Урок по химии 8 класс "Соли"
Оценка 4.9

Урок по химии 8 класс "Соли"

Оценка 4.9
docx
01.11.2021
Урок по химии 8 класс "Соли"
вводный урок по теме "Соли"
2 ОТКРЫТЫЙ УРОК по Химии 8 класс.docx

Школа:

КГУ «Коржинкольская ОШ Федоровского района»

Раздел:

8.4А Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь

ФИО педагога

Ветошкина Л.Н.

 Дата:

26.04

 Класс: 8

 Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Соли

 Цели обучения в соответствии
с учебной программой

8.3.4.10 -знать различные методы получения солей и составлять соответствующие уравнения реакций

8.3.4.11 -знать и понимать классификацию, свойства солей и составлять уравнения реакций характеризующие их химические свойства

Цели урока

Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;

- Привести в систему знания учащихся об основных классах неорганических соединений;

- Познакомить со способами получения, свойствами и применением солей.

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока
5 мин

Психологический настрой:

   -Здравствуйте! Я прошу вначале урока всех встать. А сейчас попробуем с вами оглянуться так чтобы зафиксировать самую дальнюю точку, до которой вы можете дотянуться взглядом. Попробуйте, обернитесь. Запомнили ее? Молодцы! У многих получилось очень хорошо.

А сейчас попробуем еще сильней обернуться и посмотрите, получится ли у вас еще сильнее взгляд свой обернуть? Поднимите руки у кого получилось.

Так вот, дорогие мои, видите, что человек всегда может расширять свои возможности. У вас была одна точка, а сейчас вы добились еще большего.

  Я желаю, чтоб вы на уроке тоже добились гораздо большего; расширили свои возможности и расширили свои знания по теме урока!

Вызов. Еще в древнем Риме войско оплачивалось солью. Она выдавалась центуриону (командиру сотни), который обменивал ее на разные продукты и раздавал солдатам. «Солью» иносказательно называлась оплата римских воинов, и от этого произошло название мелкой монеты: в Италии «сольди», во Франции «солид» и французское слово «салер» — «жалованье». И, может быть, отсюда же произошло на всех европейских языках слово «солдат».

  Каждый ученик дает свою информацию о солях.

Учащиеся  отвечают на вопросы выходят  к  названию  темы урока и целям урока.

2 балла

 рисунки

Середина урока

20 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Классификация солей.Объяснение учителя:

Средние(нормальные) соли- это соли, в которых атомы водорода в кислоте полностью замещены атомами металлов:

2NaOH+H2SO4=Na2SO4+2H2O        (KCl, Na3PO4, Na2SO4)

Кислые соли- продукт неполного  замещения атомов водорода в кислоте атомами металлов

NaOH+H2SO4=NaHSO4+ H2O (KHSO4; NaH2PO4)

Основные соли- продукт неполного  замещения гидроксогрупп основания кислотными остатками:

Al(OH)3+HNO3+=Al(OH)2NO3+H2O (Al (OH)2NO3; Cu(OH)Cl)

2.      Из предложенных солей ,классифицировать их

СРЕДНИЕ   (нормальные) соли: KCl; Na2SO4; Na3PO4

КИСЛЫЕ соли: KHSO4; NaH2PO4.

ОСНОВНЫЕ соли: Al (OH)2NO3; Cu(OH)Cl

3.      Свойства солей.

Малорастворимые: FePO4,BaF2.

            Нерастворимы: CaCO3,FeF3

            Растворимые : NaCl, KCl, CuSO4

Задание учащимся:На таблице «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» каждому ученику показать на выбор любую соль и назвать ее.

Задание: Решить задачи №1-2. Стр.170.

Лабораторная работа № 9 «Получение и свойства солей»

Рассмотрим важнейшие способы получения солей.

8.3.4.10 знать различные методы получения солей и составлять соответствующие уравнения реакций. 

Действие индикаторов на основания, кислот и щелочей

u  1.В три пробирки налить основание, кислоту и соль. В каждую пробирку добавить индикатор ФЕНОЛФТАЛЕИН.

Записать как изменится окраска соединений в пробирках)

u  2.В три пробирки налить основание, кислоту и соль. В каждую пробирку добавить индикатор ЛАКМУС.

(Записать как изменится окраска соединений в пробирках)

u  Записать вывод: как изменяют соли окраску под действием лакмуса и фенолфталеина

Получение солей

u  Опыт: опустить железный гвоздь  (Fe) в  медный купорос (CuSO4).

u  Оставить на 20-30 секунд. Обратить внимание на образование красного налета на железном гвозде.

u  Ответить на вопрос: какая соль образовалась в процессе реакции?

u  Записать в тетрадь уравнение реакции.

 

1. Реакция нейтрализации. Этот способ уже неоднократно встречался в предыдущих параграфах. Растворы кислоты и основания смешивают (осторожно!) в нужном мольном соотношении. После выпаривания воды получают кристаллическую соль. Например:

H2SO4

+

2 KOH

=

K2SO4

+

2 H2O

 

 

 

 

сульфат калия

 

 

2Реакция кислот с основными оксидами. Этот способ получения солей упоминался в параграфе 8-3. Фактически, это вариант реакции нейтрализации. Например:

H2SO4

+

CuO

=

CuSO4

+

H2O

 

 

 

 

сульфат меди

 

 

3Реакция оснований с кислотными оксидами (см. параграф 8.2). Это также вариант реакции нейтрализации:

Ca(OH)2

+

CO2

=

CaCO3

+

H2O

 

 

 

 

карбонат кальция

 

 

Если пропускать в раствор избыток СО2, то получается избыток угольной кислоты и нерастворимый карбонат кальция превращается в растворимую кислую соль – гидрокарбонат кальция Са(НСО3)2:

СаСО3 + Н2СО3 = Са(НСО3)2 (раствор)

4Реакция основных и кислотных оксидов между собой:

CaO

+

SO3

=

CaSO4

 

 

 

 

сульфат кальция

5Реакция кислот с солями. Этот способ подходит, например, в том случае, если образуется нерастворимая соль, выпадающая в осадок:

H2S

+

CuCl2

=

CuS↓ (осадок)

+

2 HCl

 

 

 

 

сульфид меди

 

 

6Реакция оснований с солями. Для таких реакций подходят только щелочи (растворимые основания). В этих реакциях образуется другое основание и другая соль. Важно, чтобы новое основание не было щелочью и не могло реагировать с образовавшейся солью. Например:

3 NaOH

+

FeCl3

=

Fe(OH)3

+

3 NaCl

 

 

 

 

(осадок)

 

хлорид натрия

7Реакция двух различных солей. Реакцию удается провести только в том случае, если хотя бы одна из образующихся солей нерастворима и выпадает в осадок:

AgNO3

+

KCl

=

AgCl↓ (осадок)

+

KNO3

 

 

 

 

хлорид серебра

 

нитрат калия

Выпавшую в осадок соль отфильтровывают, а оставшийся раствор упаривают и получают другую соль. Если же обе образующиеся соли хорошо растворимы в воде, то реакции не происходит: в растворе существуют лишь ионы, не взаимодействующие между собой:

NaCl + KBr = Na+ + Cl + K+ + Br

Если такой раствор упарить, то мы получим смесь солей NaCl, KBr, NaBr и KCl, но чистые соли в таких реакциях получить не удается.

8Реакция металлов с кислотами. В способах 1 – 7 мы имели дело с реакциями обмена (только способ 4 – реакция соединения. Но соли образуются и в окислительно-восстановительных реакциях. Например, металлы, расположенные левее водорода в ряду активности металлов (таблица 8-3), вытесняют из кислот водород и сами соединяются с ними, образуя соли:

Fe

+

H2SO4(разб.)

=

FeSO4

+

H

 

 

 

 

сульфат железа ІI

 

 

9Реакция металлов с неметаллами. Эта реакция внешне напоминает горение. Металл "сгорает" в токе неметалла, образуя мельчайшие кристаллы соли, которые выглядят, как белый "дым":

2 K

+

Cl2

=

2 KCl

 

 

 

 

хлорид калия

10Реакция металлов с солями. Более активные металлы, расположенные в ряду активности левее, способны вытеснять менее активные (расположенные правее) металлы из их солей:

Zn

+

CuSO4

=

Cu

+

ZnSO4

 

 

 

 

порошок меди

 

сульфат цинка

 

 

Учащиеся вначале знакомятся с темой, затем работают индивидуально, а также в парах.

5 баллов

Карточки, А3,маркеры, стикеры, ,

Конец урока

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

Задание Тест «Соли»

 

1.Какое из перечисленных ниже соединений можно считать солью?

А) NaCl   В) Р2О5   С) НСl Д) Н2О

2.Как называются соли азотной кислоты?

А) Нитриты В) Карбонаты   С) Нитриды   Д) Нитраты

3.Какая из перечисленных солей является нерастворимой?

А) NaCl    А) Na2SO4   С) Ba SO4   Д) Ca CO3

4.Какая из перечисленных солей является растворимой?

А) NaCl    А) Pb2SO4   С) Ba SO4   Д) CaF

5.Какую соль используют как вкусовую добавку и как консервант?

А) Хлорид натрия   В) Нитрат натрия С) Сульфат натрия Д) Фторид калия

6. Основной способ получения солей?

А) С металлами В) Хлорирование   С) Термическое  разложение  Д) Реакция   нейтрализации  

7.Из следующих солей выбрать кислую соль

А) NaHSO4  B)Na2SO4 C)Cu(OH)Cl  Д) K3PO4

8. Из следующих солей выбрать   среднюю соль

А) NaHSO4   B) Na2SO4   C) Cu(OH)Cl  Д) K2ОНPO4

9.Какую окраску принимает лакмус в кислой среде?

А) Красную   В) Фиолетовый   С) Белый   Д) Оранжевый

10.Какая соль используется для письма на доске?

А) Карбонат магния   В) Карбонат калия   С) Карбонат кальция

 Д) Карбонат меди

 

Домашнее задание:

u  Задание «А»: Параграф 48.упр.2. стр.170

u  Задание «В»: Параграф 48.Упр.4. стр.170

u  Задание «С» Параграф 48.

1)      Закончить уравнения:

       CaCO3 + HCl →

u   Zn + CuSO4

u  ВaCl2 + H2SO4

u  Ва(NO)3+K2SO4

u  NaCl + AgNO3

u  AlCl3 + NaOH →

u  2) Решить задачу №1.Стр.173

 

 

 

Дескриптор:

−   составляет формулы соединений, согласно схеме;

−   записывает 10 уравнений реакций;

−   расставляет коэффициенты.

Выполняют задания для  ФО

10 баллов

Лист ФО

Рефлексия

5 мин

Подведение итога урока.

Рефлексия « Кристаллы»

 

 

Обратная связь, комментарии учителя и учащихся

 

Карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Школа: КГУ «Коржинкольская ОШ

Школа: КГУ «Коржинкольская ОШ

Италии «сольди», во Франции «солид» и французское слово «салер» — «жалованье»

Италии «сольди», во Франции «солид» и французское слово «салер» — «жалованье»

ФЕНОЛФТАЛЕИН. Записать как изменится окраска соединений в пробирках) u 2

ФЕНОЛФТАЛЕИН. Записать как изменится окраска соединений в пробирках) u 2

Если пропускать в раствор избыток

Если пропускать в раствор избыток

Выпавшую в осадок соль отфильтровывают, а оставшийся раствор упаривают и получают другую соль

Выпавшую в осадок соль отфильтровывают, а оставшийся раствор упаривают и получают другую соль

Учащиеся вначале знакомятся с темой, затем работают индивидуально, а также в парах

Учащиеся вначале знакомятся с темой, затем работают индивидуально, а также в парах

Конец урока 10 мин

Конец урока 10 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2021