Урок химии в рамках ФГОС.
Учитель: Козленко Алевтина Викторовна
Класс: 8
Предмет: химия
Тема урока: «Кислоты»
Тип урока. Урок изучения нового материала с элементами проверки знаний, с использованием цифровых образовательных ресурсов и экспериментом.
Вид урока. Объяснительно-иллюстративный с элементами контроля знаний учащихся и практикой.
Оборудование:
- для учителя: компьютер, мультимедийный проектор и презентация Microsoft PowerPoint, а также химические стаканы, пробирки
-для учащихся: лист самоанализа и самооценки обучающегося, лист с рефлексией.
Реактивы: Образцы кислот - соляная кислота, серная кислота, уксусная, вода, гидроксид натрия. Кислотно-щелочные индикаторы - лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала рН.
Задачи:
Обучающие: формирование знаний учащихся о классе - КИСЛОТЫ
Развивающие: развитие умений добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы
Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
Цель урока:
· сформировать представление о кислотах, составе кислот, и классификации, о показателе рН;
· научить составлять структурные формулы кислот, называть кислоты и кислотные остатки, определять заряды кислотного остатка и степени окисления элементов в кислоте, различать кислоты от других классов соединений;
· показать значение кислот на примере серной и других кислот;
· развивать внимание, мышление и память;
· развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение;
· воспитывать у учащихся способность к адекватной самооценке.
· воспитывать позитивное отношение к учению, прививать любовь к предмету, создавать комфортные отношения между участниками.
· продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную компетенции, умения анализировать, выделять самое главное в изучаемом материале, делать выводы.
· воспитывать бережливое отношение к реактивам и оборудованию, дисциплинированность, аккуратность и умение работать в группе.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
• Уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;
• Знать формулы кислот;
• Уметь распознавать кислоты с помощью индикатора;
• Уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ;
• Уметь классифицировать кислоты;
• Уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами.
Методы: проблемные, поисковые, самостоятельная работа учащихся, парная работа.
Ход урока.
I этап. Организационный момент. (1 мин)
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя |
II этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин)
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
На столе у каждого лежит лист самоанализа и самооценки обучающегося, который вы заполните в конце урока или в ходе его. Мотивация: (Слайд 6) - Как вы думаете, что общего между щавелем, лимоном, уксусом, яблоком, клюквой? - Почему они кислые? - Примеры каких кислот Вы можете привести. - Кислоты – это простые или сложные вещества?
|
Записывают Ф.И. на лист самоанализа и самооценки. Кислые на вкус.
В них содержатся кислоты. Сложные. |
III этап. Проверка домашнего задания. (7 мин)
Используемые цифровые ресурсы: да.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
а) Фронтальная беседа по вопросам. 1) Как можно классифицировать вещества? 2) Какие вещества называют простыми? 3) Приведите примеры простых веществ. 4) Что такое сложные вещества? 5) Приведите примеры сложных веществ. б) Видеодиктант с использованием цифровых ресурсов: 1) Презентация в формате Microsoft Office PowerPoint (слайд № 7): Из предложенного перечня, распределите вещества на простые и сложные: H2O; Аl; SiO2; Н2; HCI; CO2;O2; Cu; Ca(OH)2; NaOH; NaCI; Fe |
Отвечают на вопросы.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Принимают методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Работают в парах.
|
IV этап. Актуализация знаний учащихся.
Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока. (2 мин)
Используемые цифровые ресурсы: да
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Учитель задает вопросы. Фронтальный опрос. - Что же такое кислоты? -Какие кислоты вам известны?
Слово «кислота» каждый из нас слышал в повседневной жизни. Каждый из нас знает, что в лимонах – лимонная кислота, в яблоках – яблочная кислота, в листьях щавеля – щавелевая кислота. Кроме этого, такая кислота, как муравьиная присутствует в пчелином яде, а также помогает муравьям защищаться от врагов (см. рис. 62). При скисании виноградного сока образуется уксусная кислота, при скисании молока или квашении капусты – молочная кислота (см. рис. 63). Многие кислоты человек использует в своей жизни, например, уксусную кислоту, а такие кислоты, как соляная и серная широко используются в народном хозяйстве.
Cформулируйте цель нашего урока. Сообщает цель урока. Сегодня мы познакомимся с классом веществ – КИСЛОТЫ
|
Находят информацию в учебниках. Устно отвечают на вопросы.
Учащиеся записывают тему урока «Кислоты» и формулируют цель.
|
V этап. Изучение нового материала.
Формирование и совершенствование знаний о кислотах, их строении, номенклатуре, классификации, Определение кислот с помощью универсального индикатора. (16 мин)
Используемые цифровые ресурсы: да
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Определение понятия - КИСЛОТЫ. Состав и строение кислот. (Слайды 8-10)
Атом водорода в кислотах всегда стоит на первом месте, все, что после водорода – кислотные остатки. Например, в HNO3, NO3 -– кислотный остаток. Проанализируем состав кислот и сформулируем определение.
Классификация. (Слайд 11)
а) По содержанию кислорода в кислотах, кислоты делятся на кислородсодержащие, т.е. в этих кислотах присутствует кислород. Например, HNO3, H2SO4. Кислоты, в которых отсутствует кислород, называются бескислородными. К таким кислотам относятся HCl, H2S.
б) По растворимости в воде, кислоты делятся на растворимые в воде, к ним относится большинство кислот и нерастворимые в воде, к ним относится H2SiO3. (Слайд 12) в) К летучим относятся такие кислоты, как H2S, HCl, к нелетучим – большинство кислородсодержащих кислоты.
г) По числу атомов водорода в кислоте, кислоты делят на: одноосновные, в которых 1 атом водорода, например, HCl, двухосновные, в которых 2 атома водорода, например, H2SO4 трехосновные кислоты – это кислоты, в которых 3 атома водорода, например, H3PO4.
(Слайд 13- 14)
2. Определение степени окисления элементов в кислотах. Соответствие оксида кислоте. (Слайд 15 - 16) 3. Правила техники безопасности: · Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. · Не пробовать кислоты на вкус и не нюхать их в близком расстоянии. · При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды и обработать раствором соды. (слайд 17-18) 4. - Как кислоты распознать среди других веществ? Кислоты, как и основания можно различить с помощью индикаторов. Давайте посмотрим таблицу и сравним, как изменяют свою окраску индикаторы в присутствии кислот. Лакмус становится красным, метиловый оранжевый красным, а вот фенолфталеин окраску не изменяет. Но наиболее удобный и безопасный способ – это использование универсальной индикаторной бумаги, на которую нанесена смесь индикаторов. По изменению цвета полоски бумаги можно судить о характере среды: кислая она, щелочная или нейтральная (см. рис. 65). Кроме того, по интенсивности изменения окраски можно судить и о значительности кислотности или щёлочности, которая оценивается по специальной шкале. Эта шкала нанесена на упаковку полосок универсальной индикаторной бумаги. Она называется шкалой рН. Если рН = 7, то среда считается нейтральной, как в дистиллированной воде, если рН < 7, то среда кислая, чем меньше эта величина, тем выше кислотность раствора, если рН > 7, то среда щелочная и чем больше эта величина, тем выше щёлочность раствора.
(Слайд 19) 5. Лабораторный опыт 10. Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды
|
· Отвечают на вопросы. · Составляют формулы, используя ПСХЭ · Д.И. Менделеева. · Находят информацию в учебниках. Записывают определение. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. Учащиеся изучают схемы: КИСЛОТЫ ↓ ↓ бескислородными кислородсодержащие НСl, Н2S Н2SO4, Н2CO3,
КИСЛОТЫ ↓ ↓ растворимые нерастворимые НСl, Н2SО4 Н2SiO3↓
КИСЛОТЫ ↓ ↓ летучие нелетучие Н2S↑, НСl Н2SО4, Н3РО4 и др. Угольная и сернистые кислоты – H2CO3, H2SO3 – в свободном виде не существуют, т.к. они разлагаются на воду и оксид.
КИСЛОТЫ ↓ ↓ ↓ одноосновные 2х -основные 3х -основные НСl Н2SО4 Н3РО4 Заряд атома водорода в кислотах всегда (+), а заряд кислотного остатка всегда отрицателен и численно равен числу атомов водорода в кислоте. Работа с учебником
Работа с учебником стр. 120 По формулам кислот можно определять степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты. Алгоритм. Н2+1S+x O4-2 (+1) * 2 + Х + (-2)*4 = 0 Х = +6
Ответ: Н2+1S+6 O4-2
Соответствует SO3 оксид серы VI.
Работа по учебнику стр 123. Рисунок 64. Разбавление серной кислоты.
Работа с учебником. Лакмус и метиловый оранжевый – основные индикаторы, которые используют для распознавания кислот. Лакмус - красный Метиловый оранжевый – красный
Безопасно использовать – полоски универсальной индикаторной бумаги, на которую нанесена смесь индикаторов.
шкала рН
рН < 7 рН = 7 рН > 7 кислая нейтральная щелочная НСl H2O NaOH
Рисуют три пробирки.
1. пробирка НСl + полоска бумаги универсального индикатора 2 пробирка H2O+ полоска бумаги универсального индикатора 3 пробирка NaOH+ полоска бумаги универсального индикатора
Наблюдения: 1 пробирка -цвет красный, среда кислая 2 пробирка -цвет жёлто-зелёный, среда нейтральная 1 пробирка -цвет синий, среда щелочная
Вывод: Происходит изменение цвета индикаторной бумаги под воздействием среды раствора . |
VI этап. Гимнастика для глаздля глаз. (1 мин)
Закрыть глаза, сильно зажмурить и быстро поморгать. Затем открыть и посмотреть, не поворачивая головы налево, направо, вверх, вниз, в окно.
VII этап. Обобщение, закрепление и воспроизведение знаний на новом уровне (8 мин)
(Слайд 20)
1. Работа в парах. Используя формулы кислот: HF, HCl, HBr, HI, H2 S; H2SO4 ; HNO3; H3PO4; H2CО3 ; H2 SiO3 на основе своих наблюдений дополните следующие схемы
1. Наличие каких атомов характерно для всех кислот?
2. Количество Н в кислоте (основность):
• одноосновные (пример)
• двухосновные (пример)
• ……. (пример)
3. ………………………… :
• Бескислородные (пример)
• Кислородсодержащие (пример)
2. Определите степени окисления в кислотах: НNO3; Н2СО3
3. Мозговой штурм.
Учитель: Используя знания по теме «Кислоты», объясните:
1) Можно ли пробовать на вкус серную кислоту?
2) Как разбавляют серную кислоту?
3) Какая окраска индикаторов (лакмуса, метилоранжа и универсального индикатора) в кислотах?
4) Как определить основность у кислот?
5) Что такое кислоты?
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Учитель задает вопросы. |
Устно отвечают. |
VIII этап. Рефлексия и подведение итогов. (2 мин)
(Слайд 21)
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Предлагаю ответить на вопросы, которые вы видите на экране! Своей работой на уроке я… · Доволен · Не совсем доволен · Не доволен, потому что
Вставьте смайлик настроения:
Хорошо, безразлично, скучно.
|
Заполняют листы самоанализа и самооценки Лесенка успеха Оценка 5
Могу составлять формулы кислот, знаю их классификацию значение Оценка 4 Понятно строение и классификация Оценка 3 кислот
Имею общее представление о кислотах |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Учитель просит посмотреть записи в тетрадях и прокомментировать действия, направленные на выполнение данного пункта. Сдайте листы самоанализа и самооценки. |
Познакомились с классом веществ – КИСЛОТЫ. Узнали, как их можно определить с помощью индикаторов, их строение, классификацию и применение, значение в жизни человека. |
IX. Домашнее задание. (1 мин)
Учащимся сообщается тема следующего урока и дается домашнее задание.
§ 21, упр. 2, 3.
По желанию. Подготовить сообщение на тему: « Кислоты в жизни человека».
Всем спасибо за урок, мне очень понравилось с вами работать!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.