Урок по финансовой грамотности

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

финансовые кейсы
Иконка файла материала Урок по финансовой грамотности Чужикова И.в. Ялуторовск Тюменская область.doc

Разработка в номинации «Урочная деятельность (разработка методических занятий и мероприятий, практических кейсов по финансовой грамотности)»

Учитель истории и обществознания

Чужикова Ирина Владимировна

1 категория

МАОУ «СОШ имени Декабристов» г. Ялуторовск

Предыдущие темы: история денег,  функции денег, бартерный обмен, как печаются деньги, мир финансовых профессий и для чего учится на ШОУ профессий, покупки, зачем нужны карманные деньги

Тема занятия: «Личный бюджет и виды доходов в семье».

Цель: формирование основ знаний о личных финансах и источников доходов в подростковом возрасте у учащихся  6-7 классов.

Задачи:

1.способствовать пониманию у обучающихся рационального использования личного и семейного бюджетов;

2. сформировать у обучающихся представление о видах доходов населения через решение кейсов с жизненными ситуациями (практико-ориентированных заданий);

3. развивать способности поиска наиболее эффективных способов и источников формирования личного и семейного бюджета;

4. способствовать воспитанию семейных ценностей, поддержка и инициативность подрастающего поколения  6-7 классов в условиях значимости финансовой грамотности.

 Ожидаемые  результаты:

    Личностные: формирование необходимости рационального расходования доход с учетом личных нужд и трат, личностного вклада в общий семейный бюджет и в свое будущее, умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, работать в команде.

    Метапредметные:

Анализ финансовых ситуаций, прогнозирование возможных положительных и отрицательных последствий выбора источников дохода; развитие коммуникативных навыков, сравнивать доходы видов населения, решать финансовые задачи в кейсе 2.

     Предметные: формирование знаний о доходе и его видах, личного бюджета как части семейного, о личных доходах населения (источники), взаимосвязи профессии будущего образования и финансовой мобильности подрастающего поколения.

Форма проведения: практические кейсы для учащихся 6-7 классов.

Материалы и оборудование: приложение – программа : http://qrcoder.ru, интерактивная доска, маркеры, бумажные деньги (рубли), компьютер с видеозаписью.

Ссылки на научные и методические источники:

- учебная программа по ФГ для 5-7 классы и методические рекомендации: http://учебник.вашифинансы.рф/active_textbooks/38#page1

- уроки по финансовой грамотности: https://razvitum.ru/articles/35/2222?utm_source=email&utm_medium=email&utm_campaign=1089&utm_content=article

- https://моифинансы.рф/materials/

- Институт стратегии развития образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

План занятия по финансовой грамотности.

Этап занятия/время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Технологические приемы и методы

1. Актуализация знаний по данной теме

(6-5 мин.)

 

Добрый день, дорогие ребята!

Я очень рада видеть вас на своем занятии по финансовой грамотности.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие по финансовой грамотности, вам будут предложены кейсы с заданиями, которые вы должны будете воплотить в реальность, решить с помощью интеллекта, обыграть ситуации разных видов дохода в семье, аргументировать, подсчитывать, распределять, проявлять свою смекалку.

Давайте вспомним, что такое деньги? Какие функции денег вы знаете? Что такое покупка? Что такое бюджет?

Быстрое включение класса в работу. Ребята отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод «Мозговой штурм»

 

 

 

 

Ребята, в какой сегодня число и месяц?

 Я хочу познакомить вас с событиями в истории российского рубля сегодняшней даты:

25 октября – День маркетолога отмечается! Маркетолог — специалист, который создает стратегию продвижения продуктов и услуг, чтобы увеличить продажи и общий доход компании. Возможно кто - то из вас сегодня побывает в этой роли, а возможно это профессия вашей жизни. Кто из вас хотел бы стать таким специалистом?

Исторический факт: 25 октября 1994 года -«черный вторник» 1994 года: курс рубля просел на 25-30%, до 3,9 тыс. руб. за $1

Ответы : 25 октября

 

 

 

 

 

 

 

 

Поднимают руки

 

 

 

2. Формулировка учебной цели

(3 мин.)

Поисковый метод.

 

Учитель подводит учащихся к цели занятия.

Учитель:

 На доске прикреплены  QR-коды с понятиями, давайте их разгадаем!?

- Молодцы! У вас все правильно получились.

 

Ребята сканируют с телефонов коды и называют понятия:

(Приложение 8)

Деньги, доход, виды,  личный бюджет

IT-технологий метод

Поисковый метод

 

 

 

 

 

Посмотрите еще раз на понятия и подумайте, чему мы сегодня будем учиться? Какова наша цель?

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель на слайде показывает цель и задачи занятия

Цель:  формирование основ финансовых знаний о личных финансах и источников доходов в семье

Учащиеся сами с помощью учителя формулируют цель.

Ребята пытаются назвать варианты:

-Учиться рационально расходовать семейный бюджет

-Учиться считать деньги.

-Учиться выбирать товар и т.д.

 

 

Метод коллективной мыслительной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Просьба: прошу вас придерживаться правил работы в группе у вас на столах – тогда вы достигните успеха и сможете сплотиться вокруг решения кейсов.

Знакомство с правилами работы в группе (Приложение №5)

 

На столах памятки приклеены:

«Работа в группе»

Приложение №5

Изложение основного материала занятия

(6-7 минут)

- Доход – это денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Ребята обратите внимание на Слайд 3. Виды  доходов

- А теперь разберем вместе Слайд 4. «Виды доходов населения»

- Скажите, пожалуйста, а у кого есть в семье личный бюджет? Молодцы! да вы будущие бизнес -леди и бизнес-мены.

 

Слушают и  задают вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изложение нового материала учителем по видам личных доходов и населения в целом

 

 

А разобраться в видах личного дохода на примерах своего опыта нам поможет наша ученица школы из 8В - Васильева Вера.

Слайд 5.

 

Приветствуют ученицу 8В

Метод «Преемственности поколений»

3.Проведение ролевой игры

(30 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

5-7 мин.

 

 

 

5 мин.

 

 

Я предлагаю вам перейти к решению кейсов, чтобы очень хорошо изучить данную тему и поделится знаниями друг с другом. Вы будете работать в группах, но сначала давайте  представим свои команды! Критерии  у вас на столах!

 

 

(Приложение №1.)

(Учитель контролирует выполненное задание).

Спасибо, ребята, ваши организации прекрасны, желаю вам успехов в коллективной деятельности!

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, а вот какие виды дохода существуют, мы сейчас сами с вами проиграем  и после назовем сами !

Откройте первый кейс у вас на столах!

 

Приложение №2. (для каждой команды)

Время выполнения 3 минуты

 Учитель каждой команде задает один и тот же вопрос: --Какой вид дохода в вашей ситуации? Назовите его.

Учитель: Молодцы! Переходим к кейсу 2 «Финансовая задачка». Открываем его!

(Приложение №3. – для каждой команды)

Учитель: Сейчас я попрошу внести в аудиторию черный чемодан (чёрный ящик), где содержится видеозадание для всех команд

(Кейс 3. файл к разработке прикреплен в формате видео)

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание.

 

 

 

 

 

Каждая команда рассказывает о своем варианте названия команд (Приложение 1)

Команда «Бизнес  детки»

Команда «Сбербанк»

Команда «Автострахование»

 

 

 

 

Открывают кейсы и выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заслушивают видеообращение и отвечают на поставленный вопрос: «А чем бы вы ребята могли бы помочь в вашем возрасте, чтобы в семейный бюджет часть дохода исходил по вашей инициативе законным способом? Подумайте и порассуждайте»

Метод коллективной мыслительной деятельности, метод сравнительного анализа

Групповая самостоятельная работа учащихся Самоконтроль. Зачитывание названий команд

Другие варианты:

- «Аукцион», «Банк», «Налоговая служба», «Школа», «Золотодобывающий завод», «Бизнес центр», «Торговый центр», «Хичистка», «Авторынок» и т.д

 

Математический и логический методы

Кейс-технология

Приложение №7

 

 

 

 

Наглядный, проблемный

 

 

 

 

Метод демонстрации, видео, креативные компетенции уч-ся, воображение

 

Возможные ответы детей:

1.У меня есть кролики, я их развожу и могу поставлять мясо в рестораны или деликатесные кухни

2. Летом я рыбачу и бабашкам подъезда продаю рыбу для кошек

3. Я хорошо танцую брейк, мы с друзьями вечерами в свободное время развлекаем публику на улице – если кто то положит денюшку нам, то мы покупаем себе например, мороженное  и т.д.

4.Рефлексия

(5мин.)

 

Наше занятие подходит к концу, и я предлагаю вам завершить фразы –

Для 1 команды фраза: сегодня я узнал…

 

Для 2 команды фраза: сегодня я понял...

 

Для 3 команды фраза: сегодня я почувствовал...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы:

- сегодня я узнал… (примерные ответы: что такое доход и его виды и как рационально использовать личный бюджет ит.д.

- сегодня я понял...

(примерные ответы: нельзя купить всё, что пожелаешь, надо ограничивать свои потребности; нужно тратить деньги рационально,  как я могу помочь родителям финансово исходя из личного бюджета или накопить на учебу собственными усилиями и помочь родителям)

-сегодня я почувствовал...

(примерные ответы: сообща лучше принимать решения, захотелось помочь маме в подготовке праздника.)

Аналитико-результативный метод

 

Всем спасибо за работу! Желаю всем замечательных  каникул, рационального использования личного и семейного бюджета во время каникул, получения законных доход и хороших зарплат вашим родителям!

До свидания!

 

 

 

Приложение 1. Критерии название команд

Критерии:

- связанность названия команд с финансовой организацией, государственным бюджетным,  учреждением частного лица, осуществляющего предпринимательниц деятельность

- краткий слоган, девиз (для чего существует данная команда)

- число участников команды назвать

- заработную плату сотрудников команды выставить

- время на предоставление команды – 1 минута

 

 

 

 

Приложение № 2. Кейс №1 для каждой команды (по видам доходов)

 

1). Задание. Вы собираетесь продать свой старый компьютер своему другу и купить новый.

- рассчитайте примерно сумму продажи (вашего дохода) по нынешнему росту цен вашему компьютера, учитываю стоимость  (цену) в магазинах новых компьютеров

- подумайте от чего вы получили личный доход и какая у вас форма дохода

 

2.) Задание. Представьте, что у вас есть знакомый, который в честь вашей дружбы к вашему дню рождения выписал вам именной чек, который вы можете предоставить в банк и получить некоторую сумму.

- какие ваши действия с такой ценной бумагой

- подумайте от чего вы получили личный доход и какая у вас форма дохода

 

3.) Задание. Петр Иванов обратился в суд, для того чтобы выставить иск о самовольном занятии его земельного участка его соседом. Сосед Петра является главным прокурором области. Петр - рабочий перерабатывающего завода Сибири. Иск не приняли, и предложили дать взятку Сидорову Ивану, руководителю земельного отдела, который решит этот вопрос.

- Подумайте, от чего получит Сидоров Иван свой личный доход?

- Нарушит ли он закон?

- Является ли получение такого вида доход правильным, законным, честным? Почему.

Приложение №3. Кейс 2 «Финансовая задачка» для каждой команды

Команда 1. «Автострахование»

Команда 2 «Сбербанк»

Команда 3. «Бизнес детки»

Кейс 2.

Выберите рациональный вариант транспорта для семьи

1.       Поезд   2. Автомобиль      3. Самолет

Условия:

  1. Билет до Санкт-Петербурга с пересадкой, в дороге 3 дня, за белье в вагоне на каждого члена семьи по 740р, проезд в один конец семье обойдется в 21.000р. Еда в ресторан-вагоне на персону по 420р. Кушают 2 раза. Страховка на семью -3000р. За багаж – 1000р
  2. Поездка в один конец на машине обойдется 35500 за топливо, еду берут из дома. Придорожное кафе 1 раз по 250р на каждого члена семьи. Поездка длится 1,5 дня . чемоданы в машине. Страховка уплачена на авто.
  3. Перелёт туда и обратно на 4 членов семьи в один конец обойдется 31800р. Страховка – 30.000р на семью. За багаж – 3500р переплата по весу.

 

 

Кейс 2.

Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.». Какое действие следует предпринять Роману Р. в данном случае? Поясните свой ответ.

Кейс 2.

 

Приложение №4.  Кейс 3 в черном чемодане ( в черной коробке)

(Видеообращение в файле)

 

Приложение № 5. Правила работы в группах на партах необходимые для решения кейсов

 

 

Приложение 6. Объяснение темы занятия до решения кейсов

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 7. Работа в группах по решению кейсов

                                  

 

 

Приложение 8. QR- коды к разработке урока (развешены на доске)

 

деньги

 доход

Личный бюджет

 виды дохода

Цель

 

 


Скачано с www.znanio.ru