подготовила и провела | учитель русского языка и литературы Кривченкова М.В. | |
г.2021 |
Цели урока:
1 Обучающие: продолжить работу над характеристикой литературного героя ,работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста.
2 Развивающие: совершенствовать речевые умения: пересказ художественного
произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
3 Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной
ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою.
Метапредметные УУД:
1 Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
2 Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
3 Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
4 Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски.
Ход урока.
Природа – не только источник жизни.
Она и воспитатель души.
В. П. Астафьев
I.Организация класса.
Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.
На прошлом уроке вы начали изучать творчество сибирского писателя В. П. Астафьева.
Вспомним историю создания рассказа. (ученик)
«Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.
Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».
Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен.Что это значит?
Уверена, что приключения главного героя в рассказе «Васюткино озеро» никого из вас не оставили равнодушным.
II. Проверка домашнего задания.Прежде, чем перейти к нашей сегодняшней теме, мне хочется узнать, насколько внимательно вы прочитали произведение. Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных с содержанием рассказа. Если они соответствуют действительности, хором отвечайте: «Да», если не соответствуют – отвечайте смело: «Нет». Будьте внимательнее!
Васютка снабжал рыбаков орехами. (Да)
Всякая таёжная дорога начинается с затесей. (Да)
Блуждают люди в лесу и погибают иногда. (Да)
Заполярная тайга не страшна зверьём. (Да)
В лесном озере была только озёрная рыба: щука, сорога, окунь. (Нет)
Васютка догадался, что у костра на берегу его быстрей заметят. (Да)
Ещё много есть неизведанных мест на карте нашей Родины. (Да)
III. Постановка цели и задач.
Предположите, что станет предметом нашего разговора на уроке. Помогут вам слова Астафьева, взятые в качестве эпиграфа «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души», утверждения, которые мы только что обсудили и картинки на слайде. Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Вторая часть “ребуса”:
Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.
Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)
Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.)
- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”
Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.
- Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.
Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Любовь к природе родного края в произведении В.П.Астафьева «Васюткино озеро»” .
IV.Основная часть урока
Работа в группах
1 группа. Подготовить сообщение о том, как главный герой провел 1 день в тайге.
2 группа. Подготовить сообщение о том, как герой провел 2 день в тайге, опираясь на вопросы:
3 группа. Подготовить сообщение о том, как герой провел 3 день в тайге, опираясь на вопросы:
Обобщение:
- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
-Чему можно поучиться у Васютки?
-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?
-Как человек должен относиться к природе?
Работа с картой «Путь Васютки»
А если это место действительно существует, можно проследить его путь.
Васюткино озеро есть на карте. Оно реально на самом деле. Яндекс-карты говорят, что Васюткино озеро находится в Красноярском крае, в Туруханском районе.
Да, оно совсем маленькое, но его местоположение четко определено координатами.
Так что Васюткино озеро на карте России можно найти обычным поиском.
На самом деле совсем недалеко от Енисея в непроходимой тайге. Рядом нет никаких поселений. А если это место действительно существует, можно проследить его путь.
Физминутка
Словарная работа.
Встретились ли вам в рассказе непонятные слова?
Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:
фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);
бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;
паромы, перемёты – ловушки для рыб
паромы – спаренные сети,
перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)
патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;
обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;
коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
затесь – зарубки на стволах деревьев;
бурелом – деревья, поваленные бурей;
валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
тягун – подводное течение.
Разнообразие речевых троп
Узнайте по эпитетам, о чем говорится:
(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;
(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;
(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;
(туман) молочный, клейкий, неподвижный;
(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;
(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая
Встречаются в рассказе сравнения:
“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;
“густая, как смоль, темень начала редеть”;
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”
“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”
Созвучие авторов
У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.
Николай Заболоцкий
Лесное озеро
V. Обобщение.
Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.
Природа – друг или враг?
- Почему же тогда иногда погибают люди, оказавшиеся один на один с природой. (Она наказывает за пренебрежение законами, за легкомыслие, самонадеянность. Природа мстит тому, кто её не бережёт.)
- Вы знаете, как называется наука о взаимодействии и совместном проживании человека и природы? (Экология)
- 2017 год в России объявлен Годом экологии. Говоря об экологии в наши дни, мы думаем о спасении природы, а с ней и спасении человека.
- А что мы можем сделать для природы? …
Ученик читает стихотворение
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она твой давний добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна. (В. Шефнер)
Рефлексия
-Насколько вам было интересно читать произведение?
-Как думаете, вы бы справились на месте Васютки?
-Так природа-наш друг или враг?
Домашнее задание
Написать Васютке письмо «Чему ты меня научил»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.