Педагогические чтения:
«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе»
Доклад :
«Современные образовательные технологии.
Их роль в повышении качества образования»
Учитель первой квалификационной категории
Евдокимова Наталья Борисовна
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика
Повышение качества образования – важнейшая задача модернизации.
Качество образования – удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность.
Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
(Б. Т. Лихачев)
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
(ЮНЕСКО)
Образовательная технология
система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий
(по В.В. Гузееву).
ФГОС: что оценивается как результат образования?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!)умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задачпрогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции)
В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе : уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии использовать технологии оценкисовременные технологии проектирования образовательной среды
Образовательная технология:
легко вписывается в учебный процесс;
позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному
учебному предмету;
обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Проблемно-диалогическая технологияЦель - обучить самостоятельному решению проблемСредство - открытие знаний вместе с детьми
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения учениками
5. Применение знаний учениками
Какие образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог?
Регулятивные – умение решать проблемы
Коммуникативные – вести диалог
Познавательная – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений:
•учителя с детьми;•детей друг с другом;•каждого ребёнка с учителем;•ученика с коллективом;
Суть интерактивного обучения – достижение результатов в обучении и достигается она только в непрерывном
Ученик
Взаимодействие
Взаимообогащение
Сотрудничество
Взаиморазвитие
Диалог
Коммуникация
Рефлексия
Учитель
Интерактивное обучение :
это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично поисковым, поисковым и исследовательским видам деятельности учащихся.
Цели интерактивного обучения:
• стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
• повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;
• развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
• саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Интерактивные формы – это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения:
• опора на опыт обучающихся (преобразование имеющегося опыта);
• активность обучаемых ;
• позиция учителя: консультант.
Виды активности | Действия учащихся |
Физическая | • пересаживаются • рисуют |
Социальная | • задают вопросы |
Познавательная | • вносят дополнения или поправки в изложенный учителем материал |
Выводы
Интерактивные формы и методы в рамках проблемного обучения
• относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала
•являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.