УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ. ТЕМА: А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»
Оценка 4.6

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ. ТЕМА: А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

Оценка 4.6
docx
13.12.2022
УРОК  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ. ТЕМА: А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»
УРОК сказка о царе салтане.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №2»

ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

 

 

 

 

 

 

                                           УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В 3 КЛАССЕ

 

ТЕМА:

А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

(с использованием игровых технологий, технологий критического мышления)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

Шашерина Ирина Игоревна

Учитель начальных классов,

учитель высшей

квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         г. Армянск – 2022 г.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ...»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: познакомить с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Задачи: углубить знания о жизни и творчестве поэта; пробуждать интерес к чтению художественных произведений, учить наблюдать, думать, читать осмысленно; развивать умение выразительного чтения и поэтического слуха, творческое воображение, активность учащихся; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь к своей Родине, родному краю, уважительное отношение к одноклассникам.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Уметь работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Оборудование урока:

- портрет А.С. Пушкина;
- выставка книг А.С. Пушкина;
- рисунки учащихся к любимым сказкам А.С. Пушкина;

- кубик Блума;

- бумажные листья дуба, цветок; раздаточный материал.

 

                                                Ход урока.

1. Организационный момент

Мы собрались сегодня в классе.
Верней не в классе, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А, может, встретили лису?
Всё это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди.

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прием «Дерево предсказаний» (Слайд №3):

 У нас есть сказочный дуб из поэмы А.С. Пушкина, на листьях которого я предлагаю написать ваши ожидания от сегодняшнего урока. (Дети коротко записывают и прикрепляют листья к нарисованному дубу). Можете начать словами:

 Я научусь….

Я узнаю…….

Мне будет….

А в конце урока мы проверим, оправдались ли ваши ожидания.

3. Актуализация опорных знаний.

Прием «Кластер» (Слайд №4):

Сейчас мы с вами соберём необычный цветок. Я буду читать фразу, а вы -  называть жанр. Каждый ваш ответ - это лепесток со словом, который будет появляться на доске.

1 лепесток.

 Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (загадка)

2 лепесток. 

На дворе – трава, на траве – дрова.  (скороговорка)

3 лепесток.

Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я считать. (считалка)

4 лепесток.

Родина-мать, умей за неё постоять. (пословица)

5 лепесток.

Во поле берёзка стояла. (народная песня)

6 лепесток

Три поездки Ильи Муромца. (былина)

 

Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (Заклички, небылицы, потешки, сказки) Все лепестки прикрепляются к доске.

У нашего цветка не хватает сердцевины. Как все это вместе можно назвать? (Устное народное творчество). Вот теперь цветок готов.

На какие две большие группы мы можем разделить сказки? (Авторские и народные)

4. Определение темы и задач урока.

А с какой сказкой мы сегодня познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку (Слайд №5):

Только этот царь родился,

Сразу в море очутился.

В бочке плыл по морю он,

Звался этот царь ……(Гвидон)

Игра «Собери сказку» (Слайд №6):

Из отдельных слов по группам собрать полное название сказки.

Итак, тема сегодняшнего урока «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сегодняшний урок мы посвящаем самой светлой волшебной сказке. Это «Сказка о царе Салтане», которая появилась в далёком 1831 году.

Какие задачи поставим перед собой? (познакомимся со сказкой, научимся выразительно читать, анализировать, отвечать на вопросы…) А еще познакомимся с биографией писателя.

5. Открытие нового знания.

Знакомство с творчеством поэта.

 (Звучит тихая музыка.) (Слайд №7)

6 июня 1799 года в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

(Слайд №8) Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала. В семье Пушкиных было трое детей. Старшая - Ольга, средний - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по–русски, и няня Арина Родионовна (Слайд №9). Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их. Многие сказки Арины Родионовны Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.

6. Первичное усвоение новых знаний.

Наверняка многим из вас в детстве читали сказку о царе Салтане, кто-то из вас смотрел мультфильм. И, конечно, вы знаете все приключения её героев.

а) Словарная работа. (Слайд №10)

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи.

Как они называются? (устаревшие – архаизмы) Давайте посмотрим на их значение:

Молвить – говорить; крещёный мир- в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения; позадь забора - за забором; к исходу сентября - к концу сентября; светлица- светлая парадная комната в доме; сени-  входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей; красная девица – красивая; аршин- старорусская единица измерения длины; гонец- вестник, посыльный, курьер.

 -Ребята, какими словами начинается Пушкинская сказка? (три девицы под окном…).

б) Инсценизация. (Слайд №11)

(включается фонограмма, выходят девицы)

1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

То на весь крещёный мир приготовила б я пир

2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

То на весь бы мир одна наткала я полотна

3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

Я б для батюшки царя родила богатыря. (все охают) (Слайд №12)

Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

И в светлицу входит царь, стороны той государь.

Во все время разговора он стоял позадь забора;

Речь последней по всему полюбилася ему. (кланяется третьей сестре)

Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

Будь царица и роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха (сёстры охают) (Слайд №13)

 

-Почему царь не выбрал первых двух сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)

- Как вы думаете, что будет дальше?  (Предположения)

Физминутка.

- Изобразите волны, набегающие на берег.

- Летящую царевну Лебедь.

- Танцующую белку, поющую песенки.

- Богатырей, выходящих из моря.

в) Работа по учебнику. Чтение сказки сначала учителем, потом детьми (жужжащее, со сменой темпа, громкости, хором, по цепочке).

7. Проверка понимания текста, закрепление.

Характеристика героев сказки (Слайды №14-19).

Прием Кубик Блума.

Я буду вам бросать кубик, а вы придумаете продолжение вопросов, начало которых написано на гранях кубика. Другие ребята ответят на них.

Кубик Блума я верчу, разобраться я хочу. (Дети задают друг другу вопросы, отвечают на них)

- В чём особенность сказок А.С. Пушкина?

- Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи?

8. Подведение итога урока. Рефлексия.

- Какая работа для вас была самая интересная?

- Какое задание оказалось самым трудным?

- Чему учились на уроке?

- О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сего­дня на уроке?

Продолжите:

Я узнал…

Мне понравилось…

Мне было интересно…

Оправдались ли ваши ожидания, записанные на листочках в самом начале урока?

9. Домашнее задание по выбору учащихся. (Слайд №20)

1. Выучить наизусть отрывок из сказки.

2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Предмет: Литературное чтение

Предмет: Литературное чтение

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (Заклички, небылицы, потешки, сказки)

Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (Заклички, небылицы, потешки, сказки)

Многие сказки Арины Родионовны

Многие сказки Арины Родионовны

Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения)

Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022