Урок в 9 классе по теме:
«Свойства функций. Применение функции к решению физических задач».
.
Провела учитель математики Пастухова Н.А.
Цели урока:
Образовательная цель: сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению графических задач по физике.
Развивающая цель: развивать математические способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства, развивать исследовательские способности умение применять теоретические знания на практике, развивать память, внимание, наблюдательность.
Воспитательная цель: воспитывать устойчивый интерес к изучению математики и физики через реализацию межпредметных связей, воспитывать взаимопомощь и объективность оценки знаний; стимулировать учащихся к самовыражению, создавая ситуацию успеха.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по данной теме.
Оборудование: ноутбук, экран, доска;
мультимедийный проектор;
справочный материал по математике и физике;
лист самоконтроля;
карточки для фронтальной и самостоятельной работы.
Слайд на экране: Все сведения о природных телах и их свойствах должны содержать точные указания на вес, число, объем, размеры. Практика рождается только из тесного соединения физики и математики.
Запись на доске: Задача.
Дано: математика и физика.
Доказать: С физикой в жизнь, в суть с математикой.
Ход урока.
1. Организационный момент: Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
Сообщение темы и целей урока и его основных этапов:
а) проверка домашнего задания;
б) повторение теоретического материала;
в) решение задач;
г) диагностический тест;
д) просмотр презентации учащихся;
и) итог урока.
2. Проверка домашнего задания:
на доске: № 5.2(2), №15.2(2) – сборник подготовки е экзамену, №8.15(б)- учебник.
Одновременно по карточке на доске: построить график функции и перечислить свойства.
На местах по карточкам: №10.4(в, №8.15(а) )-учебник
3. Повторение теоретического материала фронтально:
- Дайте определение функции.
- Как называются переменные х и у?
- Что называют значениями аргумента, функции?
- Какие способы задания функции нам известны?
- Что значит прочитать график функции?
- Дайте определение графика функции, области определения функции.
Работа с графиками на слайдах из электронного сопровождения к учебнику «Алгебра, 8» Мордкович.
Перечислить свойства: название функции, название графика, область определения, монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значение функции , непрерывность, область значений, выпуклость.
4. Работа с классом.
Записывается тема урока.
Учитель: Напомню, что наша задача учиться использовать свойства функций при решении физических задач.
1) Лабораторная работа №6 содержит таблицу, полученную экспериментально, и как результат ваших исследований, построен график зависимости между величинами. Рассмотрим эту зависимость.
- Какая физическая величина была постоянной?
- Между какими физическими величинами
установлена связь?
- Как сила тока зависит от сопротивления на концах проводника?
- Какой закон физики выражает эта зависимость?
- Так как функция – это зависимость между двумя величинами, то какая из них играет роль аргумента, какая роль функции? Что является областью определения?
Задайте эту зависимость на математическом языке, как называется график, и достройте график, заменив R на х, I на у, на всей области определения этой функции.
№ |
U,B |
R,Oм |
I,A |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
0,5 |
2) Проведем еще одну аналогию между понятиями физики и математики на примере прямолинейного движения. ( у учащихся справочный материал).
- Какие виды прямолинейного движения вам известны.
- Заполним таблицу на магнитной доске, выражающую аналогию между физическими зависимостями в этих видах движения и математическими формулами.
а) Какой вид движения описывает эта формула, какую зависимость она устанавливает? С какой функцией ассоциируется эта формула?
б)
в) Основной закон кинематики выражает формула: .
зависимость каких величин здесь выражена, какой вид движения? Какая функция в математике описывает эту зависимость?
г) Какой вид движения описывают эти формулы, К какому виду функции относятся?
Задача 1.
По данному графику скорости: а) описать характер движения на каждом участке;
б) Как изменяется ускорение на каждом участке; в) Составить уравнение зависимости a(t), v(t),s(t). г) построить график ускорения; д) построить график зависимости s(t) на участках AB и CD.
Решение.
а) АВ – ускоренное, BC – равномерное, CD – ускоренное, DE – равномерное.
б) a > 0, a = 0, a < 0, a = 0.
в)
г) д)
5. Диагностический тест
Ответы на доске: 1а, 2а, 3б, 4б, 5а.
Домашнее задание: раб.№3 в.2, часть 1, №6.37, часть 2. №10.15(а)-учебник.
Рефлексия. С каким лицом я покину класс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.