урок по физике 8 класс

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок №61.Плоское зеркало.docx

Урок №61.Плоское зеркало

Цель урока. Применять законы отражения при построении изображений в плоском зеркале.

Демонстрация. Получение изображения предмета в плоском зеркале.

Содержание опроса. Вопросы в конце § 65.

Содержание нового материала. Построение изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение предмета. Зеркальное и рассеянное отражение света.

Закрепление материала. 1. Что называют плоским зеркалом? 2. Что такое мнимое изображение?

3. Где  находится мнимое изображение предмета в плоском зеркале? Как соотносятся размеры предмета и его изображения в плоском зеркале?

Домашнее задание. § 66. Упражнение 46 (1, 3, 4), вы- полнить опыт  «Изучение  свойств  изображения в плоском зеркале» (тетрадь для лабораторных работ).

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о плоском зеркале, построении изображений в нем, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности при построении изображений в плоском зеркале, регулятивными универсальными учебными действиями при решении за- дач, формировать умения воспринимать, перерабатывать  и  представлять  информацию  в  образной  и словесной формах, работать в группе, приобретать опыт самостоятельного поиска и отбора информации с помощью интернет-ресурса и справочной литера- туры, вести дискуссии.

Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о построении изображений в плоском зеркале и практическую значимость изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования плоского зеркала, сформировать самостоятельность в приобретении новых знаний, познавательный интерес, развивать интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познании природы, уважительное отношение друг к другу, к учителю.

Общие предметные: проводить наблюдения изображения предмета в плоском зеркале, планировать и выполнять опыты, объяснять полученные результаты и делать выводы, анализировать полученные изображения, обнаруживать зависимость между расположением предмета у зеркала и его изображением, применять знания об изображении предмета   в плоском зеркале на практике, кратко и четко отвечать на вопросы.

Частные предметные: объяснять прохождение лучей в плоском зеркале, зеркальное и рассеянное отражение света. Понимать принцип работы пери- скопа, использовать полученные знания в повсе дневной жизни.

Ход урока

Изучение темы  начнем с демонстрации традиционного опыта по отражению одиночного светового пучка от плоского зеркала. Чертим светящуюся точку и плоское зеркало. Задаем вопрос: в каком направлении будет видна эта точка в зеркале? Из источника света проводим один луч к поверхности зеркала, строим отраженный луч и чертим его продолжение за зеркалом. Задаем вопрос: можно ли было взять другой луч? После обсуждения приходим к выводу, что, безусловно, можно, так как первый луч был выбран произвольно. Построив второй отраженный луч, поясняем, что светящуюся точку должно быть также видно и на его продолжении. Следовательно, интересующая нас точка находится на обоих лучах, т. е. на их пересечении. Ставим проблемный вопрос: где бы мы увидели источник света, если бы взяли третий луч? Для его решения один из учащихся делает построение у доски, объясняет полученное изображение и делает вывод: положение изображения не зависит от того, какие лучи взяты для построения. Учитель объясняет, что продолжение всех лучей, вышедших из источника света и отразившихся от зеркала, после отражения идут так, как если бы они выходили из одной точки, лежащей за зеркалом. Это изображение называют мнимым изображением источника света. О расположении мнимого изображения учащиеся убеждаются, проведя измерения на чертеже. Для определения размеров изображения повторим опыт учебника «Получение мнимого изображения». Анализируем его вместе с классом и делаем вывод, что размеры изображения предмета равны размерам самого предмета. Затем учащиеся приводят примеры использования плоского зеркала в быту и технике, опираясь на свой практический опыт. После этого вводим понятие зеркального и рассеянного отражения света. Поясняем, что при падении параллельного пучка света на шероховатую поверхность, он отражается в разных направлениях. Именно благодаря рассеян ному отражению света мы видим окружающие тела. Далее учащиеся самостоятельно дают определение рассеянного отражения света и приводят примеры.

Вопрос о направлении, в котором мы видим изображение, и его месте вызывает затруднения. Поэтому задаем вопрос: как при помощи зеркал увидеть то, что находится за непрозрачным предметом? Выполняя задание 2 из упражнения 46 вместе с классом, даем ответ. Желающие могут изготовить перископ дома и продемонстрировать его на следующем уроке. Тему «Как Архимед поджег римский флот» из рубрики «Это любопытно» желательно подготовить к следующему уроку двум группам учащихся, а затем провести ее обсуждение в виде диспута (рассматриваются различные версии).