Урок по физике "Тепловое движение в физике"
Оценка 4.9

Урок по физике "Тепловое движение в физике"

Оценка 4.9
doc
27.08.2021
Урок по физике "Тепловое движение в физике"
8 тепловое движ.doc

 

МКОУ АСОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока по физике

 

 

Тепловое движение. Температура

 

8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абдуразакова Х.М.,

учитель физики

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: познакомить обучающихся с понятием тепловое движение, с физической величиной - температурой, устройством и принципом действия термометра.

 

Задачи урока:

ü  сформулировать определение теплового движения и температуры;

 

ü   научить пользовать термометром для измерения температуры тел;

 

ü   развитие умений определять цену деления и объяснять принцип действия термометра;

 

ü   развитие речи обучающихся через диалог на уроке;

 

ü   развитие умений задавать вопросы;

 

ü   развитие умственной, познавательной и творческой деятельности обучающихся через использование приемов РТВ («Да - нетка», системный оператор, метод морфологического анализа);

ü   воспитание самодисциплины, взаимоуважения, устойчивого отношения

 

к   учебной деятельности и интереса к предмету.

 

Тип урока.   Урок изучения нового материала.

Оборудование: химическая пробирка, закрытая пробкой с индикатором давления, стакан с теплой водой, стакан с горячей водой, стакан с холодной водой, деревянные и металлические предметы, термометры.

Демонстрации: изменение давления при опускании пробирки в теплую воду, определение на ощупь температуры воды в сосудах, температуры различных предметов.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

                  Ознакомление со структурой учебника, основными его темами, разделами.                                                                                                     Основные требования к ведению тетрадей по физике, тетрадей для лабораторных и контрольных работ.  Принадлежности необходимы  на уроках физики.

2. Актуализация знаний.

 

Вопросы:

1.Давайте с вами вспомним: как называются частицы, из которых состоят вещества?

2. Какие явления показывают, что вещества состоят из частиц, разделенных промежутками?

3. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?

4. Имеются ли различия между молекулами льда, воды, водяного пара?

5. Какими основными понятиями и терминами мы пользовались в 7 классе?                             Слайд 2

Физическое тело - это каждый окружающий нас предмет,                                 Слайд 3

физические явления - это изменения, происходящие с физическими телами,   Слайд 4

физическая величина - это характеристика измеряемых свойств тел или явлений,

Слайд 5

физический закон - это независимо от наблюдателя существующая в природе связь между физическими величинами.                                                                           Слайд 6

Единица измерения. Физическую величину можно сравнить с однородной величиной, принятой за единицу этой величины.                                                                   Слайд 7

Физические приборы - это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.                                        Слайд 8

6. Какие физические явления мы изучали в прошлом году? (механические).                                                                                                                  

 

3. Изучение нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о тепловых явлениях и

 

температуре. В повседневной жизни мы часто используем понятия

 

«горячо», «холодно», «тепло». Учитель предлагает ученикам дотронуться

 

одной рукой до крышки стола, а другой – до металлической ножки стола и

 

задает вопрос: «Одинаковые ли ощущения левой и правой руки? Почему?

 

Ведь предметы находятся в классе при одинаковых условиях». Обучающиеся

 

делают вывод, что с помощью ощущений нельзя судить о температуре.

 

Учитель задает вопросы: «Какие явления называют тепловыми?»,

 

«Что характеризует температура?». Обучающиеся обсуждают и  отвечают на

 

вопросы; учитель обобщает их ответы и дает определения:

 

Тепловые явления это физические явления, происходящие с изменением температуры.

 

Температура это физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.

 

Обозначается буквой t. Наиболее распространенной шкалой для измерения температуры является шкала Цельсия – 0 С. В ней за основные точки взята температура таяния льда 0 0 С и кипения воды – 100 0 С при нормальных условиях. Кроме шкалы Цельсия существуют и другие температурные шкалы.

Опыты:

а) на столе устанавливают три сосуда с водой: один с горячей водой, второй - с холодной и третий - с теплой. Предлагают одному желающему ученику поместить левую руку в сосуд с горячей водой, а правую - в сосуд с холодной. Через некоторое время предлагают ученику обе руки опустить в сосуд с теплой водой. Ученик сообщает, что теперь правая рука чувствует тепло, а левая - холод, хотя обе руки находятся в одной и той же воде;

б) учитель предлагает учащимся левой рукой дотронуться до деревян­ного предмета (например, стол, стул), а правой - до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая - холод.

Слайд 12

 Отсюда делается вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.

 

         Температура зависит от скорости движения молекул. Температура - физическая величина, следовательно ее можно  измерить прибором – термометром. Термометр показывает собственную температуру. Температура термометра равна  измеряемой температуре.

Слайд 13

         Температуру тел измеряют  с помощью термометра и выражают в градусах Цельсия (оС). Первый прибор  для объективной оценки температуры был изобретен Галилеем в  1592 г – термоскоп. Совершенствованием термометров занимались много ученых. Каждый из них создавал свою шкалу.

         В настоящее время в большинстве стран для научных и практических целей используется Международная практическая температурная шкала. За нуль принимается температура плавления льда при нормальном атмосферном давлении (101,325 Па). Температура кипения дистиллированной воды  при нормальном атмосферном давлении приписывается значение 100 градусов. Шкала делится на 100 равных частей – градусов, каждый градус можно поделить на равные доли.

Слайд 14

Демонстрация термометров. Формулируются правила, обеспечивающие сохранность термометров и правильность измерений.

 

 Слайд 15

 

 

При изучении тепловых явлений используют некоторые основные понятия и термины.    Мы уже вспомнили о том, что все тела состоят из молекул. Что все молекулы непрерывно и беспорядочно движутся.  Рассмотрим движение отдельной молекулы. Его можно считать механическим, т.к. можно изобразить траекторию движения молекулы. Оценить скорость движения и т.п. Но количество молекул в окружающих нас  телах очень велико. Так в 1см3 воды содержится около 3.34 * 10²² молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории. При движении молекулы сталкиваются, изменяют скорость, направление движения. Такое движение уже  не подчиняется законам механики.

Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением.

В тепловом движении участвуют все молекулы тела.

Тепловое движение отличается от механического тем, что в нем участвует очень много частиц и каждая движется беспорядочно.

Слайд 16

4. Закрепление изученного.

Ответьте на вопросы:

-Как меняется давление газа при изменении его температуры (при постоянном объеме)?

-Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?

-Что мы понимаем под температурой вещества?

-Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха. Какие температурные шкалы вам известны?

-Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?

Вывод: температура указывает на различную степень нагретости  тел.  Измеряется термометром Единица измерения –градус.  Чем выше скорость движения молекул тела, тем выше  температура тела.

Слайд 17

5. Подведение итогов . Домашнее задание.

§ 1. Подготовить сообщение, составить алгоритм измерения температуры тела термометром.

 

5.   Итог урока.  Рефлексия.

 

На доске записаны вопросы, и обучающиеся отвечают на них.

 

Что?        Как?          Почему?         Какие?               Из чего?


1.    

МКОУ АСОШ

МКОУ АСОШ

Цель : познакомить обучающихся с понятием тепловое движение, с физической величиной - температурой, устройством и принципом действия термометра

Цель : познакомить обучающихся с понятием тепловое движение, с физической величиной - температурой, устройством и принципом действия термометра

Единица измерения. Физическую величину можно сравнить с однородной величиной, принятой за единицу этой величины

Единица измерения. Физическую величину можно сравнить с однородной величиной, принятой за единицу этой величины

Температура з ависит от скорости движения молекул

Температура з ависит от скорости движения молекул

При изучении тепловых явлений используют некоторые основные понятия и термины

При изучении тепловых явлений используют некоторые основные понятия и термины

Его можно считать механическим, т

Его можно считать механическим, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2021