) бегу.
8. Ты пол для мамы (…?) подметешь.
9. Они (…?) любят походы в лес.
Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.
7. Я на улице ( …?) бегу.
8. Ты пол для мамы (…?) подметешь.
9. Они (…?) любят походы в лес.
Спишите предложения. От выделенных местоимений поставить вопросы к глаголам 1-го лица. Глаголы подчеркнуть.
7. Я на улице ( …?) бегу.
8. Ты пол для мамы (…?) подметешь.
9. Они (…?) любят походы в лес.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.