Тема: Декоративное рисование. Гжель. Загадочный синий цвет Гжели.
Цель: 1.Расширить знания детей о Гжели. 2.Активизировать творческое воображение, развивать художественный вкус. 3.Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство любви к Родине.
Ход урока
1.Организационное начало урока. – Здравствуйте, дорогие гости мы рады приветствовать Вас в нашем классе. Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. – Ребята, давайте подарим нашим гостям улыбки, пусть всем в нашем классе будет светло и радостно.
2. Подготовка к активной трудовой деятельности.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас не простой урок, у нас урок - мастерская. А вы, ребята, художники в этой мастерской.
– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Народные промыслы- это гордость России. Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдет,
Тот и тему назовет
- Сине – голубые
Розы, листья, птицы
Увидев нас впервые
Каждый удивится
Чудо на фарфоре
Синяя капель
Это называется
Просто роспись… Гжель!
Голубой - цвет неба, синий – цвет воды, Белый- цвет от снега, что укрыл сады . Соберём в один букет синий, белый , голубой… Я открою вам секрет-это Гжель, друг мой.
- Мы должны узнать, что такое Гжель, научиться работать кистью и гуашью.
3.Изучение нового материала (презентация «Искусство Гжели»)
-Сине- белая посуда, расскажи- ка, ты откуда? -Беседа :Загадочный синий цвет Гжели.
Но расскажу я вам не сказку, а быль.Начиналось всё с глины. Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель.
- Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь».Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Все в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями. Всем хотелось напасть на хорошую глину. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.
И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству..
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
- Гжельская роспись делится на три вида.
1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это растительная роспись.
2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки –вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»).
3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: : Синие птицы, разные Русалки и т. п. - Ребята, как вы думаете, что украшают гжельскими узорами?
Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы
- Какие цвета вы будете использовать в своей работе?
Ответ: Синий, белый
4. Физминутка.
- Но, что ребята мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(сделать большой круг)
5. Постановка художественной задачи.
Ну, вот отдохнули. А теперь за работу Есть у меня набор тарелочек, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? Сегодня мы с вами выполним фрагмент гжельской росписи. Попробуем изобразить гжельскую розу с листьями. Вы знаете, что все изделия народных умельцев расписываются кистевым письмом – то есть сразу кистью и красками, без предварительного прорисовывания карандашом. Это требует особого мастерства и аккуратности. Испорченный орнамент не сотрешь и изделие гончара из-за неумелой кисти художника придется выбрасывать. Будьте внимательны и аккуратны. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем лепестки розы.. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов.
6.Практическое выполнение задания:
· Приступаем к работе. Ребята начинают работать над фрагментом росписи, а учитель показывает на доске, как выполняются некоторые элементы росписи: лепестки розы, завиток и т.д. Начнем с рисования кантов. Эти узоры используются для украшения краев изделий.
Демонстрация учителем приема рисования на доске.
Самостоятельное выполнение учащимися.
· Основной элемент гжельской росписи – сказочный цветок. Украшает центр изделий. Для завершенности орнамента украшается тонкими завитками – усиками.
Демонстрация учителем приема рисования на доске.
Самостоятельное выполнение учащимися.
· Листья и ягоды. Как дополнение основного элемента.
Демонстрация учителем приема рисования на доске. Самостоятельное выполнение учащимися.
По ходу выполнения задания дает учащимся практические советы.
Анализ выполненных работ
Замечательно ребята,
Постарались от души,
- Я попрошу все работы поставить на демонстрационный стол.
- Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихся)
-Чем замечательны ваши блюдца?
- О чем вы думали, когда расписывали их?
-С какими чувствами сочетали синий и белый цвет в единую композицию?
Выслушиваются мнения нескольких учащихся.
-Я думаю, что ваши блюдца получились чудесные, дивные, волшебные, прекрасные!
Рефлексия
–Очень постарались сегодня ваши руки. Положите ваши мастеровые руки к сердцу. Что вы чувствуете? ( Чувствуем как бьются наши сердца ) Мое большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки. Говорят: « У тебя большое сердце, у тебя доброе сердце « Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были всегда открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники- ваши добрые ,трудолюбивые , крепкие руки Скажем нашим рукам –СПАСИБО! Вы были замечательными сегодня художниками-волшебниками.
Итог урока
- С каким видом декоративно – прикладного искусства вы познакомились на уроке?
Ответ: Гжельской росписью
- Какие цвета присуще этой росписи?
Ответ: Синий, голубой
Итак, ребята, каждый из вас сегодня постарался на уроке показать свои знания о
таком непростом, удивительном искусстве как Гжель.
Вы, как настоящие мастера по росписи смогли сегодня создать шедевр,
используя лишь два удивительных цвета белый и синий. А какая нарядная и
праздничная получилась роспись!
Урок окончен. Всем спасибо.
Вы уже достаточно знаете о Гжели, чтобы самостоятельно отличить ее изделия от других народных промыслов. Ваше следующее задание – из предложенных фотографий ваши группы должны выбрать те, на которых изображен гжельский фарфор.
Практическая работа – тренировочные упражнения по развитию кистевого письма.
· Пришло время потренироваться в росписи..
Подготовка руки к работе. Пальчиковая гимнастика.
· Подведем итог работе: основные приемы росписи – свободный мазок, примакивание, тычки и прокрутки. Базовый цвет для орнамента – синий.
Творческое задание на составление орнамента с соблюдением законов композиции.
Слайд №12 – правила композиции.
Учитель:
Давным -давно , тысячи лет назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Прошло ещё немало времени, может быть целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне для прочности. Горшок берегли как самое дорогое, он был необходим. В нём варили еду, хранили воду, съестные запасы. Шли века… И люди научились делать из глины кувшины, чашки, вазы и другую посуду. Глиняную посуду стали называть керамикой. Это слово произошло от греческого « керамос»- что означает глина. Каждый из нас ежедневно встречается с необыкновенной на вид глиняной посудой
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. (слайд.2)
· История промысла Когда мастер отец заканчивал свою работу звал детей своих. Мальчишки помогали обливать глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг в печку. Кроме утвари лепил отец детишкам и глиняные свиристели и фигурки. У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать его от любой другой посуды. вспомните фотографии изделий Гжели и скажите мне – в чем эта особенность?
· Узоры выполнены синей краской.
· На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Слайд №6 – пейзажи с акцентом на синий цвет.
· Россия – страна синих рек и озер. В лесах и на лугах – россыпи синих и голубых цветов. Небо над головой – синее-синее.
· Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья). Этот цвет часто упоминается в фольклорных произведениях – частушках, поговорках, сказках. Вспомним цветоведение. Давайте дадим характеристику синего цвета (цветовой спектр). (Ответы детей)
· Основной, холодный, сближенный с голубым и фиолетовым, контрастный оранжевому.
фото изделий разных промыслов, витрина для размещения изделий гжели.
Чтоб все задания выполнять
Блюдце наше расписать
Должны мы дружно встать
И косточки размять.
Руки вверх. Назад прогнулись
Сейчас делаем наклон
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять…
Теперь спинки держим ровно
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроим глазки
Вспомним все, что повторяли без моей подсказки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.