Урок по литературе в 7 классе на тему "Басня И.А. Крылова "Волк и Ягненок"
Оценка 4.6

Урок по литературе в 7 классе на тему "Басня И.А. Крылова "Волк и Ягненок"

Оценка 4.6
docx
19.03.2020
Урок по литературе в 7 классе  на тему "Басня И.А. Крылова "Волк и Ягненок"
И.А. Крылов.docx

Краткосрочный план

 

Раздел 3 долгосрочного плана: Сатира и юмор в литературе

Школа:

ФИО учителя:

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Дата:

Класс:

Тема урока: И.А.Крылов «Волк и ягненок»

 

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

ПО2 Понимание художественного произведения

 

Цели урока

Все учащиеся научатся:

·         понимать содержание басни ;

·         анализировать изобразительные средства: аллегория, антитеза; 

·         знать основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.)

Большинство учащихся научится:

·         понимать тему и идею произведения;

·         выражать свое мнение  о героях и событиях;

·         объяснять свое отношение к проблеме, которую поднимает автор;

Некоторые учащиеся будут:

·         представлять результаты работы группы

Критерии успеха

ПО2

·         создает ассоциативный ряд слов

·         понимать тему и идею произведения

·         составляет сравнительную таблицу героев басни

·         принимает активное участие в работе группы

Языковые цели

 

Учащиеся смогут понимать и использовать:

1.      Конкретно-предметную лексику и терминологию: аллегория, мораль, антитеза. 

2.      Набор фраз для диалога и письма: культ силы; диктуют свои правила и законы, не считаясь ни с моралью, ни с окружающими их желаниями и мнениями;

Привитие ценностей

 

 

Осознать на уроке, такие нравственные понятия, как справедливость, честность, научиться определять, кто прав, а кто виноват. Воспитывать неприязнь к таким чертам, как самодовольство, бахвальство, жестокость

Учащиеся будут понимать ценности Национальной идеи Казахстана «Мәңгілік Ел»:

Ø  светское общество и высокая духовность;

Ø  общность истории, культуры и языка; 

Межпредметные связи

Изучение данного раздела предполагает межпредметную связь с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства.  

Навыки использования ИКТ

Использование видеоресурсов, презентации

Предварительные знания

 

Этот раздел строится на знании содержания произведений, литературоведческих терминов, изученных в 6 классе, а также навыках выразительного чтения. Особое внимание уделяется развитию навыков понимания произведений, анализа идейной направленности, характеристики героев через анализ эпизодов.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

 

Начало урока

 

П

Стратегия Рассела «Одна минута»

Учащиеся в парах рассказывают друг другу о том, что такое басня.

Рассматривают иллюстрацию к басне Крылова «Волк и ягненок»   художника А. Лаптева.

 

http://festival.1september.ru/articles/514119/Image2289.jpg

 

Прогнозируют тему урока, знакомятся с целями и критериями успеха.

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что можем сказать о героях, не читая басню?

Г

Стратегия «Ассоциации». 
У
чащиеся называют животных на русском, казахском и английском языках) и говорят, какие ассоциации вызывают у них эти животные.

По очереди выходят к доске и записывают ассоциативный ряд к словам Волк, Ягнёнок ( Напр, 1 вар.- к слову Волк, 2 вар.- к слову Ягненок.

Волк         -

+      Ягненок

коварство                                      

доброта

грубость 

воспитанность

хитрость 

разумность

клеветничество   

логичность

наглость 

беззащитность

злость

 

 

Вывод. Действительно, часто волк олицетворяет грубость и вероломство, а ягнёнок беззащитность и слабость.

Как называется прием «выражение отвлеченных понятий через конкретные художественные образы»? (аллегория).
- Какую черту человеческого характера олицетворяет волк? 
- А ягненок ? 

Познакомьтесь с новым понятием «антитеза».

 

Прогнозируют.

-Что будет дальше и почему?

Н.В. Гоголь сказал: «Басни И.А. Крылова – это книга мудрости самого народа»

Прослушивают аудиозапись басни.

Словарная работа.

·         закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;

·         тьма – много;

·         надобно – надо;

·         рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;

·         на добычу – на добычу;

·         светлейший – в царской России почётное обращение к князю;

·         донесть – донести, доложить, сказать, заявить;

·         в запрошлом лете – два года тому назад;

·         разведаться – рассчитаться, отомстить;

·         досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” - некогда, нет времени;

·         гневаться – сердиться, возмущаться;

·         дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

Г

Стратегия «Зигзаг».

Всем группам дается одинаковое задание: составить сравнительную таблицу героев, обсудить в группе, затем поделиться с другими группами, а также дополнить свои записи.

 

Сравнительная таблица:

 

 

Волк

Ягненок

характер

 

 

поведение

 

 

речь

 

 

что олицетворяет

 

 

 

Исследовательская работа в  группах АВС

1 группа (С) – выразительно прочитать басню по ролям с учётом характера каждого персонажа. 

2 группа (В) – сравнить персонажей басни, какие они в тексте 

3 группа (В) - найти в словаре значение слов «лицемерный»,

«тактичный», применить их в характеристике героев.


4 группа (В) – записать слова, на которых строится антитеза. 

5 группа (А) – записать мораль басни, привести пример жизненной ситуации, где её можно использовать. 

 

Спикеры защищают работу группы.

 

Вывод.

В 1808 году, в русском театральном журнале «Драматический вестник» была впервые напечатана басня Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) «Волк и ягнёнок».

Вообще, всё стихотворение вполне реалистично с точки зрения правдоподобия. Волк – это именно хищник, ягнёнок – воплощение жертвы. Между ними отношения, характерные для тех, какие существуют в естественной природной среде. Правда, волк лицемерен. Он собирается расправиться со своей жертвой на «законных основаниях», т. е. узаконить беззаконие. Таким образом возникает мотив социальных отношений в басне «Волк и ягненок». Крылов мораль произведения выявляет, выявляя истинную цену речам и действиям хищника. Как только волк выказал своё лицемерие, обнажил неприкрытый расчёт, он уволок ягнёнка на растерзание. Жизнь разумная, основанная пусть на жёстких, но справедливых законах – это одно. А безнравственность и ложь действительности – дело совсем иное. И её аморальность критикует великий баснописец. 

- Какое явление жизни аллегорически описывает И. А. Крылов?

У Крылова речь идёт о социальном неравенстве, которое господствует в жизни: “У сильного всегда бессильный виноват”. Это конфликт неравенства: власти и зависимости.

 - Посмотрите, как представил героев басни И.А. Крылова народный художник РСФСР Е. Рачёв.

 

http://festival.1september.ru/articles/514119/Image2290.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.А.Крылов «Волк и ягненок»:

https://www.youtube.com/watch?v=S-R2AH0UiCI

 

https://www.youtube.com/watch?v=8ehiMYxGUYE

 

 

 

 

 

 

 

 

Для учителя

https://infourok.ru/konspekt_uroka_po_literature_basnya_i.a.krylova_volk_i_yagnenok.-507838.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

 

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

- что узнал, чему научился

- что осталось непонятным

- над чем необходимо работать

Домашнее задание: представить басню в разных видах:

1 группа-инсценировка,

2 группа - презентация,

3 группа – диафильм/фильм/мультфильм.

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

Басня Волк и Ягненок - анализ

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости... Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

Басня Волк и Ягненок - крылатые выражения

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
  • У сильного всегда бессильный виноват
  • Делу дать хотя законный вид и толк

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Краткосрочный план Раздел 3 долгосрочного плана:

Краткосрочный план Раздел 3 долгосрочного плана:

Ход урока Запланированные этапы урокаЗапланированная деятельность на уроке

Ход урока Запланированные этапы урокаЗапланированная деятельность на уроке

Что можем сказать о героях, не читая басню?

Что можем сказать о героях, не читая басню?

Исследовательская работа в группах

Исследовательская работа в группах

И.А.Крылов «Волк и ягненок»: https://www

И.А.Крылов «Волк и ягненок»: https://www

Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:

Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2020