МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №2»
ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УРОК
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В 3 КЛАССЕ
ТЕМА:
А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»
(с использованием игровых технологий, технологий критического мышления)
Составила:
Шашерина Ирина Игоревна –
Учитель начальных классов,
учитель высшей
квалификационной категории
г. Армянск – 2022 г.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ...»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: познакомить с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Задачи: углубить знания о жизни и творчестве поэта; пробуждать интерес к чтению художественных произведений, учить наблюдать, думать, читать осмысленно; развивать умение выразительного чтения и поэтического слуха, творческое воображение, активность учащихся; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь к своей Родине, родному краю, уважительное отношение к одноклассникам.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Уметь работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты.
1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Оборудование урока:
- портрет А.С. Пушкина;
- выставка книг А.С.
Пушкина;
- рисунки учащихся к
любимым сказкам А.С. Пушкина;
- кубик Блума;
- бумажные листья дуба, цветок; раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент
Мы
собрались сегодня в классе.
Верней не в классе, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А, может, встретили лису?
Всё это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди.
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прием «Дерево предсказаний» (Слайд №3):
У нас есть сказочный дуб из поэмы А.С. Пушкина, на листьях которого я предлагаю написать ваши ожидания от сегодняшнего урока. (Дети коротко записывают и прикрепляют листья к нарисованному дубу). Можете начать словами:
Я научусь….
Я узнаю…….
Мне будет….
А в конце урока мы проверим, оправдались ли ваши ожидания.
3. Актуализация опорных знаний.
Прием «Кластер» (Слайд №4):
Сейчас мы с вами соберём необычный цветок. Я буду читать фразу, а вы - называть жанр. Каждый ваш ответ - это лепесток со словом, который будет появляться на доске.
1 лепесток.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (загадка)
2 лепесток.
На дворе – трава, на траве – дрова. (скороговорка)
3 лепесток.
Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я считать. (считалка)
4 лепесток.
Родина-мать, умей за неё постоять. (пословица)
5 лепесток.
Во поле берёзка стояла. (народная песня)
6 лепесток
Три поездки Ильи Муромца. (былина)
Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (Заклички, небылицы, потешки, сказки) Все лепестки прикрепляются к доске.
У нашего цветка не хватает сердцевины. Как все это вместе можно назвать? (Устное народное творчество). Вот теперь цветок готов.
На какие две большие группы мы можем разделить сказки? (Авторские и народные)
4. Определение темы и задач урока.
А с какой сказкой мы сегодня познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку (Слайд №5):
Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь ……(Гвидон)
Игра «Собери сказку» (Слайд №6):
Из отдельных слов по группам собрать полное название сказки.
Итак, тема сегодняшнего урока «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Сегодняшний урок мы посвящаем самой светлой волшебной сказке. Это «Сказка о царе Салтане», которая появилась в далёком 1831 году.
Какие задачи поставим перед собой? (познакомимся со сказкой, научимся выразительно читать, анализировать, отвечать на вопросы…) А еще познакомимся с биографией писателя.
5. Открытие нового знания.
Знакомство с творчеством поэта.
(Звучит тихая музыка.) (Слайд №7)
6 июня 1799 года в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
(Слайд №8) Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала. В семье Пушкиных было трое детей. Старшая - Ольга, средний - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.
Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по–русски, и няня Арина Родионовна (Слайд №9). Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их. Многие сказки Арины Родионовны Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.
6. Первичное усвоение новых знаний.
Наверняка многим из вас в детстве читали сказку о царе Салтане, кто-то из вас смотрел мультфильм. И, конечно, вы знаете все приключения её героев.
а) Словарная работа. (Слайд №10)
В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи.
Как они называются? (устаревшие – архаизмы) Давайте посмотрим на их значение:
Молвить – говорить; крещёный мир- в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения; позадь забора - за забором; к исходу сентября - к концу сентября; светлица- светлая парадная комната в доме; сени- входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей; красная девица – красивая; аршин- старорусская единица измерения длины; гонец- вестник, посыльный, курьер.
-Ребята, какими словами начинается Пушкинская сказка? (три девицы под окном…).
б) Инсценизация. (Слайд №11)
(включается фонограмма, выходят девицы)
1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)
То на весь крещёный мир приготовила б я пир
2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)
То на весь бы мир одна наткала я полотна
3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)
Я б для батюшки царя родила богатыря. (все охают) (Слайд №12)
Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь, стороны той государь.
Во все время разговора он стоял позадь забора;
Речь последней по всему полюбилася ему. (кланяется третьей сестре)
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)
Будь царица и роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха (сёстры охают) (Слайд №13)
-Почему царь не выбрал первых двух сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)
- Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения)
Физминутка.
- Изобразите волны, набегающие на берег.
- Летящую царевну Лебедь.
- Танцующую белку, поющую песенки.
- Богатырей, выходящих из моря.
в) Работа по учебнику. Чтение сказки сначала учителем, потом детьми (жужжащее, со сменой темпа, громкости, хором, по цепочке).
7. Проверка понимания текста, закрепление.
Характеристика героев сказки (Слайды №14-19).
Прием Кубик Блума.
Я буду вам бросать кубик, а вы придумаете продолжение вопросов, начало которых написано на гранях кубика. Другие ребята ответят на них.
Кубик Блума я верчу, разобраться я хочу. (Дети задают друг другу вопросы, отвечают на них)
- В чём особенность сказок А.С. Пушкина?
- Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи?
8. Подведение итога урока. Рефлексия.
- Какая работа для вас была самая интересная?
- Какое задание оказалось самым трудным?
- Чему учились на уроке?
- О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?
Продолжите:
Я узнал…
Мне понравилось…
Мне было интересно…
Оправдались ли ваши ожидания, записанные на листочках в самом начале урока?
9. Домашнее задание по выбору учащихся. (Слайд №20)
1. Выучить наизусть отрывок из сказки.
2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.