Урок по литературе "Васюткино озеро"
Оценка 4.7

Урок по литературе "Васюткино озеро"

Оценка 4.7
Документация
docx
русская литература
5 кл—6 кл
29.04.2023
Урок по литературе "Васюткино озеро"
план-конспект урока в 5 классе по литературе
Васюткино озеро.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОЗДРАЧЕВСКАЯ СОШ» Курского района Курской области         Открытый урок 5 КЛАСС       «Любовь к природе родного края в произведении В.П.Астафьева «Васюткино озеро»                                                                
подготовила и провела   учитель русского языка и литературы Кривченкова М.В.
  г.2021  
 

Цели урока:

 

1 Обучающие: продолжить работу над характеристикой литературного героя ,работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста.

2 Развивающие: совершенствовать речевые умения: пересказ художественного

произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

3 Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной

ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

 

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою.

Метапредметные УУД:

1 Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

2 Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

3 Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

4 Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски.

 

Ход урока.

 

Природа – не только источник жизни.

Она и воспитатель души.

В. П. Астафьев

 

I.Организация класса.

Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.

На прошлом уроке вы начали изучать творчество сибирского писателя В. П. Астафьева.

Вспомним историю создания рассказа. (ученик)

«Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.

Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен.Что это значит?

Уверена, что приключения главного героя в рассказе «Васюткино озеро» никого из вас не оставили равнодушным.

 

II. Проверка домашнего задания.Прежде, чем перейти к нашей сегодняшней теме, мне хочется узнать, насколько внимательно вы прочитали произведение. Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных с содержанием рассказа. Если они соответствуют действительности, хором отвечайте: «Да», если не соответствуют – отвечайте смело: «Нет». Будьте внимательнее!

Васютка снабжал рыбаков орехами. (Да)

Всякая таёжная дорога начинается с затесей. (Да)

Блуждают люди в лесу и погибают иногда. (Да)

Заполярная тайга не страшна зверьём. (Да)

В лесном озере была только озёрная рыба: щука, сорога, окунь. (Нет)

Васютка догадался, что у костра на берегу его быстрей заметят. (Да)

Ещё много есть неизведанных мест на карте нашей Родины. (Да)

 

III. Постановка цели и задач.

 Предположите, что станет предметом нашего разговора на уроке. Помогут вам слова Астафьева, взятые в качестве эпиграфа «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души», утверждения, которые мы только что обсудили и картинки на слайде. Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.)

- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

- Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

  • Природа – друг или враг?
  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Любовь к природе родного края в произведении В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

 

IV.Основная часть урока

Работа в группах

1 группа. Подготовить сообщение о том, как главный герой провел 1 день в тайге.

2 группа. Подготовить сообщение о том, как герой провел 2 день в тайге, опираясь на вопросы:

3 группа. Подготовить сообщение о том, как герой провел 3 день в тайге, опираясь на вопросы:

Обобщение:

- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

-Чему можно поучиться у Васютки?

-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?

-Как человек должен относиться к природе?

 

Работа с картой «Путь Васютки»

А если это место действительно существует, можно проследить его путь.

 

Васюткино озеро есть на карте. Оно реально на самом деле. Яндекс-карты говорят, что Васюткино озеро находится в Красноярском крае, в Туруханском районе.

Да, оно совсем маленькое, но его местоположение четко определено координатами.

Так что Васюткино озеро на карте России можно найти обычным поиском.

На самом деле совсем недалеко от Енисея в непроходимой тайге. Рядом нет никаких поселений. А если это место действительно существует, можно проследить его путь.

 

Физминутка

 

Словарная работа.

Встретились ли вам в рассказе непонятные слова?

Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:

фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;

паромы, перемёты – ловушки для рыб

паромы – спаренные сети,

перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)

патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;

обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

затесь – зарубки на стволах деревьев;

бурелом – деревья, поваленные бурей;

валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

тягун – подводное течение.

 

Разнообразие речевых троп

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

“густая, как смоль, темень начала редеть”;

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”

“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”

 

Созвучие авторов

 У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.

Николай Заболоцкий

Лесное озеро

V. Обобщение.

Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.

Природа – друг или враг?

- Почему же тогда иногда погибают люди, оказавшиеся один на один с природой. (Она наказывает за пренебрежение законами, за легкомыслие, самонадеянность. Природа мстит тому, кто её не бережёт.)

- Вы знаете, как называется наука о взаимодействии и совместном проживании человека и природы? (Экология)

- 2017 год в России объявлен Годом экологии. Говоря об экологии в наши дни, мы думаем о спасении природы, а с ней и спасении человека.

- А что мы можем сделать для природы? …

 

Ученик читает стихотворение

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она твой давний добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна. (В. Шефнер)

Рефлексия

-Насколько вам было интересно читать произведение?

-Как думаете, вы бы справились на месте Васютки?

-Так природа-наш друг или враг?

Домашнее задание

Написать Васютке письмо «Чему ты меня научил»


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Цели урока: 1 Обучающие: продолжить работу над характеристикой литературного героя ,работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста

Цели урока: 1 Обучающие: продолжить работу над характеристикой литературного героя ,работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста

Вспомним историю создания рассказа

Вспомним историю создания рассказа

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Подготовить сообщение о том, как герой провел 2 день в тайге, опираясь на вопросы: 3 группа

Подготовить сообщение о том, как герой провел 2 день в тайге, опираясь на вопросы: 3 группа

Разнообразие речевых троп Узнайте по эпитетам, о чем говорится: (лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый; (тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая; (озеро) небольшое, унылое, подёрнутое…

Разнообразие речевых троп Узнайте по эпитетам, о чем говорится: (лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый; (тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая; (озеро) небольшое, унылое, подёрнутое…

Она твой давний добрый лекарь,

Она твой давний добрый лекарь,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2023